«Мы — это наш выбор»: философия экзистенциализма и новые вызовы XXI века

Мы уже 20 лет живем в XXI веке, при этом отсылки к XX и переосмысление его опыта не перестают волновать философов, культурологов, психологов, политологов и др. Однако, кажется, именно этот год стал настоящим рубежом, после которого можно с уверенностью говорить, что мир уже не будет таким, как прежде — впрочем, как и мы. Какова мера нашей свободы и ограниченности возможностей? Насколько мы можем управлять своей жизнью? Какое место занимает человек и его выбор в новой эпохе? И чем станет свобода в мире после коронавируса? Наш обозреватель Василий Сторчак размышляет о том, какое наследие нам оставил XX век, почему философия экзистенциализма стала его оплотом и где мы будем черпать смыслы в новой эпохе, которая, кажется, беззастенчиво показала нам свое лицо именно в 2020.

Одиночество, отсутствие опор, потерянность, абсурдность, смерть — это всё про экзистенциализм. Свобода выбора, ценность каждой отдельной жизни и вера в её неповторимость — обратная сторона медали этого философского учения. 

В моей голове его формула звучит фразой Ницше «Бог мертв», а голос Гребенщикова в той же моей голове словами «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет» наталкивает на мысль, что продолжение фразы Ницше будет таким же. 

А что еще можно предложить двадцатому веку? Веку беспрерывных примеров агонии и абсурда, кажется, доведенных до своего максимума. Это время «потерянного поколения», раздавленного под холодным свинцом безнадежности. Это время крематориев Освенцима и трудовых лагерей Сталина. Это время применения биологического и ядерного оружия. Время, когда потрясений хватало на всех, а красота Ренессанса и благодать молитвы как будто задержались в прошлом веке, оставив человека один на один с безысходностью, не в состоянии быть опорой, как раньше. Это время экзистенциализма. 

Есть вопросы, на которые никто нам не даст ответ. Смирение приходит во время проживания безысходности. Смерть дарит не только страх, но также подталкивает к свободе выбора. А сам человек, пока у него есть силы быть больше своей драмы и находить свой личный смысл, продолжать вставать по утрам, становится человеком, сделавшим выбор, а не молчаливой жертвой и заложником обстоятельств. Мы не выбираем систему координат, в которой существуем, но мы можем выбирать свое отношение к ней и свой личный смысл.


Читайте также Фильм «Платформа» и Дон Кихот: герой классицизма и подмена понятий в постмодернизме


Почему именно XX век стал почвой для развития экзистенциальной философии? Может быть, сыграл свою роль технологический прогресс? Он открывал перед человеком недоступные раньше возможности. Ни один предыдущий век не был настолько стремительным в развитии. С 1901 года по 2000 год мир преобразился до неузнаваемости, а отдельный человек платил за эту цену испытаниями на грани здравого смысла и безумия. Параллельно стремительному развитию мир напоминал сборище племен дикарей, которым дали поиграть с бомбами. XX век был чрезмерно необъяснимым, при этом иногда слишком сумасшедшим. В таком мире всё сложнее было находить смыслы. XX век  был пограничным периодом с крайностями, хаосом, в котором отдельный человек был забыт, брошен, потерян. Бог умер, как заботливый родитель, оставив человека на произвол судьбы. Или, по крайней мере, решил не вмешиваться, наблюдая, до какой точки абсурда способно дойти его творение. Декартовское «Я мыслю, а значит, существую» устарело. На смену ему пришло «Я существую и я уникален в своем выборе смыслов».

В статье «Роковая участь человека»: свобода в философии экзистенциализма автор полагает, что экзистенциализм всегда приходит к одному знаменателю, к свободе. А после этого задается вопросом о подлинности свободы. Думаю, когда ставится вопрос о подлинности свободы, для экзистенциализма это равно вопросу о подлинности самого человека. Может быть, это имел в виду Сартр в своей фразе: « Я сам своя свобода». Что для меня свобода в экзистенциализме? Люди падки на сравнение себя с другими, а общество провоцирует на обобщение и унифицирование личности в исторически установившихся правилах и нормах той или другой социальной группы. Дикость нашего времени еще и в том, что оно утверждает, будто каждый может стать кем угодно, ведь возможности повсюду. Но мы живем не только в мире возможностей, но и в мире, где волей случая мы родились в определенной семье, которая живет в определенной стране, и обладаем мы набором определенных исходных данных, часто с ограниченным выбором для развития в будущем, а иногда и совсем беспомощными что-либо кардинально изменить. Подлинность свободы? Для меня она во фразе того же Сартра:

«Свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня».

Идея права человека на свободу, основополагающая в философии экзистенциализма, столкнулась с новым вызовом в 2020 году. Вызовом, затронувшим индивидуально практически каждого человека, а также вызовом устройству современного мира в целом. Мир, в котором моментальное распространение информации позволяло следить за ситуацией с Covid-19 в режиме реального времени. Мир, в котором свобода передвижений между странами уже стала восприниматься как норма, в один момент остановился и застыл в неопределенности. Мир, в котором раньше привлекал внимание человек в маске, перевернулся так, что теперь привлекает внимание человек без маски. Раньше постоянное использование антисептика или навязчивое мытье рук было скорее признаком обсессивно-компульсивного расстройства, сейчас же для многих превратилось в норму. Сотни миллионов людей столкнулись с ощущением безысходности от бессрочных отпусков за свой счет, сокращениями или «заморозкой» на неопределенный период бизнеса, впоследствии приведшей к потери клиентов, невыплаченным кредитам или задолженности за аренду. Движущей силой всего этого стал страх смерти от нового вируса, так быстро распространяющегося и грозящего неизученными осложнениями, отсутствием вакцины и отсутствием в целом гарантий современной системы здравоохранения в том, что она знает, как с этим справиться, и обладает ресурсами для этого.


Также по теме Когда COVID-19 встречает надежду: экзистенциальные вызовы новой пандемии


Каждый человек столкнулся с серьезной проблемой, показывающей саму суть экзистенциализма — ограниченными возможностями управлять своей жизнью. Маркером, подчеркивающим эту беспомощность, стала вынужденная изоляция. Отсутствие возможностей для взаимодействия с другими людьми рождает чувство одиночества и может вызывать ощущение опустошенности. Дом превратился из безопасного теплого места, в которое хочется возвращаться, в единственное безопасное место, в котором ты чувствуешь себя заложником. Двойственность восприятия будет присуща нам теперь не только во взгляде на свой дом, но и во взгляде на происходящее в целом. Кто не сможет выдержать двойственность, примкнет либо к тем, кто будет совсем отрицать угрозу вируса, либо к тем, кто будет, наоборот, ревностно бороться за исполнение всех норм и правил, поддерживая все меры, предложенные правительствами, видя в них здравый смысл. Так же, как и двойные послания, когда под чем-то сказанным скрывается совсем другое, так и двойственность восприятия расщепляет личность. Как относиться к своему дому? Как относиться к общению через маску и на социальной дистанции, а не открытости в прикосновении? Как относиться к закрытым границам в глобализованном мире? С вынужденными ограничениями свободы во имя жизни мы эту же жизнь инвалидизировали — сделали неполноценной в нашем привычном понимании. Проблема двойственности восприятия становится причиной потерянности и всё, что нам остается, — либо выбрать одну из крайностей, либо попытаться принять эту двойственность и адаптироваться к ней с помощью новых смыслов в надежде, что ограничения временны.

Философия экзистенциализма сегодня — это в первую очередь опора, которая способна помочь человеку устоять в массовом одиночестве и страхе, а главное, не сорваться в состояние, где мы будем бояться не самого вируса, а своего воображения о нем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: