«Якорь безопасности»: как тело помогает нам регулировать эмоции


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


«Тело на твоей стороне»: разбираемся, как налаженный контакт с собственным телом и понимание принципов работы автономной нервной системы помогают нам ориентироваться в том, как мы видим и ощущаем окружающий мир, налаживать связь с чувствами и мыслями и регулировать свое психоэмоциональное состояние.

В терапии существуют разные методы работы с эмоциональными состояниями. Техники, основанные на поливагальной теории, — одни из них: когда работа с эмоциями ведется опосредованно и начинается с регуляции телесных состояний. Поливагальная теория была разработана нейробиологом и психиатром Стивеном Порджесом и фокусировалась на описании особенностей работы автономной (вегетативной) нервной системы, подсистемы которой вызывают разные реакции на угрозу и опасность (от замирания/оцепенения, которое досталось нам от парасимпатической системы доисторических рыб плакодерм, реакции «бей и беги», сформированной благодаря появлению симпатического отдела нервной системы у акантод, и, наконец, до ориентации на социальное включение и самоуспокающее поведение, сформировавшееся позднее всего благодаря появлению 200 млн лет назад новой части парасимпатической системы — вентрально вагальной). Таким образом, каждая подсистема особенным образом обусловливает наше психоэмоциональное состояние, формируя то, как мы видим, ощущаем окружающий мир и действуем в нем.

Тело на твоей стороне (поливагальная теория)
Изд. МИФ

Клинический психолог, психотерапевт и специалист по работе с травмой Деб Дана считает, что понимание принципов работы автономной нервной системы и бессознательных процессов, возникающих в организме как ответ на ощущение безопасности или признаки угрозы, является ключом к ее регуляции, а значит, нашего самоощущения и эмоциональных реакций.

В своей книге «Тело на твоей стороне» (изд. МИФ) она доступно объясняет нейробиологические процессы и показывает, как мы переходим из одного состояния в другое: от спокойной готовности налаживать взаимосвязь друг с другом — к желанию защищаться и обратно. Кроме того, Дана предлагает множество простых приемов, позволяющих исследовать упомянутые реакции, замечать их, корректировать и сознательно придавать им ту или иную форму, налаживая связь с чувствами, мыслями, поведением и, наконец, убеждениями, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Например, она показывает, почему, если наша автономная нервная система постоянно находится в режиме симпатической мобилизации или дорсальной блокировки, мы не только перманентно чувствуем угрозу, но и утрачиваем способность сострадать, испытывать восторг, доброжелательность и чувствовать прощение (и, конечно, рассказывает, как это можно изменить).

«Наши убеждения о том, кто мы есть и в каком мире живем, зарождаются внутри тела. Прежде чем мозг начинает формировать мысли и слова, нервная система запускает реакцию, которая приводит к возникновению определенных ощущений, налаживанию взаимосвязи с окружающими, заставляет нас мобилизовать силы для борьбы или бегства либо спасает нас, вынуждая прятаться, то есть отгораживаться от людей <…> Всем этим управляет автономная нервная система. Именно в ней зарождаются убеждения о том, кто мы есть, каков мир вокруг нас, что нужно делать и что мы чувствуем. Ощущение безопасности и взаимосвязи с миром возникает прежде всего под влиянием биологических процессов».

Выбрали главу, в которой Деб Дана делает краткий обзор принципов и элементов поливагальной теории, дополнив ее одним из предлагаемых в книге упражнений.

Краткое описание принципов и элементов поливагальной теории

Прелесть живого существа заключается не в атомах, из которых оно состоит, а в том, каким образом эти атомы собраны в единую систему.

Карл Саган. Космос (эп. 5)

Исследуя здоровье недоношенных детей в 1970-х и 1980-х, профессор психиатрии Стивен Порджес открыл для себя два вагальных пути в нервной системе. Регулируя работу сердца и обеспечивая связь между состоянием сердца и лицом, эти пути предоставляют окружающим возможность понять, что в данный момент происходит у нас в организме. Обнаружив это, Порджес сформулировал поливагальную теорию. Благодаря ей у нас есть простой способ осознать, как функционирует автономная нервная система, и научиться с ней «сотрудничать».

Поскольку она отвечает за базовые функции (дыхание, сердцебиение, пищеварение) и не требует от нас осознанной фокусировки внимания на выполнении этих задач, автономную нервную систему можно также называть автоматической. Она работает без участия сознания, все ее настройки «предустановлены». Это прекрасно, но вся прелесть в том, что с помощью поливагальной теории работу автономной нервной системы можно регулировать. Для этого нужно знать три следующих принципа.

  1. Автономная иерархия. Автономная нервная система состоит из трех частей, работающих определенным образом и благодаря заранее сформировавшимся в организме нервным путям.
  2. Нейроцепция. Автономная нервная система имеет встроенный механизм наблюдения, который отслеживает признаки безопасности и предполагаемой угрозы.
  3. Совместная регуляция. Возможность уверенно налаживать связи с окружающими — необходимое условие благополучия.

Иерархия автономной нервной системы. Составные части, из которых строится наше восприятие

На протяжении эволюции три представленных на рис. 1.1 структурных элемента формировались один за другим. Дорсальный вагальный комплекс (блокировка) возник около 500 миллионов лет назад, симпатический (активация) — примерно 400 миллионов, а вентральный вагальный (взаимосвязь) — 200 миллионов лет назад.

Поливагальная теория
Изд. МИФ

Эта последовательность получила название автономной иерархии. Она дает ключ к тому, как автономная нервная система устанавливает якорь регулирования и реагирует на разнообразные задачи в нашей повседневной жизни. Каждая из трех составных частей функционирует по-своему. Каждая благодаря взаимосвязям в организме влияет на его биологические процессы. Каждая особенным образом обусловливает наше психоэмоциональное состояние, формируя то, как мы видим, ощущаем окружающий мир и действуем в нем.

Вентральный вагальный комплекс — самый молодой из трех. Это «врата» к здоровью, благополучию и умению достаточно легко преодолевать жизненные препятствия. При таких условиях мы полноценно взаимодействуем и общаемся с людьми, причем нам хорошо и в группе, и в одиночестве. Обычные раздражители, повторяющиеся изо дня в день, не выводят нас из себя. Поэтому, пролив кофе или, например, еле продвигаясь в пробке, вместо гнева и тревоги мы продолжаем ощущать спокойствие и гармонию.

Когда происходит нечто, вызывающее у нас слишком сильные эмоции, или когда за короткий промежуток времени случается чересчур много всего, или когда жизнь кажется бесконечной чередой трудностей, работа организма переходит с вентрального уровня на ступень ниже, к следующей составной части автономной нервной системы. В таком случае мы выполняем одно из соответствующих этой части действий. Кроме того, развивается реакция под названием «бей или беги». Если количество задач, требующих решения, не уменьшается, денег для того, чтобы сводить концы с концами, не хватает или возникает впечатление, будто партнеру все время не до нас, то утрачивается ощущение безопасности и ухудшается способность трезво воспринимать происходящее. В результате мы либо проявляем агрессию, либо стараемся спрятаться от проблем.

Когда мы надолго увязаем в ощущении, что попали в замкнутый круг из забот, с которыми никак не справиться, функционирование организма спускается еще на одну ступень, к самому первому структурному элементу нервной системы. Возникают связанные с ним ощущения: желание сдаться, внутренний блок, отчужденность от окружающих. В подобном состоянии нас уже не волнует ни пролитый кофе, ни куча запланированных дел, ни равнодушный к нам партнер: организм начинает «отгораживаться» от мира. Мы по-прежнему совершаем какие-то действия, но машинально: энергии на то, чтобы проявлять к ним интерес, уже не хватает. Мы перестаем надеяться на перемены к лучшему. И так как нервная система всегда работает по предсказуемому сценарию, то есть переходя от одной составной части к другой, то нам, чтобы справиться со сложившейся ситуацией, вызывающей чувство оцепенения, нужно определенным образом восстановить контакт с энергией симпатической системы и далее приступить к регулированию вентрального вагального комплекса.

Хороший способ четко ощутить проявления каждого из трех структурных элементов — это проговорить вслух, каким вы видите мир и себя в нем. Описывая первое и второе, вы начнете осознавать убеждения, хранящиеся в каждой из трех составных частей вашей нервной системы. Начните с дорсального комплекса, находящегося в самом низу вышеописанной иерархии, и проанализируйте ощущения отчужденности, закрытости, заблокированности. Теперь подумайте, каким видите мир и себя. Возможно, для вас мир враждебен, мрачен, пуст, а вы сами — неприкаянный, брошенный или растерянный. Далее поднимитесь на следующий уровень, к симпатическому потоку переполняющих вас эмоций, и снова опишите мир и себя. Вероятно, все вокруг покажется хаотичным, труднопреодолимым или пугающим, а вы, ощущающий неразбериху и беспорядок, почувствуете потерю контроля над собой или какую-нибудь угрозу. Затем перейдите к последней части, вентральной вагальной, обеспечивающей состояние спокойствия и регуляцию. Что теперь скажете о себе и мире? Наверное, он воспринимается как дружелюбный, красивый, приглашающий к взаимодействию? Вы чувствуете, что все хорошо, есть жизнь и в ней много возможностей? Исследуя иерархическое строение автономной нервной системы, мы начинаем понимать разницу между состояниями, которые вызывает каждая из трех составных частей. Отвечая на вопросы «Каким я вижу мир?» и «Каким я вижу себя в нем?», можно заметить, насколько существенно меняются убеждения при переходе от одного состояния (или структурного элемента) к другому.

Нейроцепция. Ваша внутренняя система наблюдения

Второй принцип поливагальной теории — внутреннюю систему наблюдения — можно обозначить понятием «нейроцепция». Этот термин предложил Стивен Порджес, чтобы объяснить, как нервная система (нейро-) воспринимает (-цепция) признаки отсутствия или наличия угрозы. В первом случае мы имеем возможность наладить взаимосвязь с миром. Во втором происходит переход к симпатической реакции «бей или беги». А если нервная система ощущает сигналы, говорящие об угрозе жизни, то в дело вступает дорсальный вагальный комплекс, вызывая желание сдаться и спрятаться.

Нейроцепция осуществляется посредством трех каналов восприятия: один направлен внутрь, другой — наружу, третий служит для налаживания взаимосвязей. Первый предназначен для восприятия того, что происходит у нас в организме (сердцебиение, дыхание, мышечная активность) и внутри органов, особенно тех, которые участвуют в пищеварении. Наружное восприятие начинается во внешнем мире (в той среде, в которой вы находитесь) и распространяется дальше, охватывая окрестности, страну и весь мир. Третий же канал позволяет вашей нервной системе «общаться» с нервными системами целой группы людей или одного человека. Три перечисленных потока информации не останавливаются ни на секунду, но нашим сознанием не воспринимаются. Осуществляясь в фоновом режиме, нейроцепция обусловливает изменения автономного состояния, которые либо побуждают нас взаимодействовать с людьми, местами и ситуациями, либо заставляют отказаться от установления контакта и запускают одну из реакций: борьба, бегство или самоизоляция. Наши убеждения и то, как мы мыслим, чувствуем, действуем, — все это зарождается на основе нейроцепции. Непосредственно на нее повлиять не получится, но можно поработать над тем, как проявляется ее воздействие на организм. Намеренно уделяя внимание своей внутренней системе наблюдения, мы переносим бессознательные процессы на уровень осознанного восприятия. Нужно перевести в явную форму ощущения, которые появляются благодаря нейроцепции, и сосредоточиться на состоянии тела. Путешествуя по каналам осознания, мы налаживаем связь с чувствами, мыслями, поведением и, наконец, убеждениями, которыми руководствуемся в повседневной жизни. Знакомство с процессом нейроцепции помогает преобразовывать эти убеждения.

Совместная регуляция. Предрасположенность к созданию взаимосвязей

И наконец, третий принцип поливагальной теории. Он подразумевает необходимость налаживать безопасное взаимодействие с окружающими и выполнять при этом совместную регуляцию, без которой невозможно выжить. На свет мы появляемся в состоянии, при котором не способны добывать себе пищу, и продолжается это в течение первых нескольких лет жизни. В такой период необходимо, чтобы кто-то о нас заботился. Мы не можем контролировать работу своего организма и неосознанно тянемся к людям, чтобы они удовлетворили наши физические и эмоциональные потребности, связанные с выживанием. По мере взросления, получая помощь от окружающих, мы набираемся опыта и учимся регулировать собственную нервную систему самостоятельно.

Но даже когда этот навык уже развит, нужда в совместной регуляции не отпадает. Это одновременно и очень важное слагаемое, позволяющее достичь благополучия, и непростая задача, состоящая в необходимости сотрудничать с окружающими. Чтобы, например, нам с вами наладить взаимодействие, обоим нужно чувствовать, что оно безопасно, а затем надо найти способ установления связи и начать совместную регуляцию. Когда человек нуждается в том, чтобы его выслушали, он идет к другу, а когда необходима поддержка — обращается к родственнику. Мы зависим от конкретных людей, способных помочь в регуляции нашей нервной системы, когда сами не справляемся. В то время как мир на первый взгляд подталкивает каждого к самостоятельной регуляции и независимости, совместная регуляция — это основа, помогающая идти по жизни с чувством безопасности. У нас всегда есть потребность налаживать связь с окружающими, мы стремимся к совместной регуляции ежедневно.

Именно посредством этих трех принципов — иерархии, нейроцепции и совместной регуляции — мы получаем возможность оценить роль биологических процессов в том, как живем и воспринимаем окружающий мир, и использовать их таким образом, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Три элемента благополучия

Три принципа поливагальной теории (иерархическое строение автономной нервной системы, внутренняя система наблюдения посредством нейроцепции, совместная с окружающими регуляция) — это фундамент. Он необходим для того, чтобы понять нашу нервную систему и подружиться с ней. Дополнить это следует тремя элементами благополучия: контекстом, выбором и связью. Они помогают установить в нервной системе якорь безопасности и регуляции. Наличие трех перечисленных элементов дает возможность выполнять регуляцию без лишних усилий. Когда же один из них отсутствует, мы ощущаем дисгармонию и неловкость.

«Контекст» происходит от латинского слова contextere, означающего «соединять в себе». Если посмотреть через призму нервной системы, то контекстом можно назвать сбор информации о том, что происходит, как и почему, осуществляющийся с целью понять суть испытываемых ощущений и определенным образом отреагировать на них. Мы считываем безопасность по отчетливым признакам, которые проявляются в нашем взаимодействии с чем-либо или кем-либо. Когда контекстуальные данные воспринимаются через нервные пути неосознанно, мы часто реагируем очень быстро, опираясь при этом на накопленный опыт. Из-за невозможности получить точную информацию повышается вероятность того, что появятся ощущение угрозы и желание защищаться. К примеру, подруга присылает мне сообщение о том, что наш совместный ланч придется отменить. Не слыша ее голоса, не видя лица и не имея никаких других данных о том, что с ней сейчас происходит, я погружаюсь в тревогу. Начинаю думать, будто сделала что-то плохое, из-за чего подруга расстроилась. А позже оказывается, что она просто плохо себя чувствовала, — контекст изменится. В результате вместо эмоционального отчуждения я испытываю желание заботиться о подруге и беспокоюсь о ее здоровье.

Выбор — это второй элемент, необходимый для полноценной регуляции нервной системы. Именно он позволяет замирать или двигаться, устремляться или избегать, налаживать взаимосвязь или обороняться. Когда число вариантов ограниченно, или их вовсе нет, или мы ощущаем, будто «застряли», попали в ловушку и выхода не видно, нам хочется найти решение. Стремясь выжить, мы ощущаем, как мобилизуется симпатическая нервная система, вызывая что-то вроде тревоги или гнева, либо в дело вступает дорсальный вагальный комплекс, заставляя нас терять энергию и приближая к состоянию оцепенения. Даже когда совершаем обычные повседневные действия, нам легче сохранять якорь безопасности и регуляции, если при этом есть возможность выбора. Однако бесконечное множество разных вариантов, наоборот, может сбить с толку. В результате мы так и не сможем сделать выбор. Такая ситуация психологически слишком трудна. С другой стороны, строгая самодисциплина порой тоже бывает крайностью. Каждый может найти для себя золотую середину, которая позволяет ограничивать количество доступных вариантов, годящихся для выбора, и одновременно не исключает гибкости.

Последний элемент — связь — помогает нам ощутить себя частью взаимоотношений. Здесь четыре слагаемых: связь со своим «я», связь с людьми (и домашними животными), связь с природой и миром, связь с духовной стороной жизни. Разные виды позволяют нам чувствовать себя в безопасности, знать, что мы не одни, воспринимать окружающий мир как благоприятный и сохранять гармоничный духовный настрой. Но когда связь нарушена (со своим «я», в отношениях с кем-либо, с природой или духовной составляющей жизни), становится труднее сохранять якорь безопасности и регуляции. В результате мы пытаемся восстановить взаимодействие с какими-либо из перечисленных выше слагаемых. Если связь нарушена в течение длительного времени, мы от безысходности нередко начинаем тянуться к людям, а затем в отчаянии все равно отдаляемся от них.

Ознакомившись с принципами поливагальной теории и элементами, позволяющими регулировать нервную систему, теперь мы можем исследовать нервные пути автономной системы и выполнить шаги, помогающие достичь благополучия.


Исследование 3.4

Снаружи внутрь и изнутри наружу

Вы выполнили упражнения, предназначенные для первичного изучения того, как можно прислушиваться к нервной системе с помощью самосострадания и любопытства. Теперь предлагаю ознакомиться с двумя каналами прослушивания: один идет снаружи внутрь, другой — изнутри наружу. Для многих из нас поначалу легче использовать первый. Помогут в данном случае приведенные ниже вопросы.

— «Где я?» (Определите время и место.)
— «Что происходит вокруг?»
— «Кто находится рядом со мной?»
— «Чем я занимаюсь?»
— «В каком состоянии пребывает моя автономная нервная сис­тема?»

Вопросы призваны пробудить любопытство, обратить ваше внимание на обстановку и помочь определить, в каком из автономных режимов сейчас работает ваша нервная система. Используйте пять приведенных выше вопросов для того, чтобы направлять слуховое восприятие снаружи внутрь.

Другой канал, ориентированный изнутри наружу и тоже позволяющий почувствовать работу нервной системы, не менее важен. Как и в случае с первым, прислушиваться посредством второго канала нужно так, чтобы при этом сохранять любопытство и не стремиться наделить появляющиеся ощущения конкретным смыслом.

— «Что сейчас чувствует мой организм?»
— «Куда направлена энергия?»
— «Куда она не направлена?»
— «Чувствую ли я наполненность?»
— «Чувствую ли я опустошенность?»
— «В каком режиме сейчас функционирует автономная нерв­ная система?»

Как и в первом списке, эти вопросы тоже нужны для пробуждения любопытства, только на этот раз акцент сделан на то, что происходит внутри вас. Это необходимо для создания связи с текущим состоянием автономной нервной системы.

В конце главы предлагаю еще раз прислушаться к сообщениям, которые вам посылают ваши нервные структуры. Представьте себе, что вы специалист, занимающийся исследованием своей автономной нервной системы. Сделайте небольшую паузу. Отстранитесь от происходящего вокруг и вступите в контакт с миром своей автономной нервной системы. Можно выполнить этот шаг либо мысленно, либо физически: например, уйти из одного места, связанного для вас с внешним миром, и зайти в какое­то другое, в котором вам достаточно спокойно для того, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях. Отбросьте желание осмысливать происходящее и просто проявите любопытство к тому, как функционирует автономная нервная система.

Постарайтесь привыкнуть к выбранному месту. Не забывайте: вы собираетесь слушать, используя осознанное восприятие. Какие, судя по ощущениям, виды автономной энергии сейчас внутри вас активны? Какой сигнал посылает нервная система? Настройтесь на прием этой информации, проявляя любопытство и отказавшись от каких­либо оценок. Услышав то, что вам хотят «сказать» ваши нервные структуры, вернитесь в текущий момент и обратите внимание на внешний мир. Запомните ощущение взаимосвязи с автономной нервной системой. Оно всегда будет вам доступно. Сформируйте намерение поддерживать настрой на то, чтобы прислушиваться к своему внутреннему миру.

Нервная система говорит на собственном языке, и, если мы хотим «слушать» ее, надо научиться этот язык хорошо понимать. Подобное обучение требует времени и практики. Если, вступая во взаимодействие, мы проявляем любознательность, то появляется возможность почувствовать энергию, которая находится чуть дальше пределов осознаваемого нами мира, и распознать убеждения, на основе которых формируется наша повседневная жизнь.

Источник: «Тело на твоей стороне»

Обложка: Wikimedia Commons


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: