Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Тело-символ, персонажи-марионетки, актеры как последовательность цифрового кода: в книге «Как устроено кино» (издательство МИФ) иллюстратор Эдвард Росс погружается в историю кинематографа и делится интересными наблюдениями, связанными с киноиндустрией. Выбрали для вас несколько любопытных фактов о том, как в фильмах демонстрируется человеческое тело.
На протяжении всей истории кинематографа чаще всего камера фокусировалась на человеческом теле. Кино предлагает нам способ исследовать тело во всех его проявлениях.
Наш организм бесконечно удивителен: плоть, кровь и кости, обретшие жизнь. Это важнейшая материя для разума, без которой мы не могли бы существовать. Но тело — это не столько физиология. Это еще и мощный символ, созданный культурой и обществом. В результате человеческое тело представлено на экране сотней разных способов: от гламурных кинозвезд до пугающих человекообразных существ из хорроров и научной фантастики.
Прием подхватили все. Времена одних лишь общих планов подошли к концу, даже малейшее движение лицевых мышц стало таким же значимым, как и яркие жесты, а актеру предстояло превратиться в маэстро лицевых мускулов и выразительных взглядов.
Конечно, постоянно возникают новые модные тенденции. В цифровую эру невероятно популярным стало использование виртуальных эффектов.
Функция тела в кино не сводится лишь к инструменту актерской игры. Будучи доминирующей культурной областью, кино оказывает большое влияние в усилении или оспаривании общественных стереотипов о «физических нормах». Благодаря кинематографу культура получает площадку для выражения своей одержимости телесностью и обсуждения связанных с этим вопросов. В кино различие между телами намеренно выставляется напоказ и исследуется.
Читайте по теме: Культ тела в обществе потребления: Жан Бодрийяр о превращении красоты в товар
Наиболее регламентированной в кинематографе оказывается функция женского тела. Раз за разом ему отводят ведущую роль в эротическом зрелище. Замедленная съемка, деталь крупным планом или силуэт — появление женских персонажей в кадре «не предполагает развития сюжета, а, напротив, замораживает действие в моменте эротического созерцания».
Мужчины также подвержены объективации, хотя и совершенно иного рода. Демонстрация мужского тела не прерывает повествование — оно всегда показано в действии, с упором на физическую силу и ловкость. Его постоянно испытывают на прочность.
Искусство кино не стоит на месте, а вместе с ним меняется и взгляд на человеческое тело.
P.S. Также в своей книге Эдвард Росс выделил свои любимые фильмы, которые заслуженно пользуются популярностью у всех поклонников кино. Поэтому, когда у вас будет свободный вечер, посмотрите одну из следующих картин:
- «12 обезьян»
- «2001 год: Космическая одиссея»
- «Бегущий по лезвию»
- «Бойцовский клуб»
- «Быть Джоном Малковичем»
- «Бэтмен: начало»
- «Вальс с Баширом»
- «Великий диктатор»
- «Гражданин Кейн»
- «Зловещие мертвецы»
- «Крепкий орешек»
- «На последнем дыхании»
- «Назад в будущее»
- «Начало»
- «Основной инстинкт»
- «Семь»
- «Сияние»
- «Таксист»
- «Терминатор»
- «Шоу Трумана»
Приятного чтения и просмотра!
По материалам книги «Как устроено кино».
На обложке: Бастер Китон.