Гид по стилю от Сергея Есенина



Гид по стилю и имиджу от имажиниста, первого парня на деревне и иконы русской поэзии Серебряного века Сергея Есенина.

Как известно, Сергей Есенин, несмотря на своё деревенское происхождение, был ещё тем франтом. Да, первое время он «поиграл в крестьянина», являясь на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе, но не прошло и пары лет, как скромный деревенский мальчик превратился в столичного хулигана и отъявленного модника, который носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щёки.

Гид по стилю от Сергея Есенина

Автор: Alexey Frey.

В этом плане показательно воспоминание Владимира Маяковского о первой встрече с деревенским поэтом:

В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый. Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убеждённой горячностью.

Маяковский В. Как делать стихи (1926).

Продолжение вы знаете: щёки, штиблеты, цилиндры… Так что кому, как не Есенину, с самого начала продумывающему свой образ, быть гуру имиджа и иконой стиля? В общем, откидываем всевозможные сложные руководства по этому вопросу и усваиваем 8 простых правил создания публичного образа: от святой деревенской простоты до откровенного комильфо. Гид по стилю от Сергея Есенина.

1. Тщательно подбирайте одежду, не забывайте, что впечатление о вас складывается в первые 4 секунды.

Как уже понятно из слов Маяковского, начинал Есенин с образа парня из народа: расшитая крестьянская косоворотка, колоритный поясок, гармонь: «Концертный зал Тенишевского училища. На ярко освещенной рефлектором эстраде портрет Кольцова, осененный вилами, косой и серпом. <…> На эстраду выходит Есенин в розовой шелковой косоворотке, на золотом пояске болтается гребешок. <…> За ним читают другие. Городецкий, косоворотка которого топорщится на груди…». Публике только того и надо было. Всё для неё.

2. Продумывай все детали — из них складывается образ.

Хотите удивить или тронуть собеседника? Обогатите свой образ мелкой колоритной деталью, которая скажет о вас больше, чем всё остальное (ведь никто не будет знать, что деталь сия глубоко продумана). Например, Есенин на первую встречу с С. Городецким принёс деревенский платок, в который были завязаны стихи.  Ну как не умилиться такой открытости и простодушности столичному жителю?

3. Хочешь понравиться людям — будь скромным.

По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, сам Есенин характеризовал себя так: «Сам же я — скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!». В подтверждение тому воспоминания Максима Горького («Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика») и замечание Ахматовой:  «Он сидел на кончике стула, робко читал стихи и говорил „мерси“».

Есенин

Источник: Photobucket.

4. Чтобы сделать образ загадочным, далёким, желанным используйте редкие русские слова (предпочтительно диалектизмы и историзмы). Вас вряд ли поймут, но будут вами очарованы. Впрочем, главное вовремя остановиться.

Ранняя поэзия Есенина, овеянная живым «рязанским колоритом», наполнена яркими образами, которые чаще всего создавались поэтом с помощью диалектных слов, религиозных терминов и необычных словесных конструкций.  Позже он от этого отказался, потому как понял, что всё хорошо в меру, даже бесценные жемчужины Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля: «В первом издании <книги „Радуница“>… у меня много местных, рязанских слов. Слушатели часто недоумевали, а мне это сначала нравилось. <…> Потом я решил, что это ни к чему. Надо писать так, чтобы тебя понимали…».

5. Следите за произношением — оно имеет такое же значение для речевого имиджа, как гребешок на пояске — для визуального.

Чтобы подчеркнуть свои деревенские корни, Есенин нарочито окал при чтении стихов. «Стоило ему только произнести с упором на „о“ — „корова“ или „сенокос“, чтобы все пришли в шумный восторг. „Повторите, как вы сказали: ко-ро-ва? Нет, это замечательно! Что за прелесть!“», — вспоминал В. С. Чернявский. И неважно, что в Рязанской области преобладает аканье, а не оканье. Кто об этом знает?

6. На случай неудачного публичного выступления имейте в запасе пару забавных историй или хотя бы частушки.

Зинаида Гиппиус вспоминала одно из выступлений Есенина: «Кончилось тем, что „стихотворство“ было забыто, и молодой рязанец… во весь голос принялся нам распевать „ихние“ деревенские частушки. И надо сказать — это было хорошо. Удивительно шли — и распевность, и подчас нелепые, а то и нелепо-охальные слова — к этому парню в „спинжаке“…». Как видите, положение было спасено.

Гармонь и Есенин-min

Источник: Bagulnik.livejournal.com.

7. Держите себя в форме; следуйте за модой, но избегайте стадного чувства.

Ещё до наступления славы, в 1913 году, Есенин писал другу юности Григорию Панфилову: «…Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю. …Сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия „вегетарианец“».

8. Никогда не забывайте про обувь — это главная деталь гардероба.

Для первого публичного выступления образ Есенина тщательно продумывал Сергей Городецкий, который решил дополнить крестьянский костюм яркими залихватскими остроносыми сапогами на каблуке. У кого-то образ Есенина навсегда таким и остался: «Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих „возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети“».

 

По материалам: Гусляров Е. Н. Есенин в жизни. М, 2004 г., Arzamas Academy.

Обложка: Collagefrey / tumblr.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

3 комментария

  1. Так интересно! Я, оказывается, совершенно как Есенин до прихода славы :)))

  2. В лаптях и косоворотке?))) Или просто как мудрый змий?)

  3. Все мы, как Есенин до прихода славы…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: