Гид по стилю от Сергея Есенина

Гид по стилю и имиджу от имажиниста, первого парня на деревне и иконы русской поэзии Серебряного века Сергея Есенина.

Как известно, Сергей Есенин, несмотря на своё деревенское происхождение, был ещё тем франтом. Да, первое время он «поиграл в крестьянина», являясь на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе, но не прошло и пары лет, как скромный деревенский мальчик превратился в столичного хулигана и отъявленного модника, который носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щёки.

Гид по стилю от Сергея Есенина

Автор: Alexey Frey.

В этом плане показательно воспоминание Владимира Маяковского о первой встрече с деревенским поэтом:

В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый. Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убеждённой горячностью.

Маяковский В. Как делать стихи (1926).

Продолжение вы знаете: щёки, штиблеты, цилиндры… Так что кому, как не Есенину, с самого начала продумывающему свой образ, быть гуру имиджа и иконой стиля? В общем, откидываем всевозможные сложные руководства по этому вопросу и усваиваем 8 простых правил создания публичного образа: от святой деревенской простоты до откровенного комильфо. Гид по стилю от Сергея Есенина.

1. Тщательно подбирайте одежду, не забывайте, что впечатление о вас складывается в первые 4 секунды.

Как уже понятно из слов Маяковского, начинал Есенин с образа парня из народа: расшитая крестьянская косоворотка, колоритный поясок, гармонь: «Концертный зал Тенишевского училища. На ярко освещенной рефлектором эстраде портрет Кольцова, осененный вилами, косой и серпом. <…> На эстраду выходит Есенин в розовой шелковой косоворотке, на золотом пояске болтается гребешок. <…> За ним читают другие. Городецкий, косоворотка которого топорщится на груди…». Публике только того и надо было. Всё для неё.

2. Продумывай все детали — из них складывается образ.

Хотите удивить или тронуть собеседника? Обогатите свой образ мелкой колоритной деталью, которая скажет о вас больше, чем всё остальное (ведь никто не будет знать, что деталь сия глубоко продумана). Например, Есенин на первую встречу с С. Городецким принёс деревенский платок, в который были завязаны стихи.  Ну как не умилиться такой открытости и простодушности столичному жителю?

3. Хочешь понравиться людям — будь скромным.

По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, сам Есенин характеризовал себя так: «Сам же я — скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!». В подтверждение тому воспоминания Максима Горького («Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика») и замечание Ахматовой:  «Он сидел на кончике стула, робко читал стихи и говорил „мерси“».

Есенин

Источник: Photobucket.

4. Чтобы сделать образ загадочным, далёким, желанным используйте редкие русские слова (предпочтительно диалектизмы и историзмы). Вас вряд ли поймут, но будут вами очарованы. Впрочем, главное вовремя остановиться.

Ранняя поэзия Есенина, овеянная живым «рязанским колоритом», наполнена яркими образами, которые чаще всего создавались поэтом с помощью диалектных слов, религиозных терминов и необычных словесных конструкций.  Позже он от этого отказался, потому как понял, что всё хорошо в меру, даже бесценные жемчужины Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля: «В первом издании <книги „Радуница“>… у меня много местных, рязанских слов. Слушатели часто недоумевали, а мне это сначала нравилось. <…> Потом я решил, что это ни к чему. Надо писать так, чтобы тебя понимали…».

5. Следите за произношением — оно имеет такое же значение для речевого имиджа, как гребешок на пояске — для визуального.

Чтобы подчеркнуть свои деревенские корни, Есенин нарочито окал при чтении стихов. «Стоило ему только произнести с упором на „о“ — „корова“ или „сенокос“, чтобы все пришли в шумный восторг. „Повторите, как вы сказали: ко-ро-ва? Нет, это замечательно! Что за прелесть!“», — вспоминал В. С. Чернявский. И неважно, что в Рязанской области преобладает аканье, а не оканье. Кто об этом знает?

6. На случай неудачного публичного выступления имейте в запасе пару забавных историй или хотя бы частушки.

Зинаида Гиппиус вспоминала одно из выступлений Есенина: «Кончилось тем, что „стихотворство“ было забыто, и молодой рязанец… во весь голос принялся нам распевать „ихние“ деревенские частушки. И надо сказать — это было хорошо. Удивительно шли — и распевность, и подчас нелепые, а то и нелепо-охальные слова — к этому парню в „спинжаке“…». Как видите, положение было спасено.

Гармонь и Есенин-min

Источник: Bagulnik.livejournal.com.

7. Держите себя в форме; следуйте за модой, но избегайте стадного чувства.

Ещё до наступления славы, в 1913 году, Есенин писал другу юности Григорию Панфилову: «…Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю. …Сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия „вегетарианец“».

8. Никогда не забывайте про обувь — это главная деталь гардероба.

Для первого публичного выступления образ Есенина тщательно продумывал Сергей Городецкий, который решил дополнить крестьянский костюм яркими залихватскими остроносыми сапогами на каблуке. У кого-то образ Есенина навсегда таким и остался: «Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих „возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети“».

 

По материалам: Гусляров Е. Н. Есенин в жизни. М, 2004 г., Arzamas Academy.

Обложка: Collagefrey.tumblr.com.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

  • Вера

    Так интересно! Я, оказывается, совершенно как Есенин до прихода славы :)))

    • Elena Tulina

      В лаптях и косоворотке?))) Или просто как мудрый змий?)

  • Парфён Р.

    Все мы, как Есенин до прихода славы…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: