Дух свободы: лучшие материалы 2019 года



Цифровое общение и романтика в XXI веке, тупиковая погоня за совершенствованием и счастьем, генеалогия современного раба, восстание масс и век манипулятивного контроля: собрали для вас 13 лучших материалов уходящего года, по мнению редакции.

Совершенствуйся или умри: как идея саморазвития стала товаром

«Совершенство — идея, которая убивает» — эта фраза могла бы показаться абсурдом, но не в век, когда Self-Improvement становится товаром, который продают нам тысячи коучей и книг по саморазвитию. Ставьте цели, прописывайте партитуру их достижения, продумывайте систему мотивации, обманывайте свою психику, превращайте все в игру — чего только не советуют нам гуру личностного роста. Но во что может превратиться человек, неотступно следующий этим советам? Обозреватель The New Yorker Александра Шварц анализирует различные техники саморазвития и вместе с авторами книги «Desperately Seeking Self-Improvement: A Year Inside the Optimization Movement», которые в течение года тестировали на себе десятки таких техник, разбирается, как и когда мир «заразился амбициозным нарциссизмом», почему бесконечная гонка за совершенством ведет не к обретению, а к потере себя и какие альтернативы могут быть у этих крысиных бегов.

«За экраном нет ничего»: симулякры Жана Бодрийяра

Критикуя культуру, Жан Бодрийяр (1929 – 2007) утверждал, что мир уничтожен, а кругом одни симулякры — от товаров до информации и труда. Вместе с культурологом, преподавателем МГУ Олегом Комковым разбираемся, что Бодрийяр понимал под словом «симулякр», какой смысл в это понятие вкладывали древние римляне, в какой мере наше представление о мире детерминировано тем, что мы получаем с экранов TV и смартфонов, и почему, размышляя над темой человеческой жизни и труда, Бодрийяр обращается к генеалогии раба и идее отсроченной смерти — единственного реального подарка, который готов нам дать современный мир.

Постоянство в изменениях: что поддерживает нашу идентичность?

Феномен становления личности и бытия самим собой волновал многих философов и мыслителей — от Плотина до Ницше и Фуко. Что значит становиться тем, кто ты есть? Могут ли разные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни, сделать из нас «другого человека»? Или они всего лишь высвечивают те грани нашего «я», что до поры до времени были сокрыты от нас самих? Какова тогда роль изменений в становлении нашей идентичности и могут ли эти изменения быть целенаправленными? Публикуем перевод лонгрида, в котором философ, аспирант Йельского университета Кевин Тобиа ищет ответы на эти вопросы.

«Счастье? Нет, спасибо»: Славой Жижек о том, почему нам не стоит гнаться за благополучием

Счастье, оптимизм, благополучие — понятия, которые преследуют современного человека на каждом шагу. Но что стоит за этой тенденцией: наше искреннее желание улучшить свою жизнь или скрупулезная работа разных структур по формированию наших стереотипов и потребностей? Перевели статью знаменитого философа современности Славоя Жижека, в которой он размышляет, почему достижение счастья — опасное занятие в эпоху, когда существуют Big Data и такие компании, как Cambridge Analyticа, а спецслужбы финансируют исследования в области позитивной психологии, и почему образ новых форм социального контроля гораздо опаснее старого доброго тоталитаризма двадцатого века.

Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нем

Когда в попкультуре речь заходит об Эдиповом комплексе, фрейдовскую идею низводят до примитивного объяснения: это тайное желание любого мальчика убить отца и переспать с матерью. Клинический психолог Марина Куликова разбирается, что же на самом деле представляет собой Эдипов конфликт, почему это неизбежный этап развития любого человека, как в нём вызревает наша идентичность и склонность к здоровой конкуренции с родителями, какие формы может принимать Эдипов конфликт в разных обстоятельствах и какие преломления он находит в трёх гениальных фильмах — «Зеркале» Андрея Тарковского, «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Крупной рыбе» Тима Бёртона.

Остаться светом: психика и культура в мысли Карла Густава Юнга

Юнг — психиатр, который создал собственный вариант психоанализа под названием «аналитическая психология». Это направление стало одним из влиятельнейших учений ХХ века и затронуло самые разные сферы гуманитарного знания. Но почему его влияние было столь велико? Как аналитическая психология одновременно стала и философией культуры? Чем отличается взгляд Юнга на психику от фрейдовского? Бессознательное — это разрушительная сила, с которой лучше не иметь дела, или бездна, к сигналам которой необходимо прислушиваться? Почему только через изучение своего бессознательного возможен поиск и приближение к целостности, обретение себя и своей Самости? И как, по Юнгу, история культуры связана с процессом индивидуации — постижением человеком своих глубин и воссоединением с самим собой? Разбираемся вместе с культурологом, преподавателем МГУ Олегом Комковым.

Корейский Тарантино: Пон Чжун Хо и его фильмы

Знакомимся ближе с творчеством Пон Чжун Хо, фильмы которого представляют собой коктейль из странного корейского юмора, смеси самых разных жанров и метафор.

«Напишет — не напишет?»: как цифровое общение влияет на романтические отношения

Автор книги «В активном поиске» Азис Ансари и социолог из Нью-Йоркского Университета Эрик Клиненберг о том, как цифровое общение повлияло на современные романтические отношения, почему в них так много стресса, каким образом постоянное взаимодействие с помощью текстовых сообщений влияет на нас, что такое выжидательные техники в коммуникации, как они работают и чем общение в мессенджерах похоже на игровую зависимость?

«Иметь или быть»: прости нас, Эрих Фромм, мы все потеряли?

«Иметь или быть» — одна из последних работ немецкого философа, социолога и психолога Эриха Фромма, в которой он пытался разобраться, что представляет собой человек на исходе XX века, какие мотивы им движут, почему модус обладания оказался для него ближе, чем модус истинного бытия, и есть ли у нас перспективы выхода из этого положения. С момента написания книги прошло почти полвека — изменилось ли что-нибудь?

Экзистенциальное сознание: что нам дает знание о конечности нашего существования?

Альбер Камю писал, что человек начинается с предела. Классики экзистенциальной философии полагали, что человек раскрывает и познает себя в пограничной ситуации, на пределе своего бытия. Но в чем заключается этот предел и есть ли он вообще у человека? Разбираемся, что такое экзистенциальное сознание, как конечность нашего существования влияет на наше самоощущение и почему именно антропологический предел становится условием человеческого бытия и самопонимания.

«Продуктивность не твоя подруга»: почему не стоит зацикливаться на производительности

«Вам не нужны причины и оправдания для свободной жизни». Научный сотрудник Фонда имени Александра фон Гумбольдта, PhD Павел Шопин на страницах Organize! поразмышлял, почему от культа производительности в целом больше вреда, чем пользы как для отдельного индивида, так и для общества, как государственное насилие и имперская агрессия Германии XX века выросли из одержимости продуктивностью и почему приравнивание производительности к мере человеческого достоинства – это вульгарный бихевиоризм, который играет на руку лишь привилегированным слоям населения.

«Человек-масса» Хосе Ортеги-и-Гассета: как отказ от мысли и свободы стал нормой

Практически все разговоры о «массовой культуре» восходят к работе философа Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Ортега был первым, кто дал очень основательную и развернутую формулировку того, что представляет собой этот феномен и чем он опасен. Публикуем транскрипцию лекции культуролога, преподавателя МГУ Олега Комкова, в которой он рассказывает об основных идеях Хосе Ортеги-и-Гассета и разбирается, кто такой «человек-масса» и когда он появился на арене истории, как культ невежества человека-массы, его стремление к комфорту и спокойствию, отказ от мысли и желание делегировать свои права государству привели к появлению в XX веке тоталитарных режимов, а в XXI могут обернуться гораздо большими катастрофами, и почему никто из нас не защищен от опасности впасть в состояние массового человека.

«Роковая участь человека»: свобода в философии экзистенциализма

Один из основоположников экзистенциализма Сёрен Кьеркегор считал, что «человек – экзистенция, соединяющая в себе вечное и временное, бесконечность и конечность, необходимость и свободу». Вообще философы, близкие к экзистенциализму, неизменно рассматривали человека через призму свободы, на которую он обречен, и исследовали ее границы и смыслы. Но что они вкладывали в само понятие свободы? Возможность и право выбора, акт самосотворения, игру абсурда, вызов смерти и «ничто»? Разбираемся, что под свободой понимали Николай Бердяев, Лев Шестов, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер и почему «человек свободен, когда ему не нужно выбирать».

«Порядок дискурса» Мишеля Фуко: кто управляет знаниями, управляет всем

В 1960-е Мишель Фуко поставил перед собой задачу: описать то, что не сформулировано в истории культуры — историю безумия, наказаний, сексуальности, тюрем. И ему это удалось. Но к описанию этих пробелов он приходит через исследование власти и того, как в общественном сознании сменяются парадигмы знания, дискурсы и практики управления ими. Культуролог, преподаватель МГУ Олег Комков делает введение в философию культуры Мишеля Фуко, анализируя один его важный текст «Порядок дискурса», и разбирается, какие эпистемы знания последовательно сменяли друг друга в Средние века, эпоху Просвещения, в XX веке и как в процессе эволюции культуры мы пришли к тому, что в наш век стала главенствовать парадигма контроля и манипуляции информацией


Читайте также

Итоги: 12 самых читаемых материалов 2017 года

Потребление и отчуждение: 8 статей от философов, психологов и экономистов


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: