Потребление и отчуждение: 8 статей от философов, психологов и экономистов

Массовый рынок, идеология процветания и отчуждение: сделали подборку самых сочных статей и выступлений об обществе потребления, в которых Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Виктор Франкл и современные исследователи разбираются, как и когда люди предпочли не «быть», а «обладать», попав в замкнутый круг «работа-растрата», в какой момент даже наши тела трансформировались в товар, оцениваемый по навязанным стандартам, и к чему за последние 50 лет привела система, основанная на стимулировании потребления и погоне за материальными благами.

Массовый рынок и общество потребления

© Элиотт Эрвитт, 1950-е гг.

 

«И нет меры счастью и отчаянию нашему»: Эрнест ван ден Хааг об отчуждении и стандартизации

В своей знаменитой статье социолог Эрнест ван ден Хааг перечисляет особенности массовой культуры и вскрывает механизмы стандартизации и отчуждения, с помощью которых массовый рынок подчиняет индивида.

Как образовывался массовый рынок? Что такое «образцовые нормы жизни» и как они влияют на нас? Как «средний человек», этот идеальный представитель безликой толпы, становится звеном массового производства, навсегда попадая в замкнутый круг «работа-потребление»? И почему в этой стандартизованной жизни, наполненной готовыми шаблонами на любой случай, мы чувствуем беспокойство и неудовлетворённость, не зная до конца, чего же на самом деле мы хотим? Над этим скромным кругом вопросов размышляет Эрнест ван ден Хааг, пытаясь разобраться, осталось ли в мире массовой культуры место для настоящего искусства, настоящей жизни и настоящего человека, который, как уверен ван ден Хааг, скучает сегодня сам по себе.

— Эрнест ван ден Хааг, 1966 г.

 

Одномерный человек: как мы потеряли свободу выбора?

Как демократия и капитализм забрали право на индивидуальное мышление? Что произойдёт, если несвободные СМИ окажутся под запретом? Существует ли сегодня свобода выбора? И почему решение материальных проблем привело к духовной катастрофе? Обращаемся к философскому труду «Одномерный человек» немецкого социолога Герберта Маркузе и разбираемся в том, что такое «неототалитаризм».

— Герберт Маркузе, 1964 г.

 

Культ тела в обществе потребления: Жан Бодрийяр о превращении красоты в товар 

Философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр о том, когда нарциссический культ тела пришел на смену «устаревшей» идеологии души, как культивирование красоты и эротизма помогает превращать тело в объект инвестирования, приносящий доход, и почему трансформация тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

— Жан Бодрийяр, 1970 г.

 

«Человек Одинок»: Эрих Фромм о мире потребления и подлинном бытии

В эссе «Человек одинок» Эрих Фромм размышляет об одиночестве человека в мире всеобъемлющего потребления, о рассогласовании между двумя полюсами человеческого существования — «быть и обладать», а также о неиссякаемом стремлении человека к преодолению рутины и осмыслению важнейших явлений бытия, которое раньше находило свое выражение в искусстве и религии, а сегодня принимает формы интереса к преступным хроникам, любви к спорту и увлечения примитивными любовными историями.

— Эрих Фромм, 1966 г. 

 

«Коллективные неврозы наших дней»: Виктор Франкл о фатализме, конформизме и нигилизме 

Виктор Франкл о том, какие коллективные неврозы преследуют людей эпохи автоматизации, как врожденная воля к смыслу замещается волей к власти и удовольствиям или вовсе вытесняется постоянным увеличением темпа жизни и почему проблема поиска смысла не может ограничиться простым продолжением рода.

— Виктор Франкл, 1957 г.

 

Парадоксы выбора и превратности свободы: Барри Шварц о ловушках XXI века

Cчастье без свободы или свобода без счастья? Психолог, автор книги «Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше»» Барри Шварц предлагает присмотреться к тому разнообразию, которое нас сегодня окружает, и задуматься — а действительно ли то, что мы имеем, делает нас счастливыми и как свобода выбора в XXI веке превратилась в тюрьму завышенных ожиданий.

— Барри Шварц, 2004 г.

 

Эрих Фромм: «Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»

Архивная запись интервью с Эрихом Фроммом, в которой немецкий психолог рассказывает о болезнях общества XX века, проблемах личности, с которыми она сталкивается в эпоху потребления, отношениях людей друг к другу, истинных ценностях и тех опасностях, которые поджидают нас в эпоху войн и политических манипуляций.

— Эрих Фроммм, 1958 г.

 

«Анализ экономической реальности»: Тим Джексон о вынужденном потреблении и иллюзии процветания

Экологический экономист Тим Джексон препарирует экономическую реальность, в которой мы живем, наглядно показывает, как мы попадаем в ловушку бесконечного потребления, и объясняет, почему экономика роста ведет человечество не к процветанию, а к гибели, и можем ли мы изменить этот сценарий.

«Мы обожаем что-нибудь новенькое — новые вещи, — безусловно, да, но также новые идеи, новые приключения, новый опыт. Но материальная сторона нашего интереса тоже присутствует. Поскольку в любом обществе, которое когда-либо изучали антропологи, материальные вещи работают, как своего рода язык, язык вещей, язык символов, которым мы пользуемся чтобы рассказать друг другу о себе, например, насколько мы значительны и важны. Откровенное потребление во имя статуса берёт своё начало в языке новшеств. И совершенно неожиданно здесь появляется система, замыкающая экономическую структуру с логикой социума — экономические структуры сошлись в одной точке с понятием, кто мы есть как люди, и это запустило механизм роста. И работает он не только в экономике; он неустанно перекачивает материальные ресурсы через систему, запущенную нашей ненасытной жаждой, питаемой, на самом деле, нашим страхом. Адам Смит 200 лет назад говорил о нашей мечте жить, не стыдясь себя. Быть не хуже других — в его время это означало иметь льняные рубашки, сегодня вам по-прежнему нужна рубашка, но вам ещё требуется гибридный автомобиль, HD-телевизор, возможность пару раз в год отдохнуть, нетбук и iPad, список можно продолжать и продолжать — практически неистощимый поток товаров порожден этим страхом. И даже если мы не нуждаемся в этих товарах, мы вынуждены покупать, потому что если мы перестанем покупать, — система рухнет. И чтобы приостановить крах за последние два-три десятка лет, мы увеличили приток денег в систему, раздули систему кредитов и заёмов, чтобы люди могли и дальше покупать. И, конечно же, это значительно усугубило кризис».

— Тим Джексон, 2010 г.

Обложка: Vintage Everyday

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: