«Анализ экономической реальности»: Тим Джексон о вынужденном потреблении и иллюзии процветания

Экологический экономист Тим Джексон препарирует экономическую реальность, в которой мы живем, наглядно показывает, как мы попадаем в ловушку бесконечного потребления, и объясняет, почему экономика роста ведет человечество не к процветанию, а к гибели, и можем ли мы изменить этот сценарий.

Что хочет большинство представителей рода человеческого? Модный автомобиль, просторную квартиру, новый iPhone, возможность несколько раз в год отдыхать в новых местах и странах — список можно продолжать до бесконечности. Всё это легко уложить в простое слово — «процветание». Да, почти каждый из нас мечтает о процветании. Но действительно ли та модель экономики, которая основана на стимулировании потребления и используется сегодня в большинстве стран, может обеспечить процветание — как отдельного человека, так и человечества в целом? Британский экологический экономист и писатель Тим Джексон уверен, что нет: по его мнению, мы платим слишком высокую цену за экономический рост, и тот вред, который производство ежегодно наносит экологии планеты, ведет к тому, что через несколько десятков лет уже некому и нечему будет процветать.

Очень лаконично, на предельно простых примерах спикер рассказывает о том, как устроена сегодняшняя экономическая реальность, какую роль в ней играет потребление и как человеческое стремление ко всему новому пришлось весьма кстати для модели, которая только на том и держится, что человек, вместо того чтобы думать о своем будущем и будущем своих детей, идет покупать ненужные ему вещи.

«Мы обожаем что-нибудь новенькое — новые вещи, — безусловно, да, но также новые идеи, новые приключения, новый опыт. Но материальная сторона нашего интереса тоже присутствует. Поскольку в любом обществе, которое когда-либо изучали антропологи, материальные вещи работают, как своего рода язык, язык вещей, язык символов, которым мы пользуемся чтобы рассказать друг другу о себе, например, насколько мы значительны и важны. Откровенное потребление во имя статуса берёт своё начало в языке новшеств. И совершенно неожиданно здесь появляется система, замыкающая экономическую структуру с логикой социума — экономические структуры сошлись в одной точке с понятием, кто мы есть как люди, и это запустило механизм роста. И работает он не только в экономике; он неустанно перекачивает материальные ресурсы через систему, запущенную нашей ненасытной жаждой, питаемой, на самом деле, нашим страхом. Адам Смит 200 лет назад говорил о нашей мечте жить, не стыдясь себя. Быть не хуже других — в его время это означало иметь льняные рубашки, сегодня вам по-прежнему нужна рубашка, но вам ещё требуется гибридный автомобиль, HD-телевизор, возможность пару раз в год отдохнуть, нетбук и iPad, список можно продолжать и продолжать — практически неистощимый поток товаров порожден этим страхом. И даже если мы не нуждаемся в этих товарах, мы вынуждены покупать, потому что если мы перестанем покупать, — система рухнет. И чтобы приостановить крах за последние два-три десятка лет, мы увеличили приток денег в систему, раздули систему кредитов и заёмов, чтобы люди могли и дальше покупать. И, конечно же, это значительно усугубило кризис.

<…>

Это история о нас, людях, которых убедили тратить деньги, которых нет, на вещи, которые нам ни к чему, чтобы произвести мимолётное впечатление на людей, мнение которых нам безразлично».

Тим Джексон убеждён, что система, основанная на стимулировании потребления, вступает в противоречие с тем, кем мы являемся как люди, которые в процессе эволюции достигли нынешних высот лишь благодаря тому, что были способны думать не только о себе и о том, с помощью каких материальных знаков мы могли бы маркировать наше превосходство над другими, но и об обществе (общине, племени и т.д.), в которое мы включены. Разрушить систему или уничтожить планету — вот выбор, перед которым, по мнению экономиста, стоит современый человек. Какой выбор сделаете вы?

Смотрим лекцию, в которой Тим Джексон объясняет, что же нам делать, чтобы прекратить финансировать кризис и начать инвестировать в наше будущее.


Читайте также

—  Одномерный человек: когда мы потеряли свободу выбора?

«Человек Одинок»: Эрих Фромм о мире потребления и подлинном бытии

— Культ тела в обществе потребления: Жан Бодрийяр о превращении красоты в товар


По материалам TED.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: