Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Экологический экономист Тим Джексон препарирует экономическую реальность, в которой мы живем, наглядно показывает, как мы попадаем в ловушку бесконечного потребления, и объясняет, почему экономика роста ведет человечество не к процветанию, а к гибели, и можем ли мы изменить этот сценарий.
Что хочет большинство представителей рода человеческого? Модный автомобиль, просторную квартиру, новый iPhone, возможность несколько раз в год отдыхать в новых местах и странах — список можно продолжать до бесконечности. Всё это легко уложить в простое слово — «процветание». Да, почти каждый из нас мечтает о процветании. Но действительно ли та модель экономики, которая основана на стимулировании потребления и используется сегодня в большинстве стран, может обеспечить процветание — как отдельного человека, так и человечества в целом? Британский экологический экономист и писатель Тим Джексон уверен, что нет: по его мнению, мы платим слишком высокую цену за экономический рост, и тот вред, который производство ежегодно наносит экологии планеты, ведет к тому, что через несколько десятков лет уже некому и нечему будет процветать.
Очень лаконично, на предельно простых примерах спикер рассказывает о том, как устроена сегодняшняя экономическая реальность, какую роль в ней играет потребление и как человеческое стремление ко всему новому пришлось весьма кстати для модели, которая только на том и держится, что человек, вместо того чтобы думать о своем будущем и будущем своих детей, идет покупать ненужные ему вещи.
«Мы обожаем что-нибудь новенькое — новые вещи, — безусловно, да, но также новые идеи, новые приключения, новый опыт. Но материальная сторона нашего интереса тоже присутствует. Поскольку в любом обществе, которое когда-либо изучали антропологи, материальные вещи работают, как своего рода язык, язык вещей, язык символов, которым мы пользуемся чтобы рассказать друг другу о себе, например, насколько мы значительны и важны. Откровенное потребление во имя статуса берёт своё начало в языке новшеств. И совершенно неожиданно здесь появляется система, замыкающая экономическую структуру с логикой социума — экономические структуры сошлись в одной точке с понятием, кто мы есть как люди, и это запустило механизм роста. И работает он не только в экономике; он неустанно перекачивает материальные ресурсы через систему, запущенную нашей ненасытной жаждой, питаемой, на самом деле, нашим страхом. Адам Смит 200 лет назад говорил о нашей мечте жить, не стыдясь себя. Быть не хуже других — в его время это означало иметь льняные рубашки, сегодня вам по-прежнему нужна рубашка, но вам ещё требуется гибридный автомобиль, HD-телевизор, возможность пару раз в год отдохнуть, нетбук и iPad, список можно продолжать и продолжать — практически неистощимый поток товаров порожден этим страхом. И даже если мы не нуждаемся в этих товарах, мы вынуждены покупать, потому что если мы перестанем покупать, — система рухнет. И чтобы приостановить крах за последние два-три десятка лет, мы увеличили приток денег в систему, раздули систему кредитов и заёмов, чтобы люди могли и дальше покупать. И, конечно же, это значительно усугубило кризис.
<…>
Это история о нас, людях, которых убедили тратить деньги, которых нет, на вещи, которые нам ни к чему, чтобы произвести мимолётное впечатление на людей, мнение которых нам безразлично».
Тим Джексон убеждён, что система, основанная на стимулировании потребления, вступает в противоречие с тем, кем мы являемся как люди, которые в процессе эволюции достигли нынешних высот лишь благодаря тому, что были способны думать не только о себе и о том, с помощью каких материальных знаков мы могли бы маркировать наше превосходство над другими, но и об обществе (общине, племени и т.д.), в которое мы включены. Разрушить систему или уничтожить планету — вот выбор, перед которым, по мнению экономиста, стоит современый человек. Какой выбор сделаете вы?
Смотрим лекцию, в которой Тим Джексон объясняет, что же нам делать, чтобы прекратить финансировать кризис и начать инвестировать в наше будущее.