Честные мысли Андрея Тарковского об искусстве и человеке

Искусство вечно, но взгляд на него меняется каждое столетие. Человек смертен, однако сказать о нём что-то новое редко кому удаётся. Сегодня Моноклер предлагает вашему вниманию цитаты Андрея Тарковского, гениального режиссёра, философа и человека космического масштаба, которому удалось разрушить основные стереотипы как относительно искусства, так и относительно человека.

Цитаты Андрея Тарковского

Большое несчастье человека в том, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению.

Я не столько думаю о действительности, сколько пытаюсь ее ощущать; я к ней отношусь, как животное, как ребенок.

Если мир не становится общим, отношения безнадежны. Мне кажется, что я недостаточно люблю себя. Тот, кто недостаточно любит себя, не знает цели своего существования, не может, по-моему, любить других. Я человек невеселый. Сейчас не время много смеяться. Если я вдруг начинаю смеяться, я тотчас же начинаю себя контролировать и ощущаю, что смеюсь не к месту. Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны.

Творчество является единственной формой человеческого мышления, когда человек может достичь некоего совершенства и выразить его в художественных образах.

Религию, философию, искусство — эти три столпа, на которых удерживался мир, человек изобрел для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности.

Цитаты Андрея Тарковского

Сама идея искания для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он свидетельствует об истине, о своей правде мира. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», — просто ложь.

Я считаю неудачным фильм «Иваново детство» потому, что терпеть не могу в кинематографе символа. Картина претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: всё педалировано, всё акцентировано чересчур, чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актер показывает — я имею в виду автора, самого себя. Некоторые вещи я просто не могу смотреть, я опускаю глаза — знаете, как при взгляде на человека, который бестактно себя ведет, говорит о себе чересчур влюбленно. Но эта картина, мне дорога как первая моя самостоятельная работа. «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика мне кажется совершенно неестественной: выморочная, стерильная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Критики или ругают, или хвалят. Ни то, ни другое, не очень-то помогает. А ведь задача критики, на мой взгляд, — помочь автору понять самого себя. Я люблю ограниченное пространство. Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности.

Если актёр лишён темперамента — это его смерть. Единственное, что мне нужно от актера, — чтобы он оставался собой в предлагаемых ему обстоятельствах и, боже упаси, не начал бы что-то играть, придумывая образ. Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.

Главная задача искусства — это разрешение духовного кризиса, царящего во всем мире.

Цитаты Тарковского 2

Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.

Жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончается. Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье.

Смысл нашего существования здесь на земле в том, чтобы духовно возвыситься.

Обложка: Photo: Lars-Olof Löthwall.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

  • Парфён Р.

    Самый глубокий режиссёр. «Зеркало» и «Солярис» — верх кинематографа. И цитаты глубокие

  • Парфён Р.

    Хотя про экспериметы в искусстве с ним многие бы поспорили. Да он и сам не чужд им. Все его творчество в каком-то смысле — это глобальный эксперимент

  • Victor Romanov

    Абсолютно согласен с Тарковским насчёт авангардизма. А чёрные квадраты, идиотский абстракционизм, это насмешка и издевательство настоящих художников над массой бездарностей обретающих около настоящего искусства в виде пробующих кисть, критиков, искусствоведов, зарабатывающих на том, чтобы объяснить о чём думал художник, создавая шедевр. Очень хорошо сказал об этом Сальвадор Дали, что он не будет бедствовать, пока вокруг столько идиотов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: