Честные мысли Андрея Тарковского об искусстве и человеке

Искусство вечно, но взгляд на него меняется каждое столетие. Человек смертен, однако сказать о нём что-то новое редко кому удаётся. Сегодня Моноклер предлагает вашему вниманию цитаты Андрея Тарковского, гениального режиссёра, философа и человека космического масштаба, которому удалось разрушить основные стереотипы как относительно искусства, так и относительно человека.

Цитаты Андрея Тарковского

Большое несчастье человека в том, что он вообразил себя замкнутой системой. Например, он думает, что не наносит себе вред, когда скрытно творит зло, и не считает, что тем самым подвергается саморазрушению.

Я не столько думаю о действительности, сколько пытаюсь ее ощущать; я к ней отношусь, как животное, как ребенок.

Если мир не становится общим, отношения безнадежны. Мне кажется, что я недостаточно люблю себя. Тот, кто недостаточно любит себя, не знает цели своего существования, не может, по-моему, любить других. Я человек невеселый. Сейчас не время много смеяться. Если я вдруг начинаю смеяться, я тотчас же начинаю себя контролировать и ощущаю, что смеюсь не к месту. Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны.

Творчество является единственной формой человеческого мышления, когда человек может достичь некоего совершенства и выразить его в художественных образах.

Религию, философию, искусство — эти три столпа, на которых удерживался мир, человек изобрел для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности.

Цитаты Андрея Тарковского

Сама идея искания для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он свидетельствует об истине, о своей правде мира. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», — просто ложь.

Я считаю неудачным фильм «Иваново детство» потому, что терпеть не могу в кинематографе символа. Картина претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: всё педалировано, всё акцентировано чересчур, чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актер показывает — я имею в виду автора, самого себя. Некоторые вещи я просто не могу смотреть, я опускаю глаза — знаете, как при взгляде на человека, который бестактно себя ведет, говорит о себе чересчур влюбленно. Но эта картина, мне дорога как первая моя самостоятельная работа. «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика мне кажется совершенно неестественной: выморочная, стерильная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Критики или ругают, или хвалят. Ни то, ни другое, не очень-то помогает. А ведь задача критики, на мой взгляд, — помочь автору понять самого себя. Я люблю ограниченное пространство. Мне очень нравится отношение к пространству японцев — их умение в маленьком пространстве находить отражение бесконечности.

Если актёр лишён темперамента — это его смерть. Единственное, что мне нужно от актера, — чтобы он оставался собой в предлагаемых ему обстоятельствах и, боже упаси, не начал бы что-то играть, придумывая образ. Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.

Главная задача искусства — это разрешение духовного кризиса, царящего во всем мире.

Цитаты Тарковского 2

Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.

Жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончается. Мы не созданы для счастья, но есть вещи важнее, чем счастье.

Смысл нашего существования здесь на земле в том, чтобы духовно возвыситься.

Обложка: Photo: Lars-Olof Löthwall.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

4 комментария

  1. Самый глубокий режиссёр. «Зеркало» и «Солярис» — верх кинематографа. И цитаты глубокие

  2. Хотя про экспериметы в искусстве с ним многие бы поспорили. Да он и сам не чужд им. Все его творчество в каком-то смысле — это глобальный эксперимент

  3. Абсолютно согласен с Тарковским насчёт авангардизма. А чёрные квадраты, идиотский абстракционизм, это насмешка и издевательство настоящих художников над массой бездарностей обретающих около настоящего искусства в виде пробующих кисть, критиков, искусствоведов, зарабатывающих на том, чтобы объяснить о чём думал художник, создавая шедевр. Очень хорошо сказал об этом Сальвадор Дали, что он не будет бедствовать, пока вокруг столько идиотов.

  4. Черный квадрат — это изображение тетраграмматона. В древнееврейском тетраграмматон — эти четыре буквы: י (йюд) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה — при этом последняя буква «хей» обозначает гласный звук, см. Матрес лекционис). Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как IHVH или YHWH или JHWH. Или «Четверицы» пифагорейцев.

    Что касается абстракционизма, это не насмешка Кандинского, а закономерный приход его в те пространства, куда он пришел. С опорой на Блаватскую, как он это себе представлял. Всё тоже древнекитайское правило художника: «Используя форму, пиши Дух».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: