«Завтра уже мумия или прах»: гид по стоицизму

Безразличие к смерти, преходящесть страданий, борьба с гневом, поиски атараксии и modern stoicism: выбрали 5 материалов по стоицизму для жизни в мире, созданном не богами, а эволюцией.

1. Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа из книги «Наедине с собой. Размышления»

Философ-стоик Марк Аврелий (121-180 гг.) считается последним из «пяти хороших императоров» Римской Империи. В «Размышлениях» император-философ говорит о безразличии к смерти, важности лишь настоящего момента, противоречиях между Судьбой и свободой воли. Марк Аврелий считал, что, несмотря на невзгоды, человек всегда может сделать свою жизнь лучше, а все проблемы преходящи и временны. Рассматриваем 9 стоических принципов его жизни.

«Перебери одного за другим и тех, кого ты знал лично: один хоронит одного, другой – другого, а затем умирают и сами – и всё это в течение краткого промежутка времени. Вообще следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера ещё в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».

2. «Гнев – это кратковременное помешательство»: стоики знали, как обуздать его

Мы часто злимся. Пожалуй, настолько часто, что ни один день не проходит без легкого или сильного приступа гнева. Тем важнее знать, как справляться с этой разрушительной эмоцией, которая, вопреки некоторым утверждениям о её мотивирующей силе, не приносит нам никакой пользы. Массимо Пильюччи, американский профессор философии в Городском колледже Нью-Йорка и автор книг о стоической философии, вспоминая Сенеку, делится своими мыслями по поводу борьбы с гневом и даже предлагает собственный гайд современного стоика.

«Помните, что мы те, кто страдает, мы те, кто сами создают себе трудности из-за собственных суждений. Что, например, значит «быть оскорбленным»? Стой у камня и оскорбляй его — добьешься ли ты чего-нибудь? Если кто-то будет отвечать на оскорбление, подобно невозмутимому камню, то что обидчик приобретет от своего злословия?»

3. «То, что стоит на вашем пути, и есть путь»: стоические техники на каждый день

Чем чревата постоянная погоня за одобрением? Как научиться ценить то, что у нас есть, действовать, а не реагировать импульсивно? Что такое praemeditatio malorum? Какие «две ручки» есть у каждой ситуации? И как взгляд сверху может избавить на с от тревог? В книге «Дневник стоика» Райан Холидей и Стивен Хансельман приводят 52 стоические техники — по одной на каждую неделю года. Выбрали небольшой фрагмент оттуда с примерами и советами, не теряющими своей актуальности.

«Некоторые уверены, что черные мысли притягивают плохие события. Стоики считали это чепухой. У них было упражнение praemeditatio malorum (предварительное обдумывание несчастий) — специальные, осознанные размышления о худшем сценарии. Марк Аврелий начинал день с мыслей о безобразиях, которые видел при дворе. Он не стремился с утра пораньше накрутить себя, наоборот: так он пытался успокоиться и сосредоточиться, подготовиться, чтобы в течение дня действовать, а не реагировать».

4. Как минимизировать боль? Эпикурейство и стоицизм в поисках эвдемонии

Основные школы античной философии – платонизм, аристотелизм, эпикуреизм и стоицизм – напрямую обращались к вопросу качества жизни и искали путь к полноценному, по-настоящему счастливому существованию. Но каждая вырабатывала свой взгляд на этот вопрос. Профессор философии Кэтрин Уилсон рассказывает, чем отличаются эти школы, в частности эпикурейство и стоицизм, почему эпикурейцы сконцентрировались не на достижении счастья, а на сведении боли к минимуму, из-за чего школа эпикуреизма стала ошибочно ассоциироваться с грубым материализмом и гедонизмом и что эпикуреизм может дать нам в наш век конкуренции, стремления к успеху, накопительству и роскоши.

«Третья основная философская школа — стоицизм — представлена рядом учителей и писателей греческой и римской традиций, в том числе Эпиктетом и Сенекой. Стоики вернулись к точке зрения Платона, согласно которой внешние события не могут уменьшить благополучие хорошего человека. Они думали, что миром правит провидение; все происходит не зря, так должно быть, и нам нужно принять нашу судьбу, прошлое и будущее, которые были предопределены для нас. Поскольку иначе и быть не могло. Поэтому сожаления по поводу прошлых решений и действий бессмысленны.

Не только сожаление, но и все эмоции, включая гнев, жалость и любовь, — «болезни» души, которые нуждаются в лечении, хотя общая доброжелательность по отношению к человечеству была допустима. Они утверждали, что эмоциональная реакция всегда включает в себя иллюзию того, что какое-то внешнее событие, письмо с отказом, предательство друга, встреча с кем-нибудь или пытки — это объективно плохо или хорошо для вас. По их словам, эмоция — это просто телесное волнение, вызывающее психическое. Чтобы восстановить спокойствие, нужно помнить, что эти вещи происходят постоянно, что им суждено произойти и что «я» — это «внутренняя цитадель», которая может противостоять любой атаке».

5. «Новые стоики: поиски атараксии для современного мира»: лекция Кирилла Мартынова

Кто такие современные стоики? Как появился современный стоицизм (modern stoicism) и почему философия стоицизма оказалась актуальна в XXI веке? Какой он, новый путь через цифровые дебри к атараксии — деятельному бесстрастию? Рассказывает Кирилл Мартынов.

«Как это работает? Когда Сенека писал про гнев, он говорил, что это Боги наказали людей способностью испытывать гнев ничем не контролируемый. Когда мы сегодня об этом говорим, мы, конечно, не скажем, что это были боги, Зевс там, или кто угодно из этих ребят. Мы сейчас скажем, что эволюция приматов вела нас к тому, что в какой-то момент времени активация физических способностей особи <…> она помогала нашим предкам выживать <…>. И вот эти все плохие эмоции с точки зрения современного стоицизма можно объяснять совершенно в научных терминах. Что человек эволюционно адаптирован к одной жизни — а сейчас он ведет другую жизнь, где старые способы решать проблемы/выживать либо не работают, либо излишни, либо вообще мимо цели бьют — короче, они стали неэффективными. И в этом смысле этика стоиков, она как бы обращена не на то, как выжить в мире, созданном не Зевсом, а на то, как выжить в мире, созданном эволюцией, которая привела к тому, что мы живём в очень плотном, насыщенном обществе, где много людей, где большие города, где высокий темп жизни, где много информации, где нам нужно, в общем, стараться при этом сохранять свой разум. Ценность стоицизма именно в этом. Мы как бы вытаскиваем огромный слой, связанный с онтологией той и вставляем любую онтологию на ваш выбор».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: