«Новые стоики: поиски атараксии для современного мира»: лекция Кирилла Мартынова

Кто такие современные стоики? Как появился современный стоицизм (modern stoicism) и почему философия стоицизма оказалась актуальна в XXI веке? Какой он, новый путь через цифровые дебри к атараксии — деятельному бесстрастию? Рассказывает Кирилл Мартынов.

Философия стоицизма возникла почти 2,5 тысячи лет назад, и её основной посыл сводился к тому, что в мире царит необходимость, которой каждый из нас подчинён, но наш разум, способный осознавать неотвратимость судьбы, справляться со страстями и управлять отношением к миру, — это ключ к освобождению и спасению. Какие ещё идеи транслировали стоики и почему они актуальны и в XXI веке? Что значит быть стоиком сегодня? Почему появился современный стоицизм (modern stoicism) и можно ли сопрягать жизнь в цифровую эпоху с философией стоицизма? Какой он, новый путь к атараксии — деятельному бесстрастию?

Сегодня мы выбрали публичную лекцию кандидата философских наук, доцента Школы философии НИУ ВШЭ Кирилла Мартынова («Новые стоики: поиски атараксии для современного мира»), во время которой он рассказывает, кто такие современные стоики, чем они отличаются от традиционных, как относятся к гедонизму, технологиям и успеху. Попутно философ размышляет, в чём кроется проблема определения успеха/неуспеха, разбирает основные стоические техники и объясняет, как негативная визуализация и правильная постановка целей могут сделать нас сильнее. В общем, интересно, актуально.

«Как это работает? Когда Сенека писал про гнев, он говорил, что это Боги наказали людей способностью испытывать гнев ничем не контролируемый. Когда мы сегодня об этом говорим, мы, конечно, не скажем, что это были боги, Зевс там, или кто угодно из этих ребят. Мы сейчас скажем, что эволюция приматов вела нас к тому, что в какой-то момент времени активация физических способностей особи <…> она помогала нашим предкам выживать <…>. И вот эти все плохие эмоции с точки зрения современного стоицизма можно объяснять совершенно в научных терминах. Что человек эволюционно адаптирован к одной жизни — а сейчас он ведет другую жизнь, где старые способы решать проблемы/выживать либо не работают, либо излишни, либо вообще мимо цели бьют — короче, они стали неэффективными. И в этом смысле этика стоиков она как бы обращена не на то, как выжить в мире, созданном не Зевсом, а на то, как выжить в мире, созданном эволюцией, которая привела к тому, что мы живём в очень плотном, насыщенном обществе, где много людей, где большие города, где высокий темп жизни, где много информации, где нам нужно, в общем, стараться при этом сохранять свой разум. Ценность стоицизма именно в этом. Мы как бы вытаскиваем огромный слой, связанный с онтологией той и вставляем любую онтологию на ваш выбор».


ЧИТАЕМ/СМОТРИМ:

«Кто мы с точки зрения духовного истока?»: публичная лекция Паолы Волковой

Древнегреческие мистерии: чему нас учит культ Диониса?

«Что мы знаем о счастье?»: Наталия Кузнецова знакомит нас с теориями счастья — от  Эпикура до Шопенгауэра


Источник: «Независимый книжный магазин Пиотровский»/ Youtube.

Обложка: Nick Thompson/ flickr.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: