«Гнев – это кратковременное помешательство»: стоики знали, как обуздать его

Мы часто злимся. Пожалуй, настолько часто, что ни один день не проходит без легкого или сильного приступа гнева. Тем важнее знать, как справляться с этой разрушительной эмоцией, которая, вопреки некоторым утверждениям о её мотивирующей силе, не приносит нам никакой пользы. Массимо Пильюччи, американский профессор философии в Городском колледже Нью-Йорка и автор книг о стоической философии, вспоминая Сенеку, делится своими мыслями по поводу борьбы с гневом и даже предлагает собственный гайд современного стоика.

Люди злятся по разным причинам: от тривиальных (кто-то подрезал меня на шоссе) до действительно серьезных (люди продолжают умирать в Сирии, и никто ничего не предпринимает). Но в основном гнев возникает по банальным причинам. Вот почему на сайте Американской Психологической Ассоциации есть раздел, посвященный управлению гневом. Интересно, что он очень похож на один из старейших трактатов на эту тему — «О гневе», написанный философом-стоиком Луцием Аннеем Сенекой еще в первом веке нашей эры.

Сенека считал, что гнев — это кратковременное помешательство, и что даже когда оно оправдано, мы не должны действовать на его основе, потому что хотя

«…другие пороки влияют на наши решения, гнев воздействует на наше здравомыслие: легкие приступы гнева возрастают незаметно, однако человеческий разум резко погружается во гнев… Его интенсивность никоим образом не сдерживается его происхождением: он поднимается до самых больших высот с самых тривиальных начал».

Идеальная современная среда для управления гневом — это интернет. Если у вас есть аккаунт в Twitter или Facebook, или вы пишете, читаете или комментируете блоги, вы понимаете, о чем я. Черт возьми, гнев в Твиттере был поднят на новый уровень (или снижен, в зависимости от вашей точки зрения) нынешним президентом США Дональдом Трампом.


Читайте также Неочевидная выгода: почему не все негативные эмоции негативны


Я тоже довольно много пишу на онлайн-форумах. Это часть моей работы как педагога, а также, как мне кажется, мой долг как члена общества. Беседы, которые я веду с людьми со всего мира, как правило, сердечные и взаимно поучительные, но все же порой они перестают быть таковыми. Например, один известный автор, с которым мы недавно разошлись в техническом вопросе, тут же заявил, что я несу полную ахинею. Ой! Как можно не обижаться на подобные слова, особенно если получаешь их в свой адрес не от анонимного тролля, а от известного парня с более чем 200к подписчиков? А вот как — надо следовать совету Эпиктета, еще одного философа-стоика второго века, раба-вольноотпущенника, ставшего учителем. Эпиктет наставлял своих учеников таким образом:

«Помните, что мы те, кто страдает, мы те, кто сами создают себе трудности из-за собственных суждений. Что, например, значит «быть оскорбленным»? Стой у камня и оскорбляй его — добьешься ли ты чего-нибудь? Если кто-то будет отвечать на оскорбление, подобно невозмутимому камню, то что обидчик приобретет от своего злословия?»

Верно. Конечно, чтобы научиться игнорировать оскорбления, подобно камню, понадобится время и практика, но мне вроде бы удается оттачивать этот навык. Так что же я сделал в ответ на вышеупомянутую напыщенную речь? Я вел себя, как камень. Просто проигнорировал обидные слова и сосредоточился на написании ответов другим людям, постарался вовлечь их в конструктивную беседу. В результате, как мне сказали, известный писатель жутко разозлился, тогда как я сохранил спокойствие.

Некоторые люди говорят, что гнев — это правильная реакция на определенные ситуации, например, в ответ на несправедливость, и что — в меру — гнев может быть движущей силой для некоторых действий. Но Сенека ответил бы, что говорить об умеренном гневе все равно что говорить о летающих свиньях — такого во Вселенной просто нет. Что касается мотивации, то стоический подход заключается в том, что мы приближаемся к осуществлению какого-либо действия благодаря положительным эмоциям — возмущению по поводу несправедливости или стремлению сделать мир лучше. Гнев попросту не нужен и, на самом деле, он лишь мешает.

Философ Марта Нуссбаум в своем эссе для Aeon показала бесполезность гнева на примере Нельсона Манделы. Когда правительство апартеида в Южной Африке отправило Манделу на 27 лет в тюрьму, он был очень, очень зол. И на то имелись веские причины — ведь совершилась вопиющая несправедливость как против него лично, так и против его народа в целом. Тем не менее, в какой-то момент Мандела осознал, что гневаться и думать о своих политических противниках, как о нечеловеческих монстрах, бессмысленно. Он понял, что необходимо побороть разрушительные эмоции и обратиться к другой стороне, добиться доверия, если не дружбы. Так Мандела подружился со своей охраной и, в конце концов, его игра увенчалась успехом: он стал свидетелем одного из тех мирных переходов к лучшему обществу, которые, к сожалению, очень редки в истории.

Интересно, что поворотный момент в изменении взгляда Манделы произошел тогда, когда один из товарищей распространил среди заключенных ввезенную контрабандой копию «Размышлений» — книги Марка Аврелия, тоже философа-стоика. В ней говорилось, что если люди поступают неправильно, нужно «научить их — и показать это без гнева». И Манделе удалось эффективно последовать совету Марка Аврелия.

А вот мой «modern Stoic guide» — руководство по управлению гневом, вдохновленное советом Сенеки:

1.  Занимайтесь упреждающей медитацией: подумайте, какие ситуации вызывают ваш гнев, и заранее решите, как с ними справиться.

2.  Отметьте и осознайте гнев, как только вы почувствуете его симптомы. Не ждите, иначе он выйдет из-под контроля.

3.  По возможности общайтесь со спокойными людьми, избегайте раздражительных или озлобленных личностей. Помните, что настроения заразительны.

4.  Играйте на музыкальных инструментах или целенаправленно занимайтесь любой деятельностью, которая вас расслабляет — в таком состоянии гнев не проявится.

5.  Найдите окружение приятных, не раздражающих цветов и тонов. Управление внешними обстоятельствами, на самом деле, сильно влияет на наше настроение.

6.  Не вступайте в дискуссии, если вы устали — в таком состоянии вы будете склонны к раздражению, которое легко может перерасти в гнев.

7.  Не начинайте обсуждение, если вы испытываете жажду или голод — по той же причине, что указана в предыдущем пункте.

8.  Используйте самокритичный юмор — наше главное оружие против непредсказуемости Вселенной и предсказуемой злобности некоторых из наших собратьев.

9.  Практикуйте когнитивное дистанцирование — то, что Сенека называет «задержкой» вашего ответа — например, отправьтесь на прогулку или даже в туалет, это позволит вам снизить градус напряжения.

10.  Измените свое тело, чтобы изменить свои мысли — сознательно замедлите шаг, понизьте тон голоса, как бы наложите на свое тело поведение спокойного человека.

Прежде всего, будьте снисходительны по отношению к другим — это путь к лучшей жизни. Совет Сенеки по поводу гнева выдержал испытание временем, и нам всем следует прислушаться к нему.

Эта статья впервые была опубликована на английском языке под заголовком «Anger is temporary madness: the Stoics knew how to curb it» в журнале Aeon.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

7 комментариев

  1. Мodern Stoic guide.
    №0: Ведите активный образ жизни, занимайтесь спортом! (можно начать с бокса)

  2. Извините, укажите, пожалуйста, имя автора. Мы читаем, что он — преподаватель, читаем о его жизни, о событиях в его жизни, с кем он переписывается и в конце концов даже не указано его имя. Очень странно копируете статьи.

  3. Мария, прочитайте внимательно предисловие к переводу — там указано имя автора, место его работы и прочее:

    «Массимо Пиглуччи, иранский профессор философии в Городском колледже Нью-Йорка и автор книг о стоической философии, вспоминая Сенеку, делится своими мыслями по поводу борьбы с гневом и даже предлагает собственный гайд современного стоика».

    Странностей в «копировании» статьи не замечено — это не копирование, а перевод для русскоязычных читателей с указанием, собственно, переводчика, автора статьи и размещением ссылки на первоисточник (она идет после перевода):

    «Эта статья впервые была опубликована английском языке под заголовком «Anger is temporary madness: the Stoics knew how to curb it» в журнале Aeon».

  4. Само понятие обуздания злости — шаткая и скользкая дорожка в сторону расстройств личности и психических отклонений. Скорее тезис должен звучать примерно «как выражать злость безопасно для меня и для других», потому что эмоции — то, что не может быть контролируемой частью психики, это просто ответ, рефлкс на то, что с нами происходит, на раздражитель. Я понимаю важность изучения истории философии, в том числе философию стоицизма, но с точки зрения психологии — это не работает, только покалечите себя. Нас с детства учат не выражать эмоции, особенно — злость, отсюда берутся невротики, люди, которые не распознают своих эмоций, появляются люди из треугольника тиран-жертва-спасатель(изучите пожалуйста). Тэг «психология» прикреплена сюда крайне неоправданно. Эмоции нужно выражать, только нужно уметь выражать их органически. Когда мы злимся — топать ногами, бить вещи на свалке, ходить на бокс, шипеть, бить по столу — уметь сублимировать злость в физической, сильной активности, это выпускает пар и высвобождает, иначе злость копится.
    Не дай бог прочитают подростки, не разобравшись в своих и так запутанных эмоциях — мне будет жаль, если они возьмут эту статью за ориентир.

  5. Assel, обуздание и приведет. Анализ, причины возникновения, но только не обуздание и борьба. Поняв механизм, можно работать с этим, главное осознавать себя в этот момент времени. Все проблемы из за мыслей и эмоций.

  6. Профессор Нью-Йоркского Сити колледжа Массимо Пильюччи нескромно называет себя стоиком и активно продвигает идеи стоицизма, хотя сам, похоже, больше склонен к гастрономизму. Достаточно ознакомиться с несколькими перлами из его книжки «Как быть стоиком», чтобы ужаснуться от того, как могут быть опошлены идеи стоицизма – величайшего в истории мировой философии учения о НРАВСТВЕННОМ ДОЛГЕ человека.
    Вообще, это тенденция – как однажды заметил мой научный руководитель, заслуженный-презаслуженный, маститый-именитый доктор философских наук, «современная рецепция стоических идей, несмотря на вполне житейский характер самих поучений, грубо искажает «каркас» стоицизма, который отнюдь не лежит на поверхности, и не дает простой возможности правильно применить давнюю мудрость».
    Поясню: фатальная ошибка Пильюччи и ему подобных горе-пропагандистов и всяких там гайдеров «стоицизма» – стоицизм никак не может сводиться ни к психологии, ни физиологии, ни к гастрономии, ни к какой-либо подобной чепухе. Его «примеры из собственной жизни» абсолютно неуместны, поскольку стоицизм – это почти что религия, и физиологические откровения здесь равносильны тому, как если бы христианин заявил во всеуслышание: «Знаете, благодаря соблюдению поста, у меня нормализовался стул… а вот от просвирок меня пучит».
    Короче, процитирую американского профессора:

    «Стоицизм так и не привел меня к полному вегетарианству, но я стал уделять гораздо больше внимания тому, откуда и какой ценой появляется моя еда».
    «Неожиданно меня осенила мысль: «Эпиктет был не совсем прав, ведь он признавал за нами одновременно слишком много и слишком мало власти. Тут, словно бы в подтверждение этой мысли, мой взгляд остановился на восхитительном мороженом, выставленном на витрине кафе. Но, поскольку я не был голоден, и такое количество калорий повредило бы моей фигуре, я прошел мимо».
    «За несколько дней до написания этой главы я отравился испорченной рыбой и целых два дня влачил поистине жалкое существование. Проанализировав свои первоначальные «впечатления», я осознал, что биохимия моего организма и его борьба с токсинами определенно не находятся в моей власти».
    «Целью стоиков была вовсе не несчастная, полная страданий жизнь. Наоборот, они стремились к состоянию спокойствия духа и невозмутимости в любой жизненной ситуации. Чтобы проиллюстрировать это, позвольте мне снова прибегнуть к примеру из собственной жизни. Как-то раз я решил приготовить себе на ужин вкуснейшую пасту»…

    Как говорится, комментарии излишни.
    Дорогие стоики – прокоптесы, стремящиеся, становящиеся, познавшие, совершенномудрые… неважно, какие еще, – читайте первоисточники – читайте «Беседы Эпиктета», отражающие наиболее ортодоксальное школьное учение Стои… да, и пусть всегда пребудут с вами автаркия и атараксия!

  7. Мандела он и есть мандела, была единственная развитая страна на континенте и не надо сказки рассказывать про «переход к лучшему обществу». Хотя у вас не лучше Гондурас и возможно в сравнении с вами в ЮАР действительно лучше

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: