Запутанное, метафоричное, примитивное: три взгляда на современное искусство

Публикуем небольшую заметку, в которой наш обозреватель Елена Давыдова приводит три бытующих взгляда на современное искусство и рассказывает, почему, чтобы вникнуть в символичность Рафаэля, необходимо знать истоки искусства эпохи Возрождения, а для понимания совриска достаточно ориентироваться в окружающих нас реалиях и событиях наших дней.

«Актуально» —  это не только про новость о депутатах, которые чуть не устроили филиал бойцовского клуба в ЗСО из-за фразы «милый мой», но и про искусство. Люди сталкиваются с ним, рассчитываются на первого-второго-третьего и паркуют свое мнение на соответствующую стоянку.

Мнение номер один: «В этом что-то есть, но мне ничего непонятно, не моё»

Таким людям кажется, что современное искусство — это вещь запутанная и вообще элитарная. На самом деле, актуальное искусство — это про сегодняшние события, это про каждого из нас. Оно отвечает запросам человека, живущего в бешеном ритме digital-эпохи: каждый экспонат — предметная метафора, чтобы понять которую не нужно таскать за собой тележку со знаниями об искусстве прошлого. Так, чтобы вникнуть в символичность Рафаэля, надо знать истоки искусства эпохи Возрождения, а чтобы понять инсталляцию Изы Генцкен «Букет» — лишь только о трагедии 11 сентября, которой она посвящена. Эта инсталляция представляет собой конструкцию из картонных цветов, очень ярких и искусственных. Чувствуете мысль: любая массовая трагедия, обретая грандиозную публичность, становится не просто концентрированной болью тех, кого коснулась, а фарсом, игрушкой, только набитой не ватой, а лицемерием, искусственностью. Видите, как легко раскалывается орешек? На выставках своевременного искусства можно очень калорийно попитаться и не потолстеть. А поесть — это разве что-то супер сложное?

Мнение номер два: «Я могу так же»

Такие люди обычно сетуют на то, что какие-нибудь черные квадраты может повторить любой школьник или даже детсадовец. И правда, что сложного: нарисовать черный квадрат? Но «сделать» и «повторить» — это штуки разные. Например, писать как Достоевский после Достоевского может любой писатель-стилист, как и рисовать квадраты после Малевича. Можете вернуться в прошлое и придумать это до него? Вперед!

Мнение номер три: «Современное искусство — это отражение нашей жизни, это интересно, дайте билетик на «Foundation Louis Vitton»

Это — если не самая правильная (в рамках искусства странно выделять правила), то самая милая позиция, которая показывает открытость людей новому и заинтересованность в сегодняшних культурных процессах. 

В общем, современное искусство — такой большой живой кот: его можно гладить и тискать, можно шпинять, а можно надевать игрушечные кошачьи ушки и тараторить: «Любой может быть таким котом, я даже пушистей его, мяу».


Читайте также

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: