Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Публикуем небольшую заметку, в которой наш обозреватель Елена Давыдова приводит три бытующих взгляда на современное искусство и рассказывает, почему, чтобы вникнуть в символичность Рафаэля, необходимо знать истоки искусства эпохи Возрождения, а для понимания совриска достаточно ориентироваться в окружающих нас реалиях и событиях наших дней.
«Актуально» — это не только про новость о депутатах, которые чуть не устроили филиал бойцовского клуба в ЗСО из-за фразы «милый мой», но и про искусство. Люди сталкиваются с ним, рассчитываются на первого-второго-третьего и паркуют свое мнение на соответствующую стоянку.
Мнение номер один: «В этом что-то есть, но мне ничего непонятно, не моё»
Таким людям кажется, что современное искусство — это вещь запутанная и вообще элитарная. На самом деле, актуальное искусство — это про сегодняшние события, это про каждого из нас. Оно отвечает запросам человека, живущего в бешеном ритме digital-эпохи: каждый экспонат — предметная метафора, чтобы понять которую не нужно таскать за собой тележку со знаниями об искусстве прошлого. Так, чтобы вникнуть в символичность Рафаэля, надо знать истоки искусства эпохи Возрождения, а чтобы понять инсталляцию Изы Генцкен «Букет» — лишь только о трагедии 11 сентября, которой она посвящена. Эта инсталляция представляет собой конструкцию из картонных цветов, очень ярких и искусственных. Чувствуете мысль: любая массовая трагедия, обретая грандиозную публичность, становится не просто концентрированной болью тех, кого коснулась, а фарсом, игрушкой, только набитой не ватой, а лицемерием, искусственностью. Видите, как легко раскалывается орешек? На выставках своевременного искусства можно очень калорийно попитаться и не потолстеть. А поесть — это разве что-то супер сложное?
Мнение номер два: «Я могу так же»
Такие люди обычно сетуют на то, что какие-нибудь черные квадраты может повторить любой школьник или даже детсадовец. И правда, что сложного: нарисовать черный квадрат? Но «сделать» и «повторить» — это штуки разные. Например, писать как Достоевский после Достоевского может любой писатель-стилист, как и рисовать квадраты после Малевича. Можете вернуться в прошлое и придумать это до него? Вперед!
Мнение номер три: «Современное искусство — это отражение нашей жизни, это интересно, дайте билетик на «Foundation Louis Vitton»
Это — если не самая правильная (в рамках искусства странно выделять правила), то самая милая позиция, которая показывает открытость людей новому и заинтересованность в сегодняшних культурных процессах.
В общем, современное искусство — такой большой живой кот: его можно гладить и тискать, можно шпинять, а можно надевать игрушечные кошачьи ушки и тараторить: «Любой может быть таким котом, я даже пушистей его, мяу».
Читайте также
-
Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство
-
Радикальное искусство: от Венского акционизма до наших дней
-
Перформативное искусство: от авангарда до наших дней