Перформативное искусство: от авангарда до наших дней


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Сегодня на «Моноклере» публичные лекции, из которых вы узнаете, что такое перформативное искусство, в чём его смысл, какие эксперименты дадаистов и футуристов стали предвестниками современных перформансов и как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов.

Перформанс — самая неоднозначная и провокационная форма искусства на сегодняшний день. Оно ценится, в основном, в очень узких кругах знатоков, в то время как многим, случайно столкнувшимся с перформансом, кажется, что «мир сошел с ума». Безумные театральные представления, состоящие из одного слова «Занавес!»,  концерты, на которых царит полная тишина («4:33» минуты тишины Джона Кейджа), консервы с фекалиями художников («Merdа d’artista» Пьеро Мадзони), истерзанное зрителями тело художника («Ритм 0» Марины Абрамович), человек, публично отрезающий себе мочку уха («Отделение» Петра Павленского) — все эти «представления» в разное время старались освободить искусство от условностей, вытолкнуть обывателя/зрителя из его привычной колеи, спокойствия, включить во взаимодействие с искусством и жизнью, сделать частью произведения искусства и, возможно, заставить посмотреть с радикально иной точки зрения на себя, жизнь и происходящее в мире.

При этом исследователи сходятся во мнении, что перформативное искусство берёт своё начало в радикальных экспериментах авангардистов, которые по следам открытий импрессионистов провозгласили, что мир не таков, каким мы привыкли его воспринимать, и стали разрабатывать концепцию нового видения и отношения художника и зрителя.


ПОДРОБНЕЕ: Радикальное искусство: от Венского акционизма до наших дней


Перформативное искусство и авангард (Дюшан, "Фонтан")

На фото: работа Дюшана «Фонтан»/ © Wikipedia.

Почему это важно? Как отмечает российский искусствовед Ольга Шишко, в искусстве, которое всегда делилось на очень большие периоды (Средневековье, Новое время и т.д.), с момента появления авангарда начался новый период, который, возможно, продлится несколько столетий. В этом смысле современное перформативное искусство — не временное явление, а закономерный этап, который ещё долго будет иметь большое значение. И чем лучше мы поймём основу перформанса, предпосылки его появления и первые сто лет существования, тем легче нам будет понять современное искусство и ориентироваться в следующих инновациях, которые нас непременно ждут.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство


Сегодня «Моноклер» представляет вашему вниманию две замечательные лекции, которые недавно прошли в «Еврейском музее и центре толерантности» и на которых речь шла об истоках современного перформативного искусства, в частности об экспериментах с цветом, светом, звуком и действием авангардистов и практиках футуризма и дадаизма.

Что такое перформативное искусство? Как оно возникло? Какие формы приобрело? Какие эксперименты дадаистов и футуристов были предвестниками современных перформансов? В чем смысл переноса театральных действий в  обычную жизнь? Какие виды и жанры современного искусства появились благодаря авангарду? И как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов? Смотрим и разбираемся со всем этим.

 

Перформативные открытия русского авангарда

Специфической характеристикой художественного языка ХХ – ХХI вв. является его способность к метаморфозам и комбинациям. Мир трансформируется с возрастающей скоростью, но искусство подчас даже опережает эти изменения. Кажется, что за рождением его новых видов не успевают уследить не только зрители, но и профессионалы. Такое стремление к бесконечным изменениям берёт свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века. И сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение.

На примере работ Ксении Пертрухиной, Юрия Календарева, Рагнара Кьярторсона, Петра Айду Йоханны Биллинг, Тимофея Ради, медиагруппы «Битники» специалист в области русского авангарда и искусства новых технологий Ольга Шишко рассказывает о перформативности современных художественных процессов.

Протоперформанс в футуризме и дадаизме

Истоки искусства перформанса принято возводить к историческому авангарду, в первую очередь, к футуризму и дадаизму. Знаменитые футуристские вечера и диспуты начала 1910-х и дадаистские выступления в «Кабаре Вольтер» превращают поэтическую декламацию в род сценического искусства, активизирующего выразительные возможности голоса и тела. Размывая границы искусства и жизни и понятие произведения, они инициируют понимание искусства как события и процесса и активно взаимодействуют с аудиторией.

На лекции «Протоперформанс в футуризме и дадаизме» кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по итальянскому футуризму и русскому авангарду Еватерина Лазарева рассказывает о ранних авангардных экспериментах, предвосхищающих перформанс 1960-1970-х, – от шумовых концертов, футуристского танца и невероятных банкетов футуристской кухни до фигур, сделавших из своей жизни произведение искусства.

Источник: Еврейский музей и центр толерантности/ Youtube.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: