«Новые открытия: человечество и его будущее»: публичная лекция Вячеслава Иванова


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.



Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


«Новые открытия: человечество и его будущее»: ученый-энциклопедист, соратник Лотмана и Гаспарова, друг Бродского и Пастернака Вячеслава Иванова рассказывает о том, как философами и антропологами препарируется проблема будущего человечества, и размышляет о необходимости с помощью воспитания «выключать» опасные гены агрессии, о хрупкости культуры, силе ноосферы, сверхзадаче человека и «интересном вопросе» — может ли Интернет стать тем средством объединения человечества, о котором когда-то говорил Сахаров.

В современной физике становится популярной гипотеза, согласно которой наша Вселенная — не единственная, а лишь одна из множества реально существующих параллельных. Но нам, людям, достался именно этот мир. И тот факт, что Вселенная устроена таким образом, что в ней оказалось возможным возникновение и развитие человека, — удивителен. Как отмечает Вячеслав Всеволодович Иванов, всемирно известный лингвист, семиотик, антрополог, Вселенная подобна квартире, заранее подготовленной к нашему появлению в ней. С этой точки зрения смысл Вселенной понятен, однако возникает другой вопрос — зачем Вселенной нужны мы? И этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Вячеслав Иванов озвучивает такую гипотезу:

«А для чего этой Вселенной, этой нашей квартире, нужно было, чтобы у нее появился такой обитатель? Есть ли какой-то смысл существования человека с точки зрения всего мира, в котором мы живем. Мне кажется, если  бы нас не было, то у Вселенной не было необходимых средств, чтобы как бы посмотреть на себя со стороны. Вы подумайте, ведь что такое наше искусство, наша литература, наша поэзия, музыка, живопись — все, что мы умеем? Это все для того, чтобы показать, как замечателен этот внешний мир, как гармонична природа. Мы можем вносить дисгармонию, мы можем делать что-то плохое, но все-таки основное, чем заняты литература, искусство, музыка,  — это передача гармонии природы, гармонии мира».

Неужели же, чтобы увидеть свою красоту, Вселенной нужно было посмотреть на себя глазами людей? С одной стороны, это предположение заставляет нас по-новому взглянуть на человечество, а с другой стороны, ведёт к новым и новым вопросам. Что такое человек? Чем он отличается от приматов? Как он должен жить, чтобы выполнить свою сверхзадачу? В конце концов, какое будущее ждёт человечество? И в этом пункте, как водится, больше вопросов, чем ответов.

«Два слова об эволюции. Я сказал, что были все предпосылки для того, чтобы появился человек. А дальше шла медленная эволюция — эволюция, приведшая к созданию галактик, туманностей, больших объединений астрономических, из которых постепенно появляются разного типа звезды. Все это в астрофизике сейчас очень подробно и тщательно изучено. Затем появляются планеты, которых, как вы, возможно, знаете, оказалось очень много в мире. И на некоторых планетах, как, например, на Земле, оказалось возможно появление жизни и жизнь постепенно начала развиваться в сторону разумной. И здесь сразу возникает множество проблем. Вы знаете, очень странно устроено человеческое познание, о результатах которого я сегодня пытаюсь вам что-то рассказать. Мы довольно хорошо познаём то, что от нас максимально далеко. Мы довольно хорошо знаем историю Вселенной — все вот эти миллиарды лет прошедшие. Мы довольно хорошо знаем ближайшие к нам галактики. Хуже знаем те планеты, которые совсем близко к нам, такие как Марс, — мы только начинаем их исследовать. Совсем плохо знаем многое из того, что происходит на Земле. Очень плохо знаем самих себя. Вот это такая странная, удивительная особенность человека: его взор всё время обращен как бы подальше, а вот то, что рядом — это гораздо труднее понять».

Так что же всё-таки современной науке известно о человеке, его истории и перспективах? Об этом в рамках цикла «Открытая лекция» рассказал уже упомянутый ученый, лингвист, культуролог и антрополог Вячеслав Иванов. В своей публичной лекции «Новые открытия: человечество и его будущее» он произвёл скрупулёзный анализ сведений о человеке, полученных антропологами, биологами, лингвистами, генетиками и, пробежавшись по интереснейшим открытиям из области прошлого человечества (связи с неандертальцами, существовании двух ветвей человечества и двух культур, черты которых можно проследить по сей день, роли гена, регулирующего обучение языку, и др.), подошел к главному вопросу: как современным учёным видится проблема будущего человечества и какие прогнозы относительно этого будущего они делают? Традиционно первый сводится к тому, что мы сами себя уничтожим, а вот второй говорит о прорыве человечества, который позволит ему выполнить свою сверхзадачу. Но как нам реализовать этот прогноз? Возможно, стоит прислушаться к советам академика Сахарова, который видел спасение в объединении всего человечества и последовательной работе по стиранию границ между языковыми, религиозными  и этническими группами. В любом случае, Вячеслав Иванов уверен, что для прорыва человечеству необходимы серьезные испытания, и те проблемы, которые сегодня связаны с ядерной угрозой, бурным развитием техники и хрупким положением культуры, переходящей в цифровой вид, если будут своевременно и мудро решены, помогут нам стать сильнее и научиться ценить и оберегать мир, в котором мы живём. Его бы устами.

По ссылке вы можете посмотреть полную версию лекции, где Вячеслав Иванов также размышляет о сходстве геномов людей и животных; о том, как философами и антропологами рассматривается проблема будущего человечества; о необходимости путем правильного воспитания выключать опасные гены агрессии; о хрупкости культуры, силе ноосферы и интересном вопросе — может ли Интернет стать средством объединения человечества, о котором говорил Сахаров.

О спикере

Вячеслав Всеволодович — русский и советский лингвист, семиотик, антрополог, академик РАН (2000), академик РАЕН (1991), директор Института мировой культуры МГУи Русской антропологической школы РГГУ, профессор Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), председатель Попечительского совета Фонда фундаментальных лингвистических исследований.


Смотрим/Читаем

«Анализ экономической реальности»: Тим Джексон о вынужденном потреблении и иллюзии процветания

Что делает человека человеком, или как мы избавились от власти тестостерона


Упоминаемая литература

1. Мартин Рисс, «Всего шесть чисел»;

2. Кондратьев Н. Д., «Большие циклы экономической конъюнктуры»;

3. Вернадский В.И., «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения»;

4. Кропоткин П., «Взаимопомощь как фактор эволюции»;

5. Давиденков С. Н., «Эволюционно-генетические проблемы в психоневрологии»;

6. Мартин Бубер «Я и ты», Бахтин «Философия другого»;

7. Бахтин М.М., «К философии поступка».

Источник видео: Мослекторий.рф/Youtube.

Обложка: Театральный режиссёр Эрвин Пискатор на фоне реставрируемого Дворца Эфраима (фотомонтаж).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: