Посттравматический рост: поиск смысла и созидания в потрясении


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Психолог-когнитивист Скотт Барри Кауфман о том, что такое посттравматический рост, как травматические переживания, сотрясающие основы нашего «Я», могут стать фундаментом для более осмысленной жизни и самовыражения и почему попытки подавления болезненных мыслей, эмоций и чувств укрепляют чувство бессилия и невозможности что-либо изменить, а их осознание помогает принимать неизбежные парадоксы жизни и развивать более тонкое восприятие мира.

В некотором смысле страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает значение.

Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла».

Кинцуги — это многовековое японское искусство ремонта потрескавшейся керамики. Вместо того чтобы скрывать трещины, техника предполагает соединение расколотых частей с помощью лака, смешанного с порошкообразным золотом, серебром или платиной. Собранная воедино, керамика снова выглядит красиво, несмотря на видимые расколы.

В этой исторической точке многие люди задаются вопросом, будет ли у нас вторая жизнь. Когда мы снова «соберемся», сможем ли мы восстановиться с чувством собственного достоинства? Наука говорит о том, что мы не только восстановимся, но и продемонстрируем огромную человеческую способность к жизнестойкости и росту.

От жизнестойкости к росту

В своей фундаментальной работе 2004 года клинический психолог Джордж Бонанно высказался за расширение концепции реагирования на стресс. Определяя жизнестойкость как способность людей, переживших угрожающее жизни или травмирующее событие, поддерживать относительно стабильный, здоровый уровень психологического и физического функционирования, Бонанно проанализировал множество исследований, показывающих, что жизнестойкость довольно распространена, что она не тождественна простому отсутствию психопатологии и что она может быть достигнута множественными, иногда неожиданными, путями. Учитывая, что примерно 61 процент мужчин и 51 процент женщин в США сообщают по крайней мере об одном травмирующем событии в своей жизни, человеческая способность к сопротивлению весьма удивительна.


Читайте также Жизнестойкость: от чего она зависит и как её развить


На самом деле, многие люди, пережившие травму (например, когда им ставят диагноз хронического или неизлечимого заболевания, когда они теряют любимого человека или подвергаются сексуальному насилию), не только демонстрируют невероятную стойкость, но и преображаются после травмирующего события. Исследования показывают, что у большинства людей, переживших травму, не развивается ПТСР, а многие даже отмечают психологический рост после своего опыта. Ричард Тедески и Лоуренс Калхун придумали термин «посттравматический рост» для обозначения этого явления, определив его как позитивное психологическое изменение, которое произошло в результате борьбы с очень сложными жизненными обстоятельствами.

Согласно данным исследования, неблагоприятные условия провоцируют рост в семи следующих областях:

  • Большее понимание жизни;
  • Более высокая оценка и укрепление тесных отношений;
  • Усиление сострадания и альтруизма;
  • Выявление новых возможностей или цели в жизни;
  • Более глубокое осознание и использование личных сильных сторон;
  • Усиленное духовное развитие;
  • Творческий рост.

Безусловно, большинство людей, которые испытывают посттравматический рост, предпочли бы избежать травмы, и лишь в немногих из этих областей демонстрируется больший рост после травмы по сравнению с положительным жизненным опытом. Тем не менее большинство людей, прошедших через посттравматический рост, часто удивляются тем трансформационным изменениям, которые происходят, причем происходят неожиданно в результате их попыток осмыслить непостижимое событие.

Раввин Гарольд Кушнер хорошо выразился об этом, размышляя о смерти своего сына:

«Из-за жизни и смерти Аарона я стал более чутким человеком, более полезным пастором, более отзывчивым консультантом. Этого бы не произошло без такого опыта. И я бы отказался от всех этих достижений в одну секунду, если бы мог вернуть своего сына. Если бы я мог выбирать, я бы отказался от всего духовного роста и глубины, которые пришли ко мне благодаря нашему опыту… Но я не могу выбирать».

Без сомнения, травма сотрясает наш мир и заставляет по-другому взглянуть на наши цели и мечты. Тедески и Калхун используют метафору землетрясения: обычно мы полагаемся на определенный набор убеждений и предположений о доброжелательности и управляемости мира, а травмирующие события, как правило, разрушают это мировоззрение, поскольку нас выбивает из привычных представлений, и мы вынуждены заново строить себя и свой мир.

Но какой у нас есть выбор? Как сказал австрийский психиатр Виктор Франкл:

«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы вынуждены изменить самих себя».

В последние годы психологи начали понимать психологические процессы, которые превращают невзгоды в преимущества, и становится ясно, что эта «сейсмическая психологическая перестройка» на самом деле необходима для роста. Именно тогда, когда сотрясается основополагающая структура «я», мы оказываемся в подходящем положении для поиска новых возможностей в своей жизни.

Польский психиатр Казимеж Дабровски также утверждал, что «позитивная дезинтеграция» может стать опытом, способствующим росту. Изучив ряд людей с высоким уровнем психологического развития, Дабровски пришел к выводу, что здоровое развитие личности часто требует дезинтеграции её структуры, что может временно привести к психологическому напряжению, неуверенности в себе, тревоге и депрессии. Однако Дабровски считает, что этот процесс также может привести к более глубокому исследованию того, кем человек может быть, и в конечном счете к более высокому уровню развития.

Ключевым фактором, который позволяет нам превратить невзгоды в преимущества, является то, насколько полно мы исследуем свои мысли и чувства, связанные с событием. Когнитивное исследование, которое можно определить как общую заинтересованность в информации и тенденцию к  многосторонности и гибкости в её обработке, позволяет нам с любопытством относиться к расшатывающим ситуациям, увеличивая вероятность того, что мы найдем новый смысл в, казалось бы, непостижимом.

Конечно, многие шаги, ведущие к росту после травмы, противоречат нашей естественной склонности избегать крайне неприятных эмоций и мыслей. Однако только отбросив свои естественные защитные механизмы и встретившись лицом к лицу с неприятными чувствами, рассматривая все как почву для роста, мы можем начать принимать неизбежные парадоксы жизни и прийти к более дифференцированному взгляду на реальность.

После травмирующего события, будь то серьезная болезнь или потеря близкого человека, вполне естественно размышлять о случившемся, постоянно думать о том, что произошло, снова и снова проигрывая одни и те же мысли и чувства. Руминация часто является признаком того, что вы упорно пытаетесь осмыслить случившееся, активно разрушаете старые системы убеждений и создаете новые структуры смысла и идентичности.

Хотя руминация обычно начинается как автоматическое, навязчивое и повторяющееся воспроизведение, со временем такое размышление становится более организованным, контролируемым и целенаправленным. Этот процесс трансформации может быть мучительным, но руминация в сочетании с сильной системой социальной поддержки и другими способами самовыражения может быть полезной для роста и позволяет нам использовать глубокие источники силы и сострадания, о существовании которых мы даже не подозревали раньше.

Аналогичным образом такие эмоции, как печаль, горе, гнев и тревога, являются обычной реакцией на травму. Попытки сделать все возможное для подавления или «саморегуляции» этих эмоций, избегание опыта — мыслей, чувств и ощущений, вызывающих страх, — парадоксальным образом ухудшает ситуацию, укрепляя нашу веру в то, что мир небезопасен, и затрудняя достижение ценных долгосрочных целей. Избегая переживаний, мы отключаем наши исследовательские способности, тем самым упуская множество возможностей для получения позитивного опыта и смысла. Это основная тема «терапии принятия и ответственности» (Acceptance and commitment therapy — ACT), которая помогает людям повысить свою «психологическую гибкость». Приобретая психологическую гибкость, мы смотрим на мир с интересом и открытостью и лучше реагируем на события в соответствии с выбранными нами ценностями.


Читайте также Экзистенциальная терапия: что нам могут дать страх, гнев, печаль


Рассмотрим исследование, проведенное Тоддом Кашданом и Дженнифер Кейн, в котором они оценили роль избегания переживаний в посттравматическом росте на выборке студентов колледжа. В этой выборке наиболее часто сообщалось о таких травмах, как внезапная смерть близкого человека, автомобильные аварии, насилие в семье и стихийные бедствия. Кашдан и Кейн обнаружили, что чем сильнее дистресс, тем выраженнее посттравматический рост, но только у тех, кто имел низкий уровень избегания переживаний. Те, кто сообщал о более сильном дистрессе и меньшей степени избегания переживаний, демонстрировали самые высокие уровни роста и осознания смысла жизни.

У тех, кто избегал переживаний, результаты оказались противоположными: больший дистресс был связан с более низким уровнем посттравматического роста и осознанием смысла жизни. Это исследование дополняет растущее количество литературы, показывающей, что люди с низким уровнем тревожности в сочетании с низким уровнем избегания переживаний (т.е. с высоким уровнем психологической гибкости) сообщают о более высоком качестве жизни. Но это исследование также свидетельствует о том, что люди с посттравматическим ростом способны видеть больше смысла в жизни.

Повышение смысла может стать хорошей почвой для творческого самовыражения.

Творчество после травмы

Связь между неблагоприятными условиями и творчеством имеет долгую и выдающуюся историю, но теперь ученые начинают раскрывать тайны, стоящие за этой связью. Клинический психолог Мари Форгард попросила людей рассказать о самых стрессовых событиях в их жизни и указать, какие из этих обстоятельств оказали на них наибольшее влияние. В список неблагоприятных событий входили стихийные бедствия, болезни, несчастные случаи и нападения.

Форгард обнаружила, что форма когнитивной обработки имеет решающее значение для объяснения синдрома роста после травмы. Навязчивые формы руминации привели к снижению в нескольких областях роста, в то время как осознанное обдумывание привело к увеличению в пяти областях посттравматического роста. Две из этих областей — позитивные изменения в отношениях и увеличение восприятия новых возможностей в своей жизни — были связаны с увеличением творческого роста.

В своей книге «When Walls Become Doorways: Creativity and the Transforming Illness» Тоби Заузнер представила анализ биографий выдающихся художников, страдавших от физических заболеваний. Заузнер пришла к выводу, что такие болезни приводили к созданию новых возможностей для их творчества, ломая старые привычки, провоцируя нарушение равновесия и заставляя художников генерировать альтернативные стратегии для достижения своих творческих целей.

Взятые вместе, исследования и рассказы подтверждают потенциально огромную пользу от занятий арт-терапией или экспрессивным письмом для облегчения процесса восстановления после травмы. Доказано, что письма на темы, вызывающие сильные эмоции, если им уделять всего лишь по пятнадцать-двадцать минут в день, помогают людям находить смысл в тяжелом опыте и лучше выражать как положительные, так и отрицательные эмоции.


Читайте также Терапия письмом: как повествование помогает нам справиться с болью


Я знаю, что сейчас трудные времена, и может показаться, что до того момента, когда мы снова объединимся, еще очень далеко. Тем не менее последние исследования в области посттравматического роста могут дать нам некоторую надежду на то, что мы, скорее всего, выйдем из этого состояния более сильными и с более глубоким ощущением смысла, чем когда-либо прежде.

Источник: Post-Traumatic Growth: Finding Meaning and Creativity in Adversity / scottbarrykaufman.com


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: