Новый гуманизм: Дэвид Брукс о революции сознания и креативном классе

Что такое новый гуманизм, зачем нам необходима революция сознания и почему эпоха рационализма и погони за достижениями подходит к концу.

В 1957 году Уильям Уайт написал книгу «Человек организации», в которой описал сложившийся в 1950-е годы социальный идеал человека-винтика, человека-детали, подогнанного под слаженную работу в организации и запрограммированного на чёткое выполнение текущих задач. Тогда, в момент расцвета индустриального общества, ни у кого не возникло сомнений, что описанный Уайтом образ жизни — единственно верный и даже идеальный, а чрезмерные проявления индивидуализма воспринимались как вызов устоявшимся социальным нормам.

Но постепенно становилось понятно, что путь человека системы ведёт в никуда (не обязательно было читать «1984» и «О дивный новый мир», чтобы увидеть это — всё было слишком очевидно). Время шло, индустриальное общество уходило в прошлое, менялась культурная и социальная парадигмы, а вместе с ними менялся сам человек. Со временем на сцену всё чаще стали выходить успешные представители креативного класса, для которых личная свобода, творчество и  собственная идентичность имели гораздо большее значение, чем простой рост доходов. Возможно, именно эта страсть к настоящим ценностям и подняла их на гребне волны и помогла добиться настоящего успеха в том, что они делают.

Так или иначе, эти люди стали основой новой космополитической элиты постиндустриального, а потом и информационного общества, которую достаточно трезво и немного иронично описал в своей книге «Бобо в Раю» известный социолог, политический мыслитель и обозреватель The New York Times Дэвид Брукс (мы о нём  уже писали).

Дэвид Брукс - Бобо в Раю

 

Бобо, по Бруксу, — это «богемная буржуазия» (Bohemian Bourgeois — BoBo, Bobos), которой удалось соединить в себе усешность и респектабельность мира бизнеса и бунтарские ценности богемной контркультуры 1960-х (впрочем, характеристика Брукса «совмещение несовместимого через поверхностное отношение к миру» не делает им большой чести).

Проведя четыре с половиной года за границей, я вернулся в Соединенные Штаты и, окинув родину свежим взглядом, обратил внимание на целый ряд занятных рокировок. В элитных, населенных преимущественно WASP’ами пригородах появились артистические кофейни, где посетители пили европейский эспрессо под альтернативную музыку. В богемных же районах в центре города развелось несметное количество лофтов за адские миллионы и магазинов а-ля «все для сада», где искусственно состаренные тяпки продаются по 35, 99 долларов. Корпоративные монстры типа «Майкрософт» или Gap принялись вдруг использовать в рекламе цитаты из Ганди и Джека Керуака. Статусными атрибутами как будто махнулись, не глядя: модные адвокаты щеголяли в очечках в стальной оправе, которые раньше носили подростки, потому что теперь, очевидно, правильнее было косить под Франца Кафку, нежели под Пола Ньюмана.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Интеллектуалы, олухи и канальи


Однако Брукс не успокоился, описав новую творческую элиту, которая потеснила известную нам буржуазию, ориентированную на идеалы рационализма, материализма и предсказуемой определённости во всём.

Заметив, что «торжество подобной системы ценностей могло произойти только в экономике, основу которой составляет знание», Брукс со временем пришёл к выводу, что общество (и элита, а те 90 процентов людей, что живут обычной жизнью), играет по правилам, которые давно уже не имеют никакого отношения к самой игре: большинство живёт, как заведённое (школа, университет, борьба за достижения как основной мотиватор, карьера, красивый муж, чудеса селекции, прекрасные дети,  а затем в их лице судьба идёт по второму кругу — и это вовсе не спираль, потому что никто не задаёт себе вопрос «зачем?»), объясняя это себе разумностью такой жизни, власть с радостью поддерживает этот механизм,  — в итоге люди не пытаются понять, кто они есть на самом деле и что они действительно чувствуют, а политики делают всё, чтобы таких вопросов вообще не возникало.

И это меня привело к вопросу: почему самые социально-приспособленные люди на земле становятся полностью бесчеловечными, когда они думают о политике? И я пришел к заключению, что это симптом более крупной проблемы. Что на протяжении веков мы унаследовали взгляд на природу человека, основанный на представлении, что мы разделенные сущности, что разум отделен от эмоций и что общество прогрессирует ровно настолько, насколько разум может подавить страсти. Это привело к взгляду на природу человека, согласно которому мы разумные личности, которые прямолинейно реагируют на стимулы. В свою очередь, это привело к взглядам на мир, в котором люди пытаются использовать предпосылки из физики для того, чтобы измерить поведение человека. Результатом этого стала чудовищная отстранённость и  поверхностный взгляд на природу человека.

<…>

У нас очень хорошо получается говорить о материальных вещах, но очень плохо получается говорить об эмоциях. Мы отлично говорим о навыках, о безопасности и здоровье, но у нас не получается говорить о характере. Аласдер Макинтайр, известный философ, сказал: «У нас есть понятия о древней морали, о добродетели, чести, великодушии, но у нас больше нет системы, в которую мы связываем их». Таким образом, это привело к отсутствию глубины в политике, а также во многих других человеческих стремлениях.

Чтобы разобраться, в чём дело, Брукс написал целую книгу — «Общественное животное», в которой попытался осмыслить ошибки, из-за которых социум и власть перестали слышать друг друга, и попробовал с учётом современных сведений об особенностях работы головного мозга, способах взаимодействия человека с другими людьми, механизмах принятия решений выстроить новую концепцию человека и его истинных ценностей.

В течение последних лет, я думаю, нам дали более глубокий взгляд на природу человека и более глубокий взгляд на то, кто же мы такие. Он основывается не на теологии или философии, а на изучении разума, во всех сферах исследований от неврологии до когнитивистов, поведенческих экономистов, психологов, социологов мы развиваем революцию в сознании. И когда собираешь это всё воедино, получается новый взгляд на природу человека. Он далек от холодного материалистического взгляда на природу, это новый гуманизм, это новая магия.

Дэвид Брукс - Общественное животное

Самый главный вывод, к которому пришёл Брукс — что все наши решения (как частные, так и политические) определяются не столько разумом, сколько эмоциями. Так Брукс поставил под сомнение доминирующую философию западной цивилизации, основанную на рационализме, который господствовал со времён Просвещения.  По мнению Брукса, рационализм исчерпал себя, и об этом говорит не только психология, пытающаяся постигнуть бессознательное, но и поведение людей, которые редко ведут себя рационально. Более того, Брукс убеждён, что эмоции гораздо важнее разума, хотя как раз о них и не принято говорить в каком-либо серьёзном контексте.


ЧИТАЕМ/СМОТРИМ:

«Четвертая культура»: Джона Лерер о том, почему наука и искусство нужны друг другу

Видеолекторий: Даниэль Канеман о когнитивных искажениях, интуиции и счастье


Предлагаем вам посмотреть выступление Дэвида Брукса на TED, где он популярно и с долей юмора рассказывает о своих открытиях — об оторванных от жизни политиках, заплутавших в гонке достижений людях, о подавляемых эмоциях и новых открытиях в области науки, которые показывают нам, насколько человек иррационален, социален и эмоционален.

Греки говорят, что мы страдаем на нашем пути к мудрости <…>. Через неудачи в политике за последние 30 лет мы пришли к осознанию того, насколько поверхностным был наш взгляд на природу человека. И теперь, когда мы лицом к лицу с этой поверхностностью и неудачами из-за нашей неспособности понять, кто мы такие, приходит эта революция в сознании – люди в столь многих областях исследуют глубины нашей природы и обнаруживают это волшебство, этот новый гуманизм. И когда Фрейд открыл для нас бессознательное, это имело огромное влияние на настроения тех времен. Теперь мы имеем более верное представление о бессознательном и о том, кто же мы такие в глубине души. И эти открытия будут иметь удивительное, глубокое и гуманизирующее влияние на нашу культуру.

Источник: TED.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: