Человек противоречивый: как внутренние разногласия делают нас людьми и влияют на нашу креативность


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Профессор в области антропологии Дэвид Берлинер из Брюссельского свободного университета рассказывает, почему противоречия — это «так по-человечески» и нам столь сложно находиться в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением», как мы сублимируем внутренние противоречия в творческую энергию, почему для нашего сознания так привлекательны объекты с противоположными свойствами и как умение проводить грани помогает нам уживаться с нашей способностью противоречить самим себе.

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Фридрих Ницше

Вы когда-нибудь задумывались, сколько много противоречивых мыслей приходит к вам в голову за день? Сколько раз эти самые мысли противоречили вашим поступкам и действиям? Как часто чувства не совпадали с вашими собственными принципами и желаниями? В большинстве случаев мы сами не замечаем в себе таких парадоксов — намного легче наблюдать подобные расхождения в других. Но вы полны противоречий так же, как и я. Мы, люди, сотканные из противоречий, уживаемся мирно, иногда болезненно, с нашими антагонистическими сущностями. Точно подметил эту особенность американский поэт Уолт Уитмен в своей поэме «Песнь о себе»:

По-твоему, я противоречу себе?

Ну что же, значит, я противоречу себе.

(Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей.)

Возьмите тех, кто покупает технические новинки, в то же время выступая против детского труда и отходов, наносящих вред экологии, или тех, кто осуждает воровство, но незаконно загружает музыку и фильмы из Интернета, кто разглагольствует об уважении личного пространства, при этом через мгновение выкладывает личные фотографии в Facebook*. Есть экологи, использующие те же транспортные средства, священники, проповедующие веру, но собственнолично потерявшие её. Себастьян Маррокин помнит своего отца, с нежностью напевающего ему колыбельные перед сном, учитывая тот факт, что Себастьян был сыном известного наркобарона Пабло Эскобара, одного из самых влиятельных криминальных авторитетов в истории Колумбии. Прожить противоречивую жизнь — это так по-человечески.

Американский историк Джоан Уоллак Скотт уверяет, что главное качество, характеризующее критического мыслителя, — это способность «указывать пальцем на противоречия», хотя сами критические мыслители также не могут избежать противоречий. В своей книге «Гений лжи» французский философ Франсуа Нодельман описывает Мишеля Фуко, призывающего к мужеству говорить правду, но скрывающего при этом свою фатальную болезнь, и Жана-Поля Сартра, интеллектуала, сыгравшего довольно двусмысленную роль в период Вишистской Франции Режима Виши — коллаборационистский режим в Южной Франции, установившийся после поражения в начале Второй мировой войны.

Возможно, противоречия — необходимый компонент для толчка к интеллектуальному творчеству. В то время как многие люди пытаются добиться чувства психологического единства, противоречия создают дестабилизирующие бреши внутри нас. На сознательном или бессознательном уровне эти надломы только способствуют вдохновению, которое можно интерпретировать как способ решения и сублимирования внутренних разногласий. Это можно сказать обо всех областях творческой деятельности. Возможно, искусство, литература, наука и философия были бы невозможны без внутренних противоречий и стремления найти пути их решения.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Сарказм делает нас более творческими». Да неужели?


Есть ли те, кто живет по стоическим принципам Плутарха, — в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением»? Возможно, нет, но это не всегда приводит к кризису. Мы разделяем по полочкам наши знания, навыки и эмоции. В определённых жизненных ситуациях некоторые поступки приемлемы, а в других — нет. В частности, ложь может быть представлена как героический и самоотверженный шаг, совершённый для защиты жертв под гнётом жестокости, но в дружеских отношениях такие выходки невозможны. В лабораториях ученые могут проводить исследования в рамках своей профессиональной деятельности, основанные на рациональности, трезвости и здравомыслии, после этого идти домой и участвовать в религиозных молебнах, основанных на вере в существование сверхъестественных и невидимых сил.

Люди вполне миролюбиво уживаются со своими противоречиями благодаря своей способности проводить грани. И когда противоречивые действия, поступки или эмоции выходят за пределы контекста, мы прекрасно находим им оправдания, способные смягчить когнитивный диссонанс. Один из моих друзей-защитников природы, которому я указал на то, что курение причиняет вред окружающему миру, ответил: «Я знаю, но я курю самокрутки», как будто они менее токсичны, чем промышленные, и не являются частью губительной табачной индустрии, которую он, к слову, яростно осуждал.

Противоречия вездесущи в нашей внутренней жизни, и они особенно заметны, когда проявляются наши сильные убеждения, такие как вера, мораль, воинственность и стойкость. В Гвинее и Лаосе, где я проводил этнографическое исследование, большинство жителей полностью уверены в существовании сверхъестественных существ, духов, которые способны трансформироваться в различных животных, растения и невидимые нами объекты, несмотря на всю парадоксальность таких верований. Даже наша современная поп-культура переполнена одновременно полумёртвыми и полуживыми зомби, а роботы могут выражать эмоции и чувства, подобные человеческим. На самом деле, наши сознания наполнены противоречивыми сущностями, которые бросают вызов «принципу непротиворечивости». Сами того не замечая, люди обожают объекты с противоречивыми свойствами. Как показали психологи-когнитивисты, подобные нестыковки особенно привлекательны для человеческого сознания. Они бросают вызов онтологическим ожиданиям, которые у нас есть относительно животных, предметов и людей. Как следствие, они несут в себе важный познавательный потенциал и лучше запоминаются.

Всё становится намного сложнее, когда человек выходит за рамки собственной личности и начинает взаимодействовать с другими людьми. Человеческое общение состоит из тонких манёвров между противоречиями, которые могут быть выражены, например, тем, что говорится, и тем, что выражается жестами и тоном. Так, личность упорно стремится к толкованию несовпадающих сообщений наших собеседников и декодированию непоследовательного поведения, которое она наблюдает в общественной жизни (Английский антрополог Грегори Бейтсон и его коллеги по группе Пало Альто в Калифорнии доходчиво объяснили особенности таких явлений в своих трудах).

В жизни часто возникают ситуации, в которых люди становятся жертвами парадоксальных предписаний, например, когда учителя внезапно озвучивают задачу «Будьте спонтанными!». Наихудший сценарий развивается тогда, когда включается «двойная обязанность», из-за которой дети зажаты эмоциональными требованиями родителей. Однако антропологами описаны и другие, «непатологические установки», такие как ритуалы, где противоречия представляются и оцениваются как вполне привычные способы коммуникации. Взять ту же еврейскую традицию «пощёчины», которая связана с половым созреванием у девочек. Среди восточно-европейских евреев в прошлом было заведено следующее: когда девушка говорила матери о своём созревании, та в ответ давала своей дочери оплеуху и в то же время восклицала «Mazel Tov!» («Поздравляем!»). Здесь противоречивый характер сообщения является основой ритуала и необходимой составляющей его эффективности.

Опираясь на мысли поэта Джона Китса, психоаналитик Адам Филлипс в своём труде «Обещания, обещания» описывает три «негативных возможности», незаменимых для формирования настоящей взрослой личности: стать для кого-то помехой, испытать опыт потерянности и опыт беспомощности. Мне хотелось бы добавить в этот список ещё одну значимую черту: умение находить и принимать наши противоречия, даже если порой это трудно сделать.

* Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.

Источник: «How our contradictions make us human and inspire creativity» / Aeon.

Обложка: Роже-Ноэль-Франсуа де ла Френе, «Сидящий мужчина».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Никита Дайнеко
Никита Дайнеко
4 лет назад

На какой именно труд Грегори Бейтсона и его коллег Вы ссылаетесь?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: