Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Универсальные способы преодолеть писательский блок: от выбора нового текстового редактора до создания воображаемого друга.
Итак, ваша Муза ушла (не самое лучшее начало — моя, видимо, тоже удалилась; но так как вы открыли эту страницу, то я скорее права, чем нет). Можно долго страдать по этому поводу, безрезультатно изучать структуру чистого листа и ставить себе диагноз («у меня тот самый писательский блок»), но лучше попробовать выйти из этого замкнутого круга, перевернув всё вверх тормашками.
Для этого и существуют необычные способы преодоления писательского блока. Вот некоторые из них:
1. Выберите новый текстовый редактор
Иногда рутина — залог успешного творчества, а иногда — его могила. Если белый лист ворда вызывает у вас ужас, пора с ним покончить. Тем более, что существует множество приложений для писателей и текстовых редакторов, с которыми у вас еще нет негативных аассоциаций.
2. Измените рабочий график
Опять совет из разряда разрушения рутины. Да, многие писатели придерживались чёткого распорядка дня: Стивен Кинг, Харуки Мураками, Сьюзен Зонтаг и другие. Но им уже удалось ритуализировать процесс своего творчества, и тот порядкок, который они нашли или установили для себя, способствовал погружению в особое состояние. Если вы каждый день садитесь в 10 часов перед чистым листом бумаги, а через пару часов там не появляется осмысленных фраз, значит, вы ещё не нашли свою идеальную творческую рутину и нужно продолжать экспериментировать в этой области. Кроме изменения рабочего графика, можно допустить и иные вольности: отступление от плана, использование необычного места для работы, попытка писать в необычной окружающей обстановке и т.д.
3. Прогуляйтесь, походите по комнате, помойте посуду, примите душ
Да-да, вы меня правильно поняли. Бывали внезапные озарения во время того, как вы принимаете душ или просто прохаживаетесь по лесу? Всё это ситуации одного порядка. Дело в том, что наш мозг способен продуцировать хорошие идеи не во время предельной концентрации внимания, а в моменты, когда он расслабляется (а мы ходим с вечными интеллектуальными спазмами и думаем, что это приносит нашему делу пользу): мозг освобождается и нашу голову посещают озарения и новаторские идеи, мы начинаем постигать суть вещей. Про ходьбу отдельная история — вы никогда не задумывались, почему герои Джеймса Джойса и Вирджинии Вулф, двух бесспорных столпов литературы «потока сознания», постоянно передвигаются в романах (Стивен Дедал и Леопольд Блум — по Дублину, Миссис Дэллоуэй погружается в размышления на улицах Лондона, не замечая города)? Так что перестаньте сидеть на месте и отправляйтесь в путь. На крайний случай, помойте посуду. Процессы немного отличаются по биохимии, но итог один — мозг отключается, включается подсознание:
«Я начинаю шагать, и в мою голову прибывают мысли.
Генри Дэвид Торо
4. Поругайтесь вслух или запишите несколько крепких словец, что вы обо всём этом думаете
Выплёскивание эмоций с помощью слова — неплохое упражнение для раскрепощения творческой энергии. Дайте волю своим чувствам — обиде, злости, раздражению. В конце концов, нет ничего ценнее настоящих человеческих эмоций — и только они способны вызвать отклик в душах читателей. Конечно, вы ещё не раз поработаете над тем, что написали, но здесь самое главное — заряд искренности, с которым вы подошли к делу. В конце концов, не исключено, что после ввыпускания демонов и карнавализации вашего текста вы придёте к чему-то более жизнеутверждающему (а, может, и нет — помните, творчество многолико).
5. Отправьтесь в путешествие
Мой любимый способ. Новые картины перед глазами, новые люди, новые впечатления словно выдёргивают нас из повседневности и дают возможность посмотреть на жизнь под другим углом. Вы ведь знаете, что только на впечатления стоит тратить время и деньги?
7. Перестаньте бояться неудач. К чёрту ошибки!
Страх ошибки парализует — об этом каждый из нас знает не понаслышке. Джулия Кэмерон, написавшая легендарную книгу «Путь художника», уверена, что именнно страх неудачи порождет внутри нас «Внутреннего Цензора», который блокирует нашего творца, напоминая о рисках и неудачах, диктуя то, что правильно, проверено и безопасно. Побороть этого «Внутреннего Цензора», урезать его в правах — наша первейшая задача. Без этого можно провести всю жизнь в страхе, так ничего и не сделав.
6. Не стесняйтесь заимствовать и перерабатывать чужие идеи
Идея создать что-то новое — хороша, но во многом бесперспективна. Не секрет, что всё уже создано до нас. Однако это не означает, что мы не можем представить старые истины в новом свете и в более актуальной форме. Так что заимствование идей (речь не о бездумном плагиате) — хорошая основа для собственного творчества. Об этом прекрасно рассказал в своей книге «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» американский писатель и художник Остин Клеон:
Всякий художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное раньше. Нет ничего абсолютно оригинального. Кто-то может счесть эту мысль депрессивной, а в меня она вселяет надежду. Как заметил французский писатель Андре Жид, «все что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку этого никто не слышал, можно все что угодно сказать ещё раз».
<…>
Художник — коллекционер. Он коллекционирует хорошие идеи. Разборчиво, лишь то, что по-настоящему любит. Чем больше идей — тем больше накопленный багаж, который будет на вас влиять.
Заведите папку для украденного. Да-да, именно так — папку для хранения того, что вы стянули у других. Бумажную или виртуальную — неважно; главное, чтобы она была. Газетные репортеры называют такую папку «покойницкой» — и мне нравится это название. Ваша покойницкая папка — это место, где вы храните «мертвецов», которых оживите позже, в собственных работах.
8. Послушайте шум дождя, моря или ветра (или что вы там любите?)
Как показало исследование Чикагского университета, средний уровень шума не только не мешает работе и творчеству, но даже благоприятно влияет на сам процесс и результат деятельности. Но зачем нам просто шум? Лучше вспомнить звук, который мы действительно любим и, если есть такая возможность, включить его. Онлайн-генераторы фонового шума нам в помощь. Благо, диапазон записанных звуков невероятно широк: от простого шума прибоя до звона тибетских чаш.
9. Меньше думайте о читателях
Всем угодить невозможно. Однако писать ни для кого — тоже не очень хорошая идея. Именно поэтому Курт Воннегут вывел универсальную истину и сделал её одним из правил написания хорошего рассказа: «пишите ради удовольствия только одного человека».
С моей точки зрения, история, написанная для какого–то конкретного человека, доставляет удовольствие читателям, потому что она создает ощущение сопричастности к действию. Даже если читатель этого не осознает, у него все равно появляется ощущение, что он невольно подслушивает увлекательный разговор двух незнакомых людей, скажем, за соседним столиком в ресторане. Это не просто моя догадка. Так оно и происходит на самом деле.
10. Ставьте перед собой необычные цели
Если вам стало скучно писать, подумайте, сколько ещё неосвоенных вами приёмов и художественных средств есть в литературе. Поставьте перед собой необычную цель и разбавьте свой текст неведомым. Хотя бы:
— придумать необычную метафору, связанную с определённой темой;
— употребить в тексте литоту, метонимию, олицетворение, перифраз и т.д.;
— сократить объём написанного на 30-35% (исходя из вашего обычного объёма);
— использовать эллипсис, зевгму, параллелизм и т.д.;
— написать текст из одних глаголов (или существительных, или глаголов+наречия) и т.п.
В общем, как видите, преодолеть писательский блок можно. Тем более, не такой уж это страшный диагноз — всего лишь тупиковое состояние психики, из которого есть тысяча выходов.
Еще:
1. Придумайте себе воображаемого друга и расскажите ему о том, что вас волнует (практикуйтесь в этом и вы научитесь быть искренним);
2. Пишите, когда засыпаете (вы будете смеяться, но есть исследование, которое подтверждает, что этот способ работает; да и Дали так делал, так что вперёд).
Удачи! И не забывайте о четырёх этапах творчества, без которых не обойтись.
Вы пропустили пункт №7