Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Согласно «парадоксу Истерлина», рост благосостояния не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Психолог Томас Гилович рассказывает, в силу чего так быстро улетучивается радость от материальных приобретений, в то время как даже негативные воспоминания со временем приобретают большую ценность, как наш опыт связывает нас с другими людьми, и почему, на его взгляд, деньги стоит тратить на впечатления, а не на вещи.
Все мы находимся в погоне за счастьем: кто-то всю жизнь ищет любовь, кто-то стремится добиться славы, иные мечтают купить домик у моря. Впрочем, какие бы цели люди ни преследовали, у многих есть один очень простой и понятный показатель счастья — деньги.
Проблема в том, что этот ресурс является исчерпаемым, в то время как наши потребности и желания только растут. Производители же товаров и услуг, зная эту человеческую слабость, подкидывают всё новые идеи для покупок. Это неотъемлемая характеристика современного мира хорошо описана в классическом труде психолога и философа Эриха Фромма «Иметь или быть».
«Приобретать, владеть и извлекать прибыль – вот священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе».
Этот замкнутый круг бесконечного потребления давно находится в поле внимания науки.
Существует доминирующая методика вложения денег, которой пользуется большинство людей: вместо того, чтобы тратить деньги на единичный яркий опыт, мы предпочитаем вкладывать их в вещи, которые будут служить дольше и, как нам кажется, бесконечно радовать нас. Однако, по мнению профессора психологии в Корнелльском университете Томаса Гиловича, который изучает вопрос денег и счастья более двух десятилетий, эта цель поведения приносит гораздо меньше бонусов, чем нам кажется. Он отмечает:
«Одним из врагов счастья является привыкание. Мы покупаем вещи, чтобы почувствовать себя счастливыми, и некоторое время мы испытываем это чувство. Но недолго. Новые вещи захватывают нас на короткий период, а затем мы приспосабливаемся к ним».
Вместо того, чтобы покупать последнюю версию iPhone или новый BMW, психолог предлагает получить порцию счастья, потратив деньги на новые впечатления: сходить на выставку, посетить интересное мероприятие, провести время на свежем воздухе, развить новые навыки или рискнуть прыгнуть с парашютом.
Источник: Flickr.com
Выводы Гиловича основаны на синтезе психологических исследований, проведённых им и другими в рамках изучения «парадокса Истерлина», согласно которому постоянный рост абсолютного дохода не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Например, чтобы выяснить, как адаптация влияет на счастье, участников эксперимента попросили проанализировать, насколько счастливыми их делают материальные покупки и вложение в получение новых впечатлений. Как оказалось, изначально их радость от вложений в вещи и опыт была примерно одинакова, но с течением времени удовлетворённость купленными предметами стала снижаться, в то время как наслаждение впечатлениями, на которые они потратили деньги, стало возрастать.
На первый взгляд, это противоречит здравому смыслу: неужели кратковременный опыт может сделать нас более счастливыми, чем долговременное обладание желанным физическим объектом? Однако, как ни странно, тот факт, что материальная вещь всегда находится у нас под рукой, работает против неё, потому что мы быстрее привыкаем к этой вещи, и она постепенно становится нормой, чем-то обыденным для нас. Но пока радость от приобретения материальных благ сходит на нет, переживания укореняются в нашем сознании и становятся частью нашей идентичности.
«В отличие от материальных благ наш опыт и наши впечатления являются частью нас самих. Вам могут очень сильно нравиться ваши вещи, вы даже можете думать, что часть вашей личности как-то связана с теми или иными вещами, но, тем не менее, они отделены от вас. В отличие от этого ваши переживания на самом деле являются частью вас. Мы — сумма нашего опыта».
Одно из исследований Гиловича показало, что, если у людей есть не очень приятные воспоминания, они достаточно положительно отзываются о произошедшем, когда появляется возможность поговорить об этом. По мнению психолога, причина подобных метаморфоз кроется в том, что некоторые страшные и стрессовые события, произошедшие с нами в прошлом, со временем переосмысливаются нами как бесценный опыт, а иногда даже превращаются в анекдоты, которые можно рассказать друзьям с улыбкой.
Источник: Flickr.com
Мы вообще любим говорить о своём опыте и делиться впечатлениями с окружающими, и это неудивительно: рассказ подобных историй связывает нас с другими людьми сильнее, чем совместное потребление. Согласитесь, у нас гораздо больше причин почувствовать связь с тем, кто так же, как и мы, путешествовал, чем с тем, кто обладает таким же, как у нас, домашним кинотеатром. Кроме того, рассказывая истории из жизни, мы чувствуем связь и с теми, кто фигурирует в наших рассказах:
«Получаемый нами опыт всегда связан с другими людьми. Даже после того, как ушли, эти люди остаются частью историй, которые мы рассказываем друг другу».
Вот еще одна веская причина тратить деньги на впечатления: мы менее склонны сравнивать свои впечатления с впечатлениями других людей, в то время как в сфере материального мы часто грешим тем, что сравниваем-сравниваем-сравниваем (свою машину с машиной соседа, свой телефон с телефоном коллеги, свою квартиру с квартирой друзей и т.д.). Одно исследование, проведенное учеными Райаном Хауэллом и Грэмом Хиллом, показало, что материальные блага гораздо проще и легче сравнивать, именно поэтому мы и занимаемся этим (сколько карат ваше кольцо? насколько быстр процессор вашего ноутбука?). Гилович так комментирует эту проблему:
«Тенденция «идти в ногу с Джонсами», как правило, более выражена в материальной сфере, чем в сфере эмпирической. Конечно, нас беспокоит, если кто-то отправился отдыхать в более экзотичное место, чем мы, но это не порождает столько зависти, сколько любое материальное превосходство».
Конечно, часто мы интуитивно чувствуем всё это, когда возникает ситуация «или — или». Другое дело, что иногда мы принимаем за слабость желание отречься от материальных расчётов и позволить себе махнуть на другой континент или записаться в школу аргентинских танцев — вместо того, чтобы купить что-то важное, полезное и пожизненное для нашей квартиры. Но наблюдения Гиловича говорят об обратном. В конечном счёте, если верить Фромму, на кону стоит наша личность и наш способ взаимодействия с миром:
«Люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть».
Очень своевременная статья.
Она вневременная)
Простите, что врываюсь, но что за дичь! Сначала надо вывести определение счастья. Потом уже перечислить методы достижения этого объекта, если он существует в действительности.