Томас Гилович: «Нужно тратить деньги на впечатления, а не на вещи»



Вы ещё не знаете, чем занять себя на выходных, а ненасытные моллы уже ждут вас и ваши сребреники. Но не стоит торопиться и идти на поводу у мира потребления: наука подтверждает, что не вещи, а впечатления и новые ситуации делают нас счастливыми. Вот на них-то и нужно тратить деньги.

Все мы находимся в погоне за счастьем: кто-то всю жизнь ищет свою любовь, кто-то стремится добиться славы, иные мечтают переехать в другую страну. Впрочем, какие бы цели мы ни преследовали, у большинства из нас есть один очень простой и понятный показатель счастья — деньги.

Проблема в том, что для многих людей этот ресурс является исчерпаемым, в то время как наши потребности и желания только растут и растут. Производители же товаров и услуг, зная эту нашу слабость, подкидывает всё новые идеи для покупок, которые непременно должны осчастливить нас. Это неотъемлемая характеристика современного мира, описанная во всей красе в классическом труде психолога и философа Эриха Фромма «Иметь или быть».

Приобретать, владеть и извлекать прибыль – вот священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе.

Вряд ли когда-либо удастся разорвать этот замкнутый круг бесконечного потребления, но попытаться хотя бы на время выйти из него и посмотреть на это со стороны вполне нам под силу. Тем более, что этим уже достаточно давно занимается наука.

Томас Гилович: "Нужно тратить деньги тратить на впечатления, а не на вещи"

Источник: Flickr. com.

Как известно, существует доминирующая методика вложения денег, которой пользуется большинство людей: вместо того, чтобы тратить деньги на единичный яркий опыт (концерт, выставка, безумный поступок), мы предпочитаем вкладывать их в вещи, которые будут служить дольше и, как нам кажется, бесконечно радовать нас. Однако есть исследования, которые подтверждают, что эта цель поведения приносит гораздо меньше бонусов, чем нам кажется. Профессор психологии в Корнелльском университете Томас Гилович, который изучает вопрос денег и счастья более двух десятилетий, отмечает:

Одним из врагов счастья является привыкание. Мы покупаем вещи, чтобы почувствовать себя счастливыми, и некоторое время мы испытываем это чувство. Но недолго. Новые вещи захватывают нас на короткий период, а затем мы приспосабливаемся к ним.

Вместо того, чтобы покупать последнюю версию iPhone или новый BMW, психолог предлагает получить порцию счастья, потратив деньги на новые впечатления: сходить на выставку, посетить интересное мероприятие, провести время на свежем воздухе, развить новые навыки или рискнуть прыгнуть с парашютом.

Деньги нужно тратить на впечатления

Источник: Flickr.com.

Открытия Гиловича основаны на синтезе психологических исследований, проведённых им и другими в рамках изучения Парадокса Истерлина, согласно которому постоянный рост абсолютного дохода не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Например, чтобы выяснить, как адаптация влияет на счастье, участников эксперимента попросили проанализировать, насколько счастливыми их делают материальные покупки и вложение в получение новых впечатлений. Как оказалось, изначально их радость от вложений в вещи и опыт была примерно одинакова, но с течением времени удовлетворённость купленными предметами стала снижаться, в то время как наслаждение впечатлениями, на который они потратили деньги, стало возрастать.

На первый взгляд, это противоречит здравому смыслу: неужели кратковременный опыт может сделать нас более счастливы, чем долговременное обладание желанным физическим объектом? Однако, как ни странно, тот факт, что материальная вещь всегда находится у нас под рукой, работает против неё, потому что мы быстрее привыкаем к этой вещи, и она постепенно становится нормой, чем-то обыденным для нас. Но пока радость от приобретения материальных благ сходит на нет, переживания укореняются в нашем сознании и становятся частью нашей идентичности.

В отличие от материальных благ наш опыт и наши впечатления являются частью нас самих. Вам могут очень сильно нравиться ваши вещи, вы даже можете думать, что часть вашей личности как-то связана с теми или иными вещами, но, тем не менее, они отделены от вас. В отличие от этого ваши переживания на самом деле являются частью вас. Мы — сумма нашего опыта.

Одно из исследований Гиловича даже показало, что, если у людей есть не очень приятные воспоминания, они достаточно положительно отзываются о произошедшем, когда появляется возможность поговорить об этом. По мнению психолога, причина подобных метаморфоз кроется в том, что некоторые страшные и стрессовые события, произошедшие с нами в прошлом, со временем переосмысливаются нами как бесценный опыт, а иногда даже превращаются в анекдоты, которые можно рассказать друзьям с улыбкой.

Нужно тратить деньги на впечатления, а не на вещи

Источник: Flickr.com.

Мы вообще любим говорить о своём опыте и делиться впечатлениями с окружающими, и это неудивительно: рассказ подобных историй связывает нас с другими людьми сильнее, чем совместное потребление. Согласитесь, у нас гораздо больше причин почувствовать связь с тем, кто так же, как и мы, жил на Бали, чем с теми, кто обладает таким же, как у нас, домашним кинотеатром. Кроме того, рассказывая истории из жизни, мы чувствуем связь и с теми, кто фигурирует в наших рассказах:

Получаемый нами опыт всегда связан с другими людьми. Даже после того, как ушли, эти люди остаются частью историй, которые мы рассказываем друг другу.  

Если и это вас не убедило, что нужно тратить деньги на впечатления, то вот ещё одна веская причина: мы менее склонны сравнивать свои впечатления с впечатлениями других людей, в то время как в сфере материального мы часто грешим тем, что сравниваем-сравниваем-сравниваем (свою машину с машиной соседа, свой телефон с телефоном коллеги, свою квартиру с квартирой друзей и т.д.). Одно исследование, проведенное учеными Райаном Хауэллом и Грэмом Хиллом, показало, что материальные блага гораздо проще и легче сравнивать, именно поэтому мы и занимаемся этим (сколько карат ваше кольцо? насколько быстр процессор вашего ноутбука?). Гилович так комментирует эту проблему:

Тенденция «идти в ногу с Джонсами», как правило, более выражена в материальной сфере, чем в сфере эмпирической. Конечно, нас беспокоит, если кто-то отправился отдыхать в более экзотичное место, чем мы, но это не порождает столько зависти, сколько любое материальное превосходство.

Конечно, часто мы интуитивно чувствуем всё это, когда возникает ситуация «или — или». Другое дело, что иногда мы принимаем за слабость желание отречься от всех  материальных расчётов и позволить себе махнуть на другой континент или записаться в школу аргентинских танцев — вместо того, чтобы купить что-то важное, полезное и пожизненное для нашей квартиры. Но, как видите, это не слабость, а наша интуиция, которая лучше знает, что для нас хорошо, а что плохо. В конечном счёте, если верить Фромму, на кону стоит наша личность и наш способ взаимодействия с миром:

Люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть.

По материалам: «To feel happier, talk about experiences, not things», Cornell Chronicle.

.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

2 комментария

  1. Очень своевременная статья.

  2. Она вневременная)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: