Гедонистическая адаптация: ко всему ли мы привыкаем?

Внешность, богатство или впечатления? Независимый ученый из Торонто Джанетт Бикнелл о тех вещах, над которыми не властна «гедонистическая адаптация» — способность привыкать к тому, что мы имеем, и переставать испытывать от этого удовольствие.

Когда Федор Достоевский писал в «Записках из мертвого дома», что «человек есть существо ко всему привыкающее», он говорил о жестокостях и лишениях, которые он испытал во время  жизни в сибирском лагере. Но человеческая склонность к адаптации или привыканию к ситуациям более глубока, чем Достоевский, возможно, мог предположить.

Представьте себе человека, который после многих лет употребления мягкого, водянистого популярного пива, наконец, попробовал действительно хорошее крафтовое пиво. Сначала он замечает насыщенность вкуса. Через несколько глотков он начинает понимать сложность этого напитка и чувствовать изысканный баланс между горечью и сладостью. Крафтовое пиво гораздо ароматнее, чем то, которое он обычно пил, и ощущения оказываются более приятными. Но проверьте его ощущения через несколько месяцев регулярного употребления такого пива — многое изменится. Вкус  уже не будет казаться таким особенным, как это было на первых порах. Тогда ему нужны будут еще более интересные вкусовые ощущения, чтобы получить тот же кайф, что он испытывал в самом начале.

Мы адаптируемся. Удовольствие, которое повторяется достаточно часто, становится рутиной, и мы начинаем нуждаться в еще более вкусных угощениях, чтобы получить то же самое наслаждение. Когда мы привыкаем иметь больше, нам нужно больше чего-либо, чтобы доставить нам удовольствие (с другой стороны, когда мы привыкли иметь меньше, для удовольствия нам нужно меньше). Это явление известно как «гедонистическая беговая дорожка», или «гедонистическая адаптация». Оно аналогично хорошо известной тенденции к адаптации к физическим нагрузкам. Например, когда вы идете в тренажерный зал, для набора мышечной массы вам достаточно будет относительно легких нагрузок. Но как только организм адаптируется к этому уровню нагрузок, вам понадобится все больший вес, чтобы становиться сильнее.

Идею гедонистической беговой дорожки можно применить к любым разновидностям удовольствия – это может касаться как пива, так и образа жизни в целом. Существуют доказательства того, что если основные потребности индивида удовлетворяются, после определенной точки увеличение доходов не приводит к большему счастью (1). По мере того как увеличивается количество денег, которые мы можем потратить, возрастают наши ожидания и желания – а с ними увеличивается и вероятность разочарования.

В ставшем уже классическим исследовании 1978-го года сравнивался уровень счастья победителей лотереи с уровнем счастья контрольной группы, состоящей из простых людей того же района (2). Исследователи опросили победителей лотереи после того, как первоначальное возбуждение поутихло. Когда их попросили оценить актуальный уровень счастья, победители лотереи ответили примерно так же, как и люди из контрольной группы. Эти две группы также сделали аналогичные прогнозы относительно будущего уровня счастья. И когда их спросили о ряде обычных повседневных удовольствий, как, например, общение с друзьями или возможность вкусно позавтракать, оказалось, что победителям лотереи это доставляет меньше удовольствия, чем представителям контрольной группы.

Возможно, эти везунчики-победители лотереи не были более счастливы, потому что они тратили свои выигрыши не на те вещи. Обзор имеющихся эмпирических исследований, проведенный в 2011 году,  показал, что деньги, потраченные на впечатления (например, отпуск, уроки танцев или ночи с друзьями) делают людей более счастливыми, чем деньги, потраченные на материальные блага (3). Одна из причин заключается в том, что мы быстро адаптируемся к новой сумочке или паре обуви, в то время как хорошие впечатления становятся основой приятных воспоминаний, которые мы можем снова и снова воспроизводить, гораздо медленнее адаптируясь к ним.

Другой формой удовольствия, оказавшейся удивительно устойчивой к гедонистической адаптации, оказалось чувство удовлетворения после прохождения пластической хирургии. В то время как поэты утверждают, что «красота увядает, красота проходит», удовольствие, которое люди получают от улучшения своей внешности, исчезает не так-то легко.

Исследовательский опрос, проведенный в период с 1960 по 1982 год, позволил обнаружить, что подавляющее большинство пациентов были удовлетворены результатами своей операции, и что это чувство оставалось неизменным в течение долгого времени — в отличие от того, как быстро люди переставали радоваться материальным приобретениям (4). Еще одно исследование, в рамках которого были опрошены 130 норвежских женщин — перед проведением операции и спустя пять лет, — имело схожие результаты (5). Женщины, как правило, были более удовлетворены своей внешностью после операции — как той частью тела, которая была прооперирована, так и своим внешним видом в целом. Исследователи также заметили небольшое увеличение самооценки среди респонденток.

Крупнейшее в мире исследование такого типа было проведено в 2013 году: в нем участвовало 544  пациента, впервые решившихся на пластическую хирургию (6). Их опрашивали через три, шесть и двенадцать месяцев после операции, а затем сравнивали результаты с ответами 264 человек, которые рассматривали вариант косметической хирургии, но в итоге отказались от него. Когда исследователи сравнили ответы пациентов, прошедших через пластическую хирургию, с теми, кто отказался от этой процедуры, они обнаружили, что среди прооперированных реже встречалось чувство обеспокоенности своим здоровьем, была повышенная самооценка и более высокие показатели удовлетворенности жизнью и чувства благополучия. Эти пациенты также считали, что их тела более привлекательны.

Конечно, это не означает, что пластическая хирургия является панацеей. И норвежское исследование, и более позднее американское (7) показали, что пациенты с психологическими проблемами и нереалистичными ожиданиями по поводу хирургического вмешательства чаще были недовольны результатами. И всё же.

Почему же люди адаптируются к большим доходам, но не к улучшению внешности? Возможно, это признак того, что наше самоощущение более тесно связано с нашим внешним видом, чем с размером нашего банковского счета. Как видите, приятное чувство относительно того, как ты выглядишь и как к этому относятся окружающие, имеет для нас глубокое личное значение, с которым не может сравниться финансовое золотое дно.

Ссылки на источники

1.Kahneman, Daniel; Deaton, Angus. High income improves evaluation of life but not emotional well-being. PNAS, August 4, 2010. Режим доступа: https://www.princeton.edu/~deaton/downloads/deaton_kahneman_high_income_improves_evaluation_August2010.pdf

2. Brickman P, Coates D, Janoff-Bulman R. Lottery winners and accident victims: is happiness relative? J Pers Soc Psychol.1978 Aug;36(8):917-27.

3. Elizabeth W. Dunn, Daniel T. Gilbert, Timothy D. Wilson. If money doesn’t make you happy, then you probably aren’t spending it right. Journal of Consumer Psychology, Volume 21, Issue 2, April 2011, Pages 115–125.

4. Wengle HP. The psychology of cosmetic surgery: a critical overview of the literature 1960-1982—Part I. Ann Plast Surg.1986 May;16(5):435-43.

5. von Soest T, Kvalem IL, Skolleborg KC, Roald HE. Psychosocial changes after cosmetic surgery: a 5-year follow-up study. Plast Reconstr Surg.2011 Sep;128(3):765-72.

6. J. Margraf, A. H. Meyer, K. L. Lavallee. Well-Being From the Knife? Psychological Effects of Aesthetic Surgery. Clinical Psychological Science, 2013.

7. Roberta J. Honigman, B.Comm., B.Soc.Work., A.A.S.W., Katharine A. Phillips, M.D., and David J. Castle, M.Sc., M.D., M.R.C.Psych., F.R.A.N.Z.C.P. A Review of Psychosocial Outcomes for Patients Seeking Cosmetic Surgery. Plast Reconstr Surg. 2004 Apr 1; 113(4): 1229–1237.

По материалам: © Jeanette Bicknell «The Loophole in the Hedonic Treadmill»/Nautil.us.

Обложка: Адольф Вильям Бугро «Молодость Вакха», фрагмент (1884).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: