Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Джулия Кэмерон, автор легендарной книги «Путь художника», уверена: внутренний творец есть в каждом из нас, нужно только приложить немного усилий, чтобы освободить его. Предлагаем вашему вниманию несколько действенных советов и упражнений из её книги, которые помогут вам по-новому взглянуть на жизнь и творчество.
Отказ творить – своеволие, противоречащее нашей истинной природе.
Джулия Кэмерон
Вы когда-нибудь испытывали тошноту? Нет, не физическую, а экзистенциальную — подобную той, что испытал однажды Антуан Рокантен, герой самого знаменитого романа Жан-Поля Сартра. Откуда появляется это чувство? Если верить тому же Сартру, тошнота — это своеобразный предел отчаяния человека, не видящего смысла в своём существовании. Это отчаяние человека, который, будучи погребён под искусственной моралью мира, хочет обрести истинную свободу, быть, а не существовать.
У меня есть только мое тело, я – одинокий человек со своим одиноким телом… Я хотел одного – быть свободным.
И, знаете, что? Рокантен находит выход из этого состояния, и этот выход — творчество: творчество как способ воскресить самого себя, творчество как способ возложить на себя всю ответственность за происходящее, как способ примириться с самим собой и оправдать собственное существование.
И если Сартр как истинный философ и художник лишь указал направление, в котором стоит двигаться всем страждущим и мечтающим о духовной свободе, то современная эпоха породила целую гильдию деятелей, предлагающих реальные инструменты развития творческого мышления и креативности.
Джулия Кэмерон — одна из самых ярких и удивительных представителей этой гильдии. Пройдя большой творческий путь как автор стихов, сценариев и пьес, и преодолев не один творческий тупик, Джулия (которая кому-то больше известна как “бывшая жена и соратница” Мартина Скорсезе) разработала программу развития творческих способностей, которую описала в книге “Путь художника”. Книга надолго стала бестселлером и попала в топ-1000 самых лучших книг, по версии Amazon. Неплохо, да?
Источник: smartprogress.do.
На мой взгляд, секрет сумасшедшей популярности “Пути художника” заключается в глубоком гуманизме, пронизывающем всю книгу. Кэмерон уверена, что творчество — не удел избранных, а способность каждого из нас, что всю жизнь через нас проходят потоки творческой энергии, которую не то чтобы нужно вызывать, ей не нужно мешать. Во введении она пишет:
Вот уже десять лет я веду семинары, целью которых является высвобождение творческого начала. Моими учениками были художники и не художники, музыканты и режиссеры, домохозяйки и адвокаты – словом, любой, кто хотел научиться жить более созидательно, занимаясь каким-либо искусством. Более того, любой, кто хотел бы научиться искусству жить творчески. За эти годы я нашла, изобрела, угадала разные приемы, а также была одарена ими свыше. Используя их, преподавая и рекомендуя другим, я видела, как исчезали преграды, мешающие творчеству, и менялись судьбы людей, и все лишь благодаря тому, что мы привлекали Великого Создателя к открытию и пробуждению в нас творческих сил.
Вот 5 принципов творчества, в которые глубоко верит писательница:
- Творчество – естественный порядок жизни. Жизнь – это энергия, чистая творческая энергия.
- Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас.
- Когда мы открываем себя творчеству, мы открываем себя творчеству творца внутри нас самих и в нашей жизни.
- Мы и сами представляем собой творения и должны в свою очередь продолжать созидание посредством собственного творчества.
- Творчество – это Божий дар. Использование его есть наш ответный дар Богу.
При этом в разговоре о “Божьем даре”, Кэмерон делает пометку, что ни о какой догме речи не идёт, и под этим словом мы может понимать то, во что сами верим — “благосклонную направляющую силу”, “поток”, “разум”, “Вселенную”, “Высшую силу”, “источник”, “духовное электричество” и т.д., и т.п.
Главная её мысль сводится к тому, что каждому из нас дана сила творчества, и причины, по которым мы не пользуемся ей, связаны с теми стандартами, что нам привили (если творить, то обязательно нечто гениальное, иначе и не стоит браться), а также со страхом неизвестности и, того хуже, неудачи. Этот страх выработал в нас ”внутреннего Цензора”, который блокирует творца, напоминая о рисках и неудачах, диктуя то, что правильно, проверено и безопасно (ведь творчества это всегда свобода, и не каждый из нас готов к ней).
Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля. Я нахожу этот процесс установления духовной связи простым и безыскусным.
Впрочем, кроме внутреннего Цензора, у нас есть множество защитных механизмов, которыми мы блокируем творческую энергию. Как водится — у каждого свой любимый. Кто-то заглушает мысли о творчестве и свободе едой, кто-то ставит во главу угла одержимость несчастной любовью, которая парализует волю и желание изменять свою жизнь к лучшему, а кто-то защищается сверхурочной работой, не понимая, что трудоголизм, — это способ уйти с головой в монотонную работу, чтобы скрыться от других жизненно важных вопросов и потребностей, этакое бегство в кусты. Чего только не придумал человек, чтобы погрузить своё сознание в туман.
Мы начинаем ощущать свой истинный потенциал и огромное количество возможностей, которые открываются перед нами. Это нас пугает. Тогда мы принимаемся за то, что отвлекает нас и останавливает наш рост. Если мы честны сами с собой, то знаем, что именно для нас наиболее губительно. Подсказка: чаще всего именно то, что мы защищаем как свое неотъемлемое право.
Главная цель “Пути художника” — вытащить человека из этого плотного тумана, дать ему шанс посмотреть на жизнь под другим углом и раскрепостить свою творческую энергию, пустив её в нужное русло (у каждого — своё).
Источник: amazon.com.
Книга представляет собой своеобразный курс творческого возрождения, который рассчитан на 12 недель работы над собой, состоящей из наблюдений, коротких письменных заданий, абсурдных игр и ежедневных открытий. Каждая неделя — это рассмотрение и преодоление определённого круга проблем, которые мешают творить (преодоление страха и восстановление чувства безопасности, обретение чувства индивидуальности, приобретение силы, восстановление чувства целостности, защищённости, расширение представлений о возможностях, развитие сострадания и т.д.). На каждую неделю Кэмерон даёт круг заданий, как, например, эти:
— Вспомните себя в восемь лет. Чем вам нравилось заниматься? Какие вещи вы любили больше всего? А теперь напишите письмо от себя восьмилетнего к себе теперешнему. Что бы вы сказали?
— Опишите себя в восемьдесят лет. Что вы делали после пятидесяти, что доставляло вам удовольствие? Будьте предельно конкретны. А теперь напишите письмо от себя восьмидесятилетнего к себе теперешнему. Что бы вы себе сказали? Какие интересы посоветовали бы удовлетворить? Какие мечты поддержали бы?
— Заведите «папку образов»: если бы у меня были вера или деньги, я бы попробовал(а)… Перечислите пять желаний. На следующей неделе внимательно следите за связанными с ними образами, символикой и т.п. Если попадутся – вырезайте их, фотографируйте, покупайте, рисуйте, словом, собирайте. Теперь заведите «папку с мечтами», которые вам наиболее близки. Наполняйте её на протяжении курса.
Они помогают вскрыть истинные проблемы, которые прячутся глубоко внутри нас и которые мешают нам не только творить, но и жить полной жизнью. А, как известно, найти и осознать проблему — это уже полдела.
Но кроме этих попутных заданий, Джулия Кэмерон выделяет 2 правила развития креативности, которым необходимо следовать на протяжении долгого времени.
Во-первых, Кэмерон предлагает ежедневно создавать “утренние страницы” — небольшие трёхстраничные тексты, которые вы пишете сразу же после пробуждения. Всё-всё, что вам придёт в голову. Не нужно гнаться за литературностью, не обязательно до конца оформлять какие-то мысли: главное, записывать поток, не подвергая его анализу и критике.
Источник: flickr.com.
По мнению писательницы, этот метод позволяет открыть двери для бессознательного, которое со временем станет превращаться в настоящий творческий поток. Неважно, чем вы занимаетесь, утренние страницы помогут обрести новый взгляд на вещи и найти много новых идей для жизни и творчества.
Второе правило называется “творческие свидания”. Суть этой методики сводится к тому, что хотя бы раз в неделю нужно уделять внимание своему “творческому ребёнку” и давать ему эмоциональную и духовную пищу: ходить в места, которые вас вдохновляют, встречаться с людьми, которые вас восхищают, делать дела, которые вызывают у вас неподдельную радость.
Джулия Кэмерон убеждена, что эти две простые методики способны очень много дать каждому из нас, если мы регулярно будем использовать их. В конце-концов, мы сумеем преодолеть излишнюю активность “внутреннего Цензора” и научимся черпать вдохновение из самой жизни.
Конечно, для действительно хорошего результата лучше всего прочитать книгу. Благо, она совсем небольшая, да и времени требует очень немного, потому что Кэмерон рекомендует каждую главу неспешно изучать в течение недели, выполняя попутно задания. И это, на мой взгляд, самый правильный метод: каждая неделя знаменуется каким-то инсайтом, открытием относительно себя, которое ещё нужно хорошо переварить и обдумать, прежде чем двигаться дальше. В этом и заключена истинная сила книги. Станете вы заниматься творчеством или нет — это ваш личный выбор, но одно можно сказать уверенно: освоив весь курс, вы уже не будете прежним, потому что каждый шаг навстречу творчеству — это шаг навстречу истинному себе и настоящей свободе. Дерзайте!
Вот несколько цитат из книг Джулии Кэмерон для вдохновения.
О страхах
Cтрах, который мы испытываем перед нашим собственным творческим началом, – это страх неизвестности.
…
Слишком чaсто именно смелость, a не тaлaнт заставляет людей заняться творчеством.
…
«Не бойтесь ошибок, – говорил Майлс Дэвис. – Их не бывает».
…
Любой честный человек признается, что возможное намного страшнее невозможного, что свобода пугает больше любой тюрьмы.
…
Чувство безопасности – заблуждение, за которое приходится дорого платить.
О творческом процессе
Развитие, а не совершенство — вот что важно.
…
Помните, что даже если вы и впрямь изваяли нечто ужасное, скорее всего, это была совершенно необходимая ступенька к следующей работе. Искусство развивается не плавно – оно нуждается в стадии «гадкого утенка».
…
Нет ничего более живучего, чем плохие идеи.
…
Помните: для того чтобы разбудить в себе художника, мы сначала должны приготовиться к роли плохого художника. Разрешите себе побыть новичком. Соглашаясь быть плохим художником, вы обретаете шанс быть художником вообще, а со временем, возможно, и очень хорошим.
…
Рост — это нерaвномерное движение вперед: двa шaгa вперед, один нaзaд. Не зaбывaйте об этом и будьте очень добры к себе.
О жизни
Желание быть лучше кого-то способно подавить простое желание быть.
…
Чехов советовал: если хотите заниматься творчеством, сначала займитесь жизнью. Это еще одно напоминание, что, прежде чем беспокоиться о самовыражении, нужно сначала позаботиться о том, чтобы было что выражать.
Интересная методика, нужно попробовать.