Слепая вера: зачем стоит изучать глупость

Что такое глупость? Стоит ли ее изучать так, как исследуют сегодня интеллект? Как безусловная и слепая вера людей в свои интеллектуальные возможности связана с бессмысленной войной с ГМО и психологией экстремизма? И почему появление бо́льшего объема данных не увеличивает наши шансы на правильное решение проблемы, а только снижает их? Разбираемся вместе с обозревателем Nautil.us Брайаном Галлахером.

Не так давно, в Международный день памяти жертв Холокоста, я перечитывал Бертрана Рассела. 

В 1933 году философ, будучи глубоко опечален «нацификацией» Германии, написал книгу «The Triumph of Stupidity» («Триумф глупости»). В этой работе он провел прямую параллель между популярностью Адольфа Гитлера и желаниями толпы – глупой и жестокой. Именно эти два качества – глупость и жестокость, – «как правило, всегда вместе». Далее следует одно из его самых знаменитых высказываний:

«Проблема этого мира в том, что глупцы слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений».

Это высказывание Рассела предвосхитило появление в психологии нового термина: «эффект Даннинга-Крюгера». Открытие этого когнитивного искажения произвело настоящий резонанс, и даже нашло отражение в поп-культуре, послужив вдохновением для песни, которая однажды прозвучала на ежегодной Нобелевской премии Гарвардского университета: 

«Некомпетентные люди почему-то думают, что всё, что они делают – они делают первоклассно…». 

Неудивительно, что психолог Джойс Эрлингер предварила статью 2008 года, которую она написала вместе с Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером, среди прочего, цитатой из книги Рассела «New Hopes for a Changing World»:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности». 


В своей статье Эрлингер отмечает:

«В наше время данный феномен можно отнести к решению повседневных задач, при выполнении которых существенную роль играет уровень компетенции и навыков их исполнителей».

Иначе говоря, люди необъективны к своему уровню мастерства даже в таких обыденных действиях как, например, вождение автомобиля. 

Глупость нельзя назвать просто противоположностью разума.

Бертран Рассел (ум. в 1970 году в возрасте 97 лет), вероятно, не удивился бы, услышав новость о появлении нового исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behavior:

«Убежденные противники продуктов с ГМО думают, что знают больше всех, но, на самом деле, это далеко не так».

Исследователи во главе с Филипом Фернбахом, ученым-когнитивистом и соавтором книги «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве‎», проанализировали результаты опроса взрослого населения США (идентичные ответы были получены также в сравнении с результатами опроса во Франции и Германии). Целью опроса была проверка отношения населения к медицинскому применению генной инженерии (генной терапии).

Опрос выявил «извращенное» представление населения об этой теме. Фернбах подчеркнул, что такой результат согласуется с его предыдущей работой, посвященной изучению эффекта Даннинга-Крюгера и психологии экстремизма:

«Экстремальные взгляды часто проистекают из того, что людям кажется, что они понимают некоторые сложные темы лучше, чем это есть на самом деле».

Теперь, как, впрочем, и всегда, обществу необходимо понять, как с этим можно бороться.

Но что же такое глупость? Дэвид Кракауэр, президент Института Санта-Фе, подчеркнул, отвечая на этот вопрос интервьюеру Стиву Полсону (из издания Nautilus), что глупость нельзя назвать просто противоположностью разума:

«В основе глупости лежит идея того, что появление бо́льшего объема данных не увеличивает ваши шансы на правильное решение проблемы. На самом деле, это повышает вероятность того, что вы допустите ошибку». 

С другой стороны, по мнению Кракауэра, суть интеллекта заключается в способности решать сложные проблемы простыми и элегантными способами.

«Глупость – это очень интересный феномен в истории человечества, и этот феномен связан с системами правил, которые препятствуют в достижении человеком истины. Интересно, что существуют целые департаменты, деятельность которых направлена на изучение интеллекта. Но если бы вы задали вопрос – какая самая большая проблема сегодня стоит перед миром, я бы сказал, что это – глупость. 

Стыдно быть глупым профессором. Поэтому должна существовать профессура, изучающая глупость».


Также по теме

Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?

— Предвзятость подтверждения и другие ошибки мышления


 Источник: The Case for Professors of Stupidity / Nautil.us
Обложка: Ян ван Хенмессен «Извлечение камней глупости», фрагмент.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: