«Сокрушительный опыт»: преимущества, доказательства и обратная сторона медитации

Become a Patron!

Что наука говорит о влиянии медитации на наш мозг, эмоции и самосознание? Почему, приступая к медитации, не стоит, во-первых, рассчитывать на быстрые результаты, во-вторых, забывать о том, что во время медитации легко испытать и негативные ощущения — от чувства опустошения до паники и бредовых идей? Какую роль медитация играет в учении Будды, как сегодня она становится товаром и, наконец, нужна ли вообще человечеству концепция освобождения? Сделали подборку материалов с ответами на эти и другие вопросы.

1. Влияние медитации на мозг: миф или реальность?

Можно ли научно проверить влияние медитации на мозг? Для чего нам нужна эта способность заглядывать внутрь себя? Что на самом деле происходит со знаменитым альфа-ритмом во время медитации и как связана медитация с возможностью управлять физическими объектами силой мысли? Обо всем этом в рамках публичной лекции «Как работает мозг человека при медитации?» рассказывает доктор биологических наук Александр Каплан.

«Сообщения о благотворных эффектах медитации совпадают с исследованиями нейроученых, согласно которым мозг человека способен изменяться под воздействием переживания определенного опыта. Эти исследования показывают, что, например, когда мы учимся играть на музыкальном инструменте, в мозге происходят изменения — этот процесс называется нейропластичностью. По мере приобретения мастерства, участок мозга, контролирующий движения пальцев виолончелиста, увеличивается. Такой же процесс происходит в мозге, когда мы медитируем. Хотя в окружающей среде не происходит никаких изменений, медитация воздействует на мозг человека, вызывая изменения в его физической структуре. Медитация способна «перепрошить» мозг, оказывая благотворное влияние не только на сам орган, но и на все тело человека».

2. Нейронаука медитации: можно ли изменить мозг «по щелчку пальцев»

На страницах Scientific American ученый-когнитивист Джим Дэвис рассказал, что нейронауке известно о влиянии медитации осознанности на внимание, эмоции и самосознание, может ли медитация давать быстрые результаты, почему так важно изучать механизмы, лежащие в основе воздействия медитации, и реально ли вызвать изменения мозга, к которым приводят регулярные занятия медитацией, другим способом. Читаем перевод.

«Как заключает Тан и его коллеги в своей статье 2015 года, «знание механизмов, лежащих в основе воздействия медитации, все еще находится в зачаточном состоянии». Тем не менее, с учетом результатов более чем двух десятилетий исследований можно с уверенностью утверждать, что медитация осознанности, как отмечают исследователи, «может вызвать нейропластические изменения в структуре и функциях» областей мозга, ответственных за «внимание, эмоции и самосознание». Например, медитация, по-видимому, увеличивает связи между частью переднего мозга и эмоциональными системами — передней поясной корой (АКК) и лимбической системой, что, соответственно, позволяет нам больше контролировать свои эмоции, только не сразу. Эти сложные физические изменения требуют времени. Невозможно фундаментально изменить мозг за одну ночь».

3. «Измененные черты характера»: как медитация меняет наш разум, мозг и тело

Как практика медитации помогает нам работать с болью — как физической, так и эмоциональной? Почему так важно возвращать себя к спокойствию? И можно ли изменить черты характера, занимаясь медитацией постоянно? Читаем фрагмент из книги «Измененные черты характера» известного психолога Дэниела Гоулмана и профессора психиатрии Ричарда Дэвидсона, в которой можно найти ответы на все эти вопросы.

«… мы практикуем внимательность к телу, часами подробно изучая физические ощущения. Мы поддерживаем концентрацию, и наше осознавание трансформируется. То, что было болезненным щипком, меняется, распадаясь на составные части: интенсивность щипка и болезненное ощущение, тон эмоционального чувства — мы не хотим боли, мы хотим, чтобы она немедленно исчезла. Но если мы настойчиво продолжаем внимательное исследование, щипок становится опытом, который стоит «распаковать» с интересом, даже спокойствием. Мы можем увидеть, что наше отвращение исчезает и «боль» распадается на слабо различимые оттенки: пульсация, жар, интенсивность».

4. Медитация осознанности: не только просветление

«Медитация стала бизнесом на миллиард долларов», — говорится в одной из статей Fortune. И, действительно, сегодня только ленивый не говорит про осознанность. Но что большинство понимает под этим термином? «Движение осознанности» зачастую делает акцент лишь на психологических преимуществах медитации и предлагает использовать ее для снятия стресса, снижения тревожности и т.д. Но влияние медитации этим не ограничивается. Обозреватель Nautil.us Брайан Галлахер собрал в одной статье несколько исследований, согласно которым во время медитации легко испытать и негативные ощущения — от чувства опустошения до паники и бредовых идей. Разбираемся вместе с ним, какую роль медитация играет в учении Будды и почему жителям XXI века стоит знать о разных категориях опыта, которые можно получить в медитативных практиках.

«Нам необходимо прояснить, что мы подразумеваем под осознанностью, прежде чем лепить это слово на каждом постере в школе или над нашими рабочими местами. Ложное понимание осознанности может привести к идее, что мы всегда должны быть твердо ориентированы на то, что перед нами, сосредоточены на конкретном предмете или действии, а наш разум в этом время должен быть полностью очищен от любого рода мыслей. Это заблуждение и искажение смысла самого термина «осознанность». Ни в одной из существующих традиций она ни в коем случае не означает отказа от мыслей. В религии, светской практике или в клинической области осознанность означает «обратить внимание на настоящий момент».

5. «Просветление – это плохая идея»: почему нас не спасёт буддизм?

Ежедневно мы испытываем массу эмоций — от эмпатии и желания до страха и гнева. Но действительно ли медитация помогает справиться с реакциями, которые достались нам в наследство от истории эволюции? Публикуем рецензию американского научного журналиста Джона Хоргана на книгу Роберта Райта «Почему буддизм – истина: наука и философия просветления». Полемика на тему буддизма среди этих западных интеллектуалов продолжается довольно давно, и на это раз Хорган обозначил 5 тезисов в пользу отказа человечества от концепции освобождения.

На фото: фрагмент обложки «Flying Saucers. A Modern Myth of Things Seen in the Skies», C. G. Jung, R. F. C. Hull

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: