«Просветление – это плохая идея»: почему нас не спасёт буддизм?

Ежедневно мы испытываем массу эмоций — от эмпатии и желания до страха и гнева. Но действительно ли медитация помогает справиться с реакциями, которые достались нам в наследство от истории эволюции? Публикуем рецензию американского научного журналиста Джона Хоргана на книгу Роберта Райта «Почему буддизм – истина: наука и философия просветления». Полемика на тему буддизма среди этих западных интеллектуалов продолжается довольно давно, и на это раз Хорган обозначил 5 тезисов в пользу отказа человечества от концепции освобождения.

Я – друг и поклонник Роберта Райта. Мы с ним озадачены одними и теми же нелепо большими вопросами: в чем смысл жизни? существует ли Бог? что есть человеческая природа? насколько мы ограничены собственной биологией? есть ли у нас надежда? В книгах «Моральное животное», «Не равный нулю: логика человеческой судьбы» и «Эволюция Бога» Райт исследует эти загадки так чётко, умно и уверенно, что трудно понять, где именно он заблуждается. Но я принимаю вызов.

Книга «Почему буддизм – истина: наука и философия просветления», попавшая в списки бестселлеров, – самая амбициозная работа Райта. Руководствуясь психологией эволюции, его интеллектуальной путеводной звездой, и буддизмом, он диагностирует болезни человечества и прописывает лечение.

Мы склонны к чрезмерным эмоциям, таким как желание, страх, гнев и самообман: они заложены в нас природой. Но мы можем преодолеть эти вредные наклонности через медитацию: она помогает понять и контролировать самих себя. В эссе «Медитационное лечение» для Wall Street Journal Райт писал, что медитация оказывается одним из лучших способов справиться с тревогами и влечениями, которые остались нам в наследство от истории эволюции.

Автор полагает, что медитация поможет нам достичь состояния высшего спокойствия и прозрения, известного как просветление, и если многие люди будут медитировать, то мы сможем преодолеть трайбализм, порождающий войны и другие вредоносные формы поведения. Райт заявляет:

«Я думаю, что спасение мира можно обеспечить путём взращивания/культивирования спокойных, ясных умов и мудрости, которой они позволяют достигнуть».

Мы обсуждали эту тему на дискуссионной онлайн платформе Райта — Bloggingheads.tv. Ниже приведены несколько соображений, которые я поднимал в нашем диалоге и в моих предыдущих статьях.

Медитация не настолько эффективна. В обзоре 2014 года исследовательского Центра университета Джона Хопкинса были проанализированы 17,801 статей о психотерапевтических преимуществах медитации и найдено 41 относительно высококачественное исследование с участием почти трех тысяч человек. Анализ показал, что медитативные программы «уменьшают множество негативных аспектов психологического стресса». Всё же эти преимущества весьма скромные, и нет никаких доказательств того, что такие программы превосходили конкретные методы лечения, с которыми они сравнивались, включая физические нагрузки, мышечную релаксацию и когнитивно-поведенческую терапию.

Медитация нейтральна с точки зрения морали. Райт утверждает, что медитация делает нас лучше: но ведь можно медитировать, чтобы стать более эффективным корпоративным рейдером. На протяжении всей истории воины молились перед битвой, чтобы лучше сражаться. Сегодня многие солдаты США обучаются осознанной медитации, что, по-видимому, поможет им чувствовать себя лучше при проведении жестокой политики. Более того, возмутительное количество учителей медитации вели себя скорее как социопаты, нежели святые Доказательства, противоречащие утверждению о том, что медитация помогает нам становиться лучше, продолжают появляться. Исследование, проведенное в университете Южного Хэмптона, показало, что йога и медитация не уменьшают эго, но влияют на саморазвитие. Тем временем Сакьонг Мипам Ринпоче, гуру и глава «Шамбалы», международной буддийской организации, был снят с этой должности после того, как его обвинили в сексуальных проступках. Его отец, Чогьям Трунгпа Ринпоче, основатель «Шамбалы», также вел себя непотребно. — Прим. Дж. Хоргана..

Просветление — это плохая идея. Это также называют освобождением, пробуждением или нирваной. При таком состоянии человек начинает понимать иллюзорную природу вещей, при этом чувствуя себя необычайно хорошо. Райт относится к этой концепции слишком доверчиво. Люди настолько отчаянно нуждаются в просветлении, что становятся уязвимыми для злоупотреблений со стороны недобросовестных «гуру». Даже если рассматривать эту идею как недостижимый идеал, она приносит больше вреда, чем пользы. От неё следует отказаться.

Нам не нужно медитировать, чтобы достичь «мира во всем мире»/гармонии во всем мире. Райт уверен, что осознанность вызовет «Метакогнитивную революцию», которая поможет преодолеть жестокие первобытные склонности, которые наиболее сильно проявляются во время войн. Однако чтобы положить конец войне, нам не нужна медитация или осознание бесформенности вещей. Мы всего лишь должны признать, что война – это глупо и неправильно, и принять меры для её искоренения. Боюсь, что интеллектуалы, призывая к «революции», которая якобы принесет мир во всем мире, только еще более её отдаляют.

Спасите нас от наших спасителей. Идея, что человечество само по себе испорчено и нуждается в спасении, исходи она от Будды, Моисея, Христа, пророка Мухаммеда, Маркса или Л.Рона Хаббарда, –  не принесла ничего хорошего. Мы должны раз и навсегда избавиться от мысли о том, что жизнь – это проблема, для которой есть одно единственное правильное решение.

На этом все. Я должен подчеркнуть, что наслаждался этой книгой, даже когда не соглашался с её положениями. Мне особенно нравилось переплетение философских размышлений о таких буддийских доктринах, как пустота, с яркими описаниями собственных медитативных переживаний Райта. Я предполагаю, что этот труд станет любимым объяснением буддизма для западных читателей, как и «Моральное животное» остается востребованным «гидом» в эволюционную психологию. Боб (Роберт) из-за своей практики осознанности больше не заботится о таких мирских вещах, но я надеюсь, что «Почему буддизм – истина» будет популярным еще долгое время.


Материалы по теме

— Как выйти из колеса привязанностей и не удариться в мистику: современный подход к практике буддизма

— Есть ли у человечества «высшее предназначение»?

— Восточная философия и физика. Что их объединяет

—  Диалог Востока и Запада: как буддизм пришел в европейскую философию?


По материалам: Can Buddhism Save Us?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: