Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
«Метамодернизм, в отличие от постмодернизма, стремится не переосмыслить, а пережить мир заново и целостно». Психолог Мария Ляхова-Трагель разбирается, что такое новая искренность и метамодернизм, как его идеи преломляются в современной философии и психологии, и может ли любовь как чувство, пронизывающее разные аспекты нашего существования — от отношения к себе и своему делу до взаимоотношений с Другими, — исцелить нас от последствий разъедающей иронии и избавить от боли зияющей пустоты, которую оставил постмодерн.
Вот уже скоро 20 лет, как ХХ век оставил нас, но его тяжелое наследство сохраняет свое влияние. Говорят, эпоха постмодерна ушла, но ее циничная ирония продолжает распространяться и убивать искренние чувства. Уже больше половины жителей Земли живут в городах, и они продолжают разрастаться, а вместе с тем растет чувство одиночества, отчужденности, потерянности у городских жителей. СМИ в потоках информации создают собственные вымышленные миры, и уже не ясно, чему верить, потому что в мире постправды перестаешь понимать, что такое правда. Психолог Эрих Фромм определяет душевно здорового человека как того, «кто живёт по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь — как собственную, так и своего ближнего» [15]. Что же, современность после постмодерна беспощадна к здоровью психики. И статистика, которая говорит о росте случаев психических расстройств, это подтверждает.
Первой в цитате Фромм называет любовь. Может, она способна исцелить сердце, разбитое на осколки иронией, избавить человека от боли зияющей пустоты, которую оставил постмодерн? Как пишет Михаил Эпштейн, «все мы разные, и любовь поворачивается к нам то одной, то другой гранью, но смысл любви как раз в том и состоит, чтобы достраивать нас до целого» [17]. Философы с древних времен говорили о ней, но жива ли она до сих пор? И если да, как являет себя?
«Что такое любовь (Эрос)? — спрашивает Сократ своего учителя Диотиму. — Эрос смертен? — Нет, отвечает Диотима: — Он не смертен и не бессмертен. Он пребывает в метаксисе (между) двумя этими состояниями… занимая промежуточное положение между божественным и смертным… это посредник, преодолевающий разделяющее их пространство».
К этой цитате из античности обращаются современные философы Т. Вермюллен и Р. ван дер Аккер. С ее помощью они показывают чувство в диалектическом движении, его колебания между противоположными позициями. Эти колебания также называют осцилляции. Такая структура чувства применяется в культурной логике, названной этими авторами «метамодерн» [2]. Интерес психологов к этой области привел к появлению метакси-психологии [6]. Как пишет один из авторов этого направления:
«Метамодернизм, в отличие от постмодернизма, стремится не переосмыслить, а пережить мир заново и целостно» [8].
В статье показаны разные проявления любви: по отношению к себе и к Другому, любимому делу и месту, где живешь. Выясним, как мы переживаем их в современности и как в этом поможет современная философия и психология. Для лучшего понимания рассмотрим примеры и варианты их решений.
Читайте также «Иметь или быть»: прости нас, Эрих Фромм, мы все потеряли?
1. Любовь к себе
Это понятие часто искажается или понимается уплощенно из-за влияния поп-психологии. Определение Эриха Фромма поможет избежать этого:
«Подлинная любовь — это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание» [16].
Получается, относиться к себе с любовью означает проявлять самоуважение, заботиться, знать, какая забота необходима. Созидательность отсылает к творческой самореализации, которую психологи называют одной из главных потребностей человека. Ее рассмотрим чуть позже.
«Для психологии метамодернизм становится более тонким инструментарием анализа субъективности, создает аналитические конструкты, показывающие, как каждый раз заново и по-разному может быть сконфигурирован видимый мир» [8].
Психологические ситуации будем рассматривать следующим образом:
1) обнаруживаем целостность,
2) обнаруживаем противоречия, противоположные позиции,
3) чтобы сохранить или восстановить целостность, делаем переход между противоположностями более плавным.
По отношению к себе человек колеблется между следующими противоречиями:
1) собственные интересы и интересы окружающих людей,
2) потребности организма и условия среды.
Любовь в этом контексте означает заботу о себе, которая помогает найти баланс между внутренними и внешними условиями и сохранить целостность личности.
Пример. Рассмотрим ситуацию, когда человек не хочет идти на работу. Это происходит по разным причинам, от нежелания выходить на улицу до неприязни к самому роду деятельности. В любом случае возникает разрыв между желаниями и условиями среды. Чтобы применить прием осцилляции, сглаживаем переход между противоположностями. В зависимости от ситуации, возможно сделать выход на работу желательнее, например, найти что-то приятное, придумать поощрения. Также возможно устранить причины сопротивления, вплоть до увольнения. В цитате Фромм говорит о любви как о знании, поэтому проявление любви к себе также означает изучение способов, которые подойдут в конкретной ситуации.
2. Любовь и Другой
Произведения искусства неоднократно воспевали любовь между двумя людьми, они же закрепили как образец нездоровый невротический тип отношений. Их характерная черта – стремление быть связанными при игнорировании различий. Создается иллюзия, что разные люди становятся единым целым, когда же она разрушается, они разочаровываются друг в друге и даже совсем расстаются. В прошлом люди погибали без взаимопомощи, поэтому приходилось мириться со «слепленностью» без учета интересов сторон. Сегодня традиционные формы отношений трещат по швам, ведь социальный контакт больше не вопрос выживания. Это объясняет, почему больше половины браков заканчиваются разводами [11].
Невротические проявления в любви к Другому говорят о недостатке любви к себе. Как утверждает Фромм, отношение к себе неразрывно связано с отношением с другими людьми и не стоит считать любовь к себе и к ближнему взаимно исключающими [16]. Во взаимодействии важно видеть общее и отличия в интересах, учитывать эту разницу, а не игнорировать.
Пример. Возьмем ситуацию конфликта в личных отношениях и разберем по схеме из предыдущего раздела. Предположим, оба человека в этих отношениях заинтересованы, и это фактор объединения. Таким образом, взаимодействие считаем целостным, и далее найдем позиции, между которыми оно колеблется. В нашем случае это будут интересы одного и другого человека. Далее проясним и изучим их. В ряде случаев конфликт решается сразу после прояснения позиций, поскольку люди пользуются разными словами для описания одних и тех же ситуаций. В остальных случаях выходом может быть совместное решение, которое будет учитывать интересы обеих сторон. Похожий подход описывается и в учебниках по конфликтологии: «поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны» [1].
В этом примере видно, что мы отрицаем полную слитность интересов, «я — это ты, ты — это я», как и отказываемся выбирать между позициями. Представим зону перехода, в которой происходит осцилляция отношений. Зона перехода указывает на общее психологическое пространство, где, к примеру, боль партнера воспринимается соизмеримо с собственной. Иллюстрация показывает динамику развития, в которой взаимодействие тяготеет то ближе к интересам одного, то к интересам другого. Эта модель согласуется со знаниями о психологии пар и групп, где подчеркивается важность личностных границ и динамический характер отношений [11, 18].
Социальность человека делает необходимым эмоциональный контакт друг с другом [11]. Метамодернизм говорит о нарастающей чувствительности и искренности такого контакта, наблюдаемой в произведениях искусства [20]. В психологии искренность сопоставима с понятием «конгруэнтность» — соответствие внутреннего ощущения и внешнего выражения. Автор термина Карл Роджерс говорит, что развитие конгруэнтности требует глубинного осознания чувств, уважения, любви и принятия [12]. Таким образом, отношение к Другому с любовью необходимо для искреннего эмоционального контакта.
Хотя в любом человеческом взаимодействии видны общие закономерности, важно видеть особенности разных отношений. В изменившихся условиях требуется новое проживание традиционной модели брака и изучение других видов контактов. К ним относятся однополые сексуальные отношения, дружба между мужчиной и женщиной, взаимодействие между представителями разных культур и т.д. Исследование и переживание подобного рода отношений осложняется нехваткой информации о них. Эти темы часто замалчиваются, либо совершенно табуированы по причине гомофобии, сексизма, расизма и других видов дискриминации.
3. Любовь к труду
Согласно разным культурным подходам, модернистское отношение к работе – возвышенный труд ради идеи, а постмодернисткое – социальная игра с утратой смысла, имитация деятельности. Что же представляет собой труд в парадигме метамодернизма?
В «Основах метамодернистской психологии» находим:
«Носители черт личности эпохи метамодерна трудятся там, где могут реализовать свой творческий потенциал» [6].
Получается, на первое место выходит роль труда как способа самореализации. Мы уже упомянули об этой потребности в разделе о любви к себе. Психологи гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс и пр.) говорили о реализации творческого потенциала как о высшей ценности человека. Хотя часто она конфликтует с социальным успехом, который, согласно пирамиде Маслоу, также важен для личности. На человека в творческом процессе давят такие факторы: непредсказуемость результатов творчества, непонимание и неприятие новых идей в социальном окружении, конфликт между ожиданиями и реальностью и т.д. [6]
С другой стороны, успехи экономики зависят от совместного развития технологических инноваций и креативной по содержанию активности [14]. Автоматизация создает безработицу в области рутинного труда и усиливает потребность в интеллектуальных и творческих усилиях человека. Урбанист Чарльз Лэнгли связывает повышение качества жизни в городах с креативным решением городских проблем [9]. Отметим, что его идеи реализуются на практике (в частности, в России, г. Мышкин) [3]. Эти примеры показывают, что творческий труд необходим для развития социума и ответов на вызовы современности. Таким образом, появилась потребность в способах организации деятельности, которые помогут привить любовь к творческому подходу в работе, выявлять и поддерживать потенциал креативности. Подробнее этот вопрос рассматривается в предыдущей статье автора [10].
«Любовь — это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения к миру вообще» [16].
Пользуясь еще одним определением Фромма, отметим, что в него входит и отношение к труду с любовью.
Читайте также Волк или овца? Неповторимая человеческая ситуация по Эриху Фромму
Пример. В вопросах самореализации возникает противоречие между увлечением и финансовым достатком. Иногда занятие вдохновляет и при этом не приносит доход и наоборот. Эта проблема блестяще решена на примере Николаса Вудмана. В период краха доткомов, в начале 2000-х, он потерпел неудачу с IT-компанией. Начинающий предприниматель решил сделать перерыв и посвятить время хобби – серфингу. Он заметил, что профессиональные серфингисты платят операторам за съемку выступлений, он же крепил камеру на себе. После череды экспериментов Вудману удалось создать надежный прототип, который стал первым товаром компании GoPro. Сегодня компания работает с оборотом в миллиарды долларов и известна по всему миру [4].
Идея Вудмана появилась под влиянием хобби и интереса к предпринимательству. Ее воплощение разрешило конфликт между увлечением и представлениями о социальном успехе. Из психологической практики автора известны менее масштабные примеры, в которых любовь к своему делу также сочетается с финансовым достатком. Распространенная проблема в этом случае – необходимость выбирать между увлечением и требованиями социальной среды. Решение же появляется в творческом изменении ситуации, когда между противоположными позициями создаются переходные решения.
4. Новое понимание патриотизма
«Под равенством понимается равенство автоматов: людей, лишенных индивидуальности. Равенство сегодня означает скорее «одинаковость», чем «единство» [16].
Эти слова Фромма, сказанные больше полувека назад, и сегодня пугающе злободневны. Современная ситуация с патриотизмом близка к иллюзии единства в межличностных отношениях. Политики и политтехнологи пытаются создать эту иллюзию с помощью игнорирования различий, объединения в одинаковости, доходящего до фанатизма. Другой крайностью будет безразличие к интересам сообщества и превалирование личных потребностей. Отчуждение от общества и растворение в массе одинаково угрожает потерей идентичности [7].
Модернистский революционный фанатик и постмодернистский ироничный циник способны усугубить и без того сложное состояние общества. Мир нуждается в человеке, проявляющем вдумчивый гражданский интерес, который понимает, что всё в мире взаимосвязано, а значит требует к себе уважительного и бережного отношения [5]. Здесь вдумчивый гражданский интерес можно использовать как определение патриотизма. С другой стороны, Х. Фрейнахт заявляет о политической программе метамодернизма и обозначает главной целью изменение правил игры [19]. Этот процесс он видит через развитие социальной справедливости и условий расцвета сплоченности. Игра здесь понимается как общемировой процесс. Хотя если сузить его до масштабов страны или малой родины, не отчуждая из мирового контекста, в описанной политической программе как раз получается патриотизм.
Также обратим внимание на уважительное и бережное отношение к себе из предыдущего абзаца. Представления о национальности, месте рождения, принадлежности к сообществу входят в Я-концепцию — представление личности о себе. Так патриотизм связан с самоотношением, поэтому патриотическое воспитание должно включать в себя развитие самоуважения. Также важно учесть познание истории, современности, актуальных проблем своей родины. Как мы уже выяснили, любить означает знать того, кого любишь.
Пример. Рассмотрим организацию мероприятия, где подростки обучаются по методу проектов [13]. Оно не заявлялось как патриотическое, тем не менее, соответствует характеристикам в предыдущем абзаце. Участники разрабатывали научные и социальные проекты для решения проблем региона. Среда обучения стремилась к открытости и дружелюбному отношению. Темы работ выбирали в обсуждении, какие проблемы волнуют самих подростков. Такой способ организации показывает уважительное отношение и помогает развитию самоуважения. Познание организовали в общении с представителями науки и производства, сбора информации на проектных сессиях. В результате проектные команды представили на защите перед экспертами решения, готовые к практическому применению. Они включали в себя инженерные прототипы, программные разработки, методические рекомендации, законодательные поправки и т.д.
Заключение
Любовь невозможно познать без переживания, поэтому этот текст не уходит в философские абстракции, а осциллирует между теорией и примерами из практики. В статье мы увидели, как современная философия и психология помогают проявлять больше любви в конкретных ситуациях. Предложенный способ: поиск целостности, противоположных позиций и осцилляций между ними помогает анализировать психологические и социальные явления. Отметим, что он не противоречит подходам, уже известным в психологии, социологии и конфликтологии.
Как показывает история человечества, идеалистические призывы к любви к ближнему, всеобщему объединению и социальной справедливости неоднократно приводили к трагедиям [5]. Мы не должны слепо верить в идеалы и следовать концепции в отрыве от контекста, иначе повторим этот печальный опыт. Переживать любовь в ее полноте означает быть вдумчивыми и бережными по отношению к Другому, к своей работе, своей стране, к самим себе.
Список источников
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.:ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
2. Вермюлен Т., ван ден Аккер Р. Периодизация 2000-х, или появление метамодернизма / пер. Липка В. ред. Павлов А. // Metamodern. Журнал о метамодернизме, 2019. — Режим доступа: http://metamodernizm.ru/emergence-of-metamodernism/ (дата обращения: 14.05.2019)
3. Волошинская А.А. Комаров В.Н. Опыт реализации концепций креативного города в России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 4. С. 637–648.
4. Глазкова Т. Серфингист Ник Вудман: от ракушек до миллиардного бизнеса // РБК. 2014. №122. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2014/07/09/56be44069a7947299f72cd83 (дата обращения 23.05.2019)
5. Гребенюк А.А. Культурно-исторический анализ переживаний человека эпохи метамодернизма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26). С.326-330.
6. Гребенюк А. А. Основы метамодернистской психологии // Metamodern. Журнал о метамодернизме, 2017. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (дата обращения 14.05.2019)
7. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. – М.: Прометей, 2007. – 292 с.
8. Гусельцева М. С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 327– 340. – Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/15169/1/02-Guseltseva.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
9. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI, 2011. — 399 с.
10. Ляхова-Трагель М. Тайм-менеджмент в эпоху метамодернизма // Metamodern. Журнал о метамодернизме, 2018. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/time-management/ (дата обращения 14.05.2019)
11. Резник Р., Резник Р. Гештальт-модель терапии пар. Конспект лекции / ред. Гавердовская П. Мазепа Н. // Гештальт-клуб Алексея Виноградова, 2014. — Режим доступа: https://gestaltclub.com/articles/gestalt-terapia/2618-robert-i-rita-reznik-gestalt-model-terapii-par (дата обращения: 14.05.2019)
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. — 251 с.
13. Школьники со всей России собрались в Тихоокеанской проектной школе в Приморье // Приморская газета, 2017. – Режим доступа: https://primgazeta.ru/news/students-from-all-over-russia-gathered-at-the-pacific-design-school-in-primorye (дата обращения 23.05.2019)
14. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 650 с.
15. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2011. — 480 с.
16. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2011. — 150 с.
17. Эпштейн М.Н. Любовь. М.: Рипол-классик, 2018. — 568 с.
18. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. – СПб: Апрель-Пресс, 2007. – 576 с.
19. Freinacht Н. You’re not metamodern before you understand this. Part 1: Game Change // Metamoderna, 2015. – Режим доступа:http://metamoderna.org/youre-not-metamodern-before-you-understand-this-part-1-game-change?lang=en (дата обращения 23.05.2019)
20. Vermeulen T. van den Akker R. Notes on metamodernism // AESTHETICS & CULTURE. 2010. Vol. 2. № 1. Р. 1–14. – Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3402/jac. v2i0.5677 (дата обращения: 23.05.2019).
Обложка: Амадео Модильяни «Портрет Хуана Гри»
Прекрасная статья, спасибо большое 🙂
Для меня это как привет из прошлого — приятно знать, что спустя 5 лет текст всё ещё актуален!