Культура полезности vs культура достоинства: как выстраивать отношения со средой

Существует точка зрения, что личность рождается дважды: впервые, когда попадает в социум и проходит путь социализации, а второй, когда отделяется от него. Что мешает человеку пройти второе рождение? Чем отличается культура полезности от культуры достоинства? Почему отношения, основанные на долге и обмене, ограничивают потенциал человека, а игнорирование иррациональной части психики тормозит развитие? И, наконец, что помогает индивиду достигать гармонии в отношениях со средой? Об этом размышляет наш обозреватель Василий Сторчак.

Как часто бывает — нужно пройти определенный путь, чтобы наткнуться на мысль, которая изменит тебя. Или, по крайней мере, которая заставит посмотреть на мир сквозь призму других ценностей.

Лет пять назад, когда я пытался разбираться в вопросах общей психологии, я просматривал множество лекций на youtube, среди которых были также лекции профессоров МГУ Петухова Валерия Викторевича и Асмолова Александра Григорьевича. В какой-то момент я дошел до лекции Асмолова про формы продуктивной конкуренции (видео ниже, можно смотреть с 49-й минуты), где услышал впервые такие определения, как культура полезности и культура достоинства. Асмолов упоминал работу Эриха Фромма «Быть или иметь» и приводил в пример «Дон Кихота» Сервантеса, чем вызвал у меня интерес к этим книгам. 

Идея про различие между людьми из культуры полезности и людьми из культуры достоинства легла ровным слоем на мысль, которую я услышал немного ранее в одной из лекций профессора Петухова про развитие личности. Она заключалась в том, что личность рождается дважды. Первый раз, когда попадает в социум и проходит путь социализации, а второй, когда выходит из социума, отделяется. Это не значит, что личность буквально покидает социум, а указывает на формирование ценностей, которые могут противостоять или ставить под сомнение общепринятые нормы и устои. Это момент, когда человеком перестает руководить мораль и начинает руководить нравственность. Многие люди не проходят «второе рождение» личности, так и оставаясь до конца своих дней не преодолевшими рамки своей социальной роли. 


Читайте также Потребление и отчуждение: 8 статей от философов, психологов и экономистов


Мы нередко объективизируем других, видя в них пользу. Такие отношения руководствуются принципом «ты мне – я тебе» и часто активируются словом «долг». Нельзя сказать, что этому нет места в человеческих взаимоотношениях. Однако когда это оказывается единственным (или превалирующий) способом смотреть на жизнь, путь становится тупиковым. Например, в гештальт-терапии есть такое понятие, как творческое приспособление, которое является инструментом регуляции отношений индивида со средой. Творческое приспособление предполагает равновесие между удовлетворением своих потребностей и в то же время гармоничными отношениями с миром и собой. Что значит «гармоничные отношения с собой»? Считаться со своим «хочу» часто означает отказаться от фальшивых игр. Это значит отказаться от концепций «я тебе – ты мне» или «я хороший, если от меня есть польза». В целом культура потребления, несомненно, подразумевает именно такой взгляд на жизнь. Мы живем в нарциссической эпохе, порождающей множество неврозов и недовольства жизнью у людей, которые «знают, чего они стоят». 

Ко всему вышесказанному я добавлю еще один пример — последний, перед тем как попытаюсь сделать вывод, что же всё-таки лучше — многим быть или многое иметь. Этот пример — идея Карла Юнга о том, как иррациональная часть может поглотить тебя, если долго её не замечать, а прислушиваться только к рациональной. Юнг описывает в своей книге «Очерки по психологии бессознательного» один из случаев своей практики — историю американского бизнесмена, который всю жизнь до сорока лет был сконцентрирован только на бизнесе, полностью игнорируя свою иррациональную часть, свои желания. Его сосредоточенность только на развитии бизнеса и в то же время игнорирование вытесненных смысловых, экзистенциальных вопросов, порожденных иррациональной частью его личности, привели в итоге полной утрате интереса к материальному, сопровождаемой ощущением опустошенности и бессмысленности. Экзистенциальный тупик. Концепция взгляда на жизнь «я тебе – ты мне» или « я хороший, потому что полезен» перестала в один момент работать. Проснулась иррациональная часть и поглотила всю личность с силой всех лет её игнорирования. Этот случай Юнг приводит в подтверждение того, что природа нашей личности не является только рациональной


Также по теме «Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью»: Валерий Лейбин о теневой стороне личности


Асмолов утверждает в своей лекции, что личность — это «всегда восхождение на костер». Я могу предложить трактовку этого как наличие своего мнения и свободы в выражении этого мнения. Как готовность противостоять толпе и служить чему-то большему, чем просто выгода. Готовность жертвовать, готовность отказываться принадлежать ценностям толпы, отталкиваясь от своих личных взглядов на жизнь. Это готовность решать экзистенциальные проблемы, акцентируя внимание на уникальности своего существования. В то же время это забота о себе: даже если она часто может восприниматься другими как эгоизм или не находить рационального объяснения, это еще не значит, что игнорирование своего «хочу» / «не хочу» пройдет безвредно для психики. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

2 комментария

  1. Не вполне уловил. Вначале высказано предположение, которое затем трактуется как уже доказанное. Может быть, сначала нужно привести аргументы в пользу того, что личность рождается только дважды. Ведь нельзя рассматривать человека как сформированную личность, формирование продолжается не только в процессе общения с другими людьми, но и даже в изоляции, это видно на примере литературного героя Р. Крузо.
    Короче говоря, статья слабо подготовлена.

  2. Очень хорошая статья, спасибо! Раньше не слышал про деление Культуры достоинства и полезности, именно в такой формулировке. Есть о чем глубоко задуматься. Спасибо

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: