«Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью»: Валерий Лейбин о теневой стороне личности

Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.

Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:

«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .

Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:

«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»

Почему так важна «очная ставка» с Тенью?

Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.

Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.

В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.

Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.

«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).

Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.


Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: