Коротко: Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас

Коротко разбираем, почему некоторые люди раздражают, что наше раздражение может рассказать о процессах, которые проходят внутри нас, что такое проекция, каким образом работает этот механизм психологической защиты и как всё это связано с архетипом «Тень», выделенным Карлом Густавом Юнгом.

У швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга и писателя Германа Гессе можно найти поразительно схожие мысли относительно того, почему некоторые люди раздражают нас так сильно. Вот пара показательных цитат:

Если вы ненавидите человека, вы ненавидите в нем что-то, что является частью вас самих. То, что не является нашей частью, не беспокоит нас.

Герман Гессе, «Демиан»

Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих.

Карл Юнг

Как отмечают Гессе и Юнг, если кто-то говорит или делает что-то, кажущееся эгоистичным или грубым, а мы в ответ испытываем злость или разочарование, значит, в этом опыте есть что-то, что может рассказать нам больше о нас самих.

Это не значит, что другие люди не ведут себя аморально или что наше суждение о таком поведении полностью безосновательно. Речь о том, что наша негативная эмоциональная реакция на воспринятые недостатки других людей отражает что-то, происходящее внутри нас.

Психологическая проекция — известный механизм самозащиты. Он вызывает проецирование наших собственных неуверенностей, изъянов и недостатков на других. Когда мы строго судим кого-то другого за то, что он груб, эгоистичен или глуп, в каком-то смысле мы делаем это для того, чтобы избежать противостояния этим характеристикам в нас самих.

В своей работе «Исследование феноменологии самости» Юнг говорит о «тени» — неизвестной, темной стороне личности.

Она темная, потому что является инстинктивной, иррациональной и примитивной, состоящей из таких импульсов, как похоть, власть, жадность, зависть, гнев и ярость. Но она также является скрытым источником творчества и интуиции. Осознание и интеграция теневого аспекта существенны для психологического здоровья — процесса, названного Юнгом индивидуацией.

Тень темна также потому, что она скрыта от света сознания. Согласно Юнгу, мы подавляем эти темные аспекты бессознательного, именно поэтому рано или поздно начинаем проецировать их на других. Он пишет:

Эти сопротивления обычно связаны с проекциями. Независимо от того, насколько очевидно может быть для независимого наблюдателя то, что это вопрос проекции, почти нет надежды, что субъект сам это осознает. Как известно, дело не в сознании субъекта, а в бессознательном, которое совершает проекцию. Следовательно, он встречается с проекциями, но не создает их. Результат проекции заключается в изоляции субъекта от его окружения, поскольку реальное отношение к нему заменяется иллюзорным. Проекция преобразует мир в копию собственного неизвестного лица субъекта.

Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать.

Нет, не человек или его поведение беспокоит нас, а наша реакция на него. Но мы можем использовать эту реакцию как инструмент для рефлексии, чтобы выяснить, почему эта злоба и раздражение возникают.

На каком-то глубоком внутреннем уровне мы знаем, что все люди в сущности одинаковы. Это не «другой». Это «мы» или «наше», выраженные в различных телах с различными точками зрения. Священник Эдвард Бикерстет в «Трактате о молитве» так описывает один эпизод из жизни английского христианского реформатора Джона Брэдфорда: 

Благочестивый мученик Брэдфорд, когда он увидел бедного заключенного, которого вели на казнь, воскликнул: «Туда, если бы не милость Божия, шел бы и Джон Брэдфорд». Он знал, что в его сердце есть те же греховные начала, которые привели преступника к этому позорному концу.

Цитата открыта для различных интерпретаций, но в свете этой дискуссии, можно сделать вывод, что Брэдфорд осознавал зло — теневой аспект — в себе, которое привело кого-то другого к совершению преступления и впоследствии к казни.

У каждого из нас есть тень, как и свобода принимать собственные решения. И каждый из нас способен совершать то, что будет его беспокоить. Но именно появление этого беспокойства заставляет нас противостоять теневому аспекту личности. При этом негативные эмоции, которые у нас возникают по поводу поведения других людей (раздражение, злость, ярость), можно использовать для внимательного изучения своей реакции, знакомства со своей тенью и в, конечном счете, со своей личностью во всей ее многогранности.


Читайте также 

Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем

— Осознанность: почему не стоит избегать негативных эмоций?

— Интервью с Карлом Юнгом: «Единственная существующая опасность — это сам человек»


Обложка: Douglas Glass / Popperfoto / Getty Images
По материалам: «Carl Jung and Hermann Hesse Explain Why Other People Irritate Us» / Sam Woolfe

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

5 комментариев

  1. Юнг подходит к своей работе творчески и считал это главным условием.
    Кто БЕРЕТСЯ узнать системму человека уверен что он сам творец.
    Управляющая системма должна быть минимум равной или выше.

  2. Объясните мне, как это связано со мной, то что мне не нравятся не пунктуальные и не ответственные люди?

  3. Ирина, возможно, в Вас самой это есть?
    К примеру я — очень нетолерантен к тем качествам, которые Вы указали; однако, сам, положа руку на сердце, грешу тем же. И тот червь, который меня грызет за эти не самые красивые качества, и то бессознательное что двигает меня к таким поступкам — интересное поле для разбирательства.

  4. Если у Вас вызывают неприязнь. например не пунктуальные люди, то возможно собственное качество непунктуальности, было вытеснено в Вашу теневую часть. Часто то, что нас раздражают поступки людей, которые находится у нас в Тени. Теневые качества не осознаны, находятся в безсознательном. Вы, например, не позволяете себе прийти на встречу с опознанием. Для этого есть Ваши внутренние причины. Если в них разобраться и заглянуть в свою теневую сторону, то можно понять, почему туда была спрятано качество непунктуальности, например осуждение опознаний авторитетными фигурами, чувство стыда за опоздание и пр. Получается, что себе Вы позволить не можете, а другие себе это позволяют. Потому что у них нет Ваших «загонов» на тему опозданий. Если вывести из Тени эти, по Юнгу комплексы на тему опозданий, в сознательную часть, то Вас больше не будут раздражать это качество в других людях.

  5. Уважаемые редакторы Моноклер, Герман Гессе прошёл лично свыше 40 сессий юнгианского анализа и неоднократно лежал в психоневрологической клинике. Поэтому было бы хорошо уточнить, что Герман Гессе был приверженцем юнгианского анализа и идеи Юнга легли в основу многих его произведений, в особенности «Степного волка»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: