Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Цифровая живопись, 3D скульптуры, видеоарт, нет-арт, визуальные медитации — современное цифровое искусство принимает разнообразные формы и открывает для зрителя новые возможности «тотального» погружения. До 1 февраля открыт доступ к виртуальной платформе цифрового искусства Digital Earth — совместного проекта Фонда поддержки современного искусства Винзавод и re:Store. Мы заглянули на платформу, чтобы посмотреть, что волнует молодых диджитал-художников, как они используют технологии для творчества и репрезентации реальности и какую роль в их работе сыграла пандемия.
Осенью 2020 года проходил конкурс на лучшие аудиовизуальные произведения, 15 работ финалистов представлены на платформе. Изучить их можно с помощью аватара, все как в компьютерной игре, а музей не просто дублирует физическое пространство галереи, но создает новый уровень погружения в работы.
Цифровое искусство многогранно, и работы художников созданы в абсолютно разных техниках: цифровая живопись, видеоарт, нет-арт, 3D скульптуры, работы с геоданными и саундом. В фокусе основная тема технологичности: как технологии позволяют прогнозировать будущее и репрезентировать реальность, а еще размышления о пандемии и экологии, разбираемся на примерах.
Кирилл Закомолдин
How to Avoid Getting the Bends
Кирилл – победитель конкурса, летом он отправится в международную арт-резиденцию в Роттердаме. Его работа How to Avoid Getting the Bends – иммерсионный цифровой экспириенс, разработанный на основе текста Ванессы Ковальски (Vanessa Kowalski), кураторки и поэтессы из Нью-Йорка. В этом виртуальном мире зрителю предлагается поразмышлять о своей «человечности». Слишком ли поздно сохранить наследие Homo sapiens? Кирилл отмеччает:
«Мне кажется, что виртуальное, цифровое и пространство дополненной реальности – это технологии, которые могут изменить взаимодействие между художником и аудиторией: виртуальные платформы, такие как Digital Earth, позволяют зрителю взаимодействовать с работами на расстоянии и без необходимости посещения какого-либо материального пространства.
В этом формате есть возможность создания более иммерсивного опыта «тотального» погружения в работу. Во многих смыслах, этот формат напоминает игровой. Кроме этого, на более глубоком уровне есть также потенциал программирования взаимодействия зрителя с работой».
Читайте также «Я разочаровался в этом мире и увидел возможность создавать другие»: интервью с философом-разработчиком VR
Ксения Шарапова
RUSSIA. MEMO
Работа Ксении Russia. MEMO – новая интерпретация экологической карты России, она затрагивает актуальные экологические проблемы, подчеркивает безответственный характер отношения человека к природе в эпоху антропоцен.
Формат работы художница называет интерактивной фотографией, основа инсталляции для нее создана из природных материалов, а обращение к отдельным выделенным фрагментам позволяет стать свидетелем экологических катастроф 2020 года.
Смотрим видео по теме 6 впечатляющих лекций TED о том, как спасти нашу планету
Варя Щука
Отпуск
Варя создала серию работ, посвященных теме вымышленного отпуска, поездке по фантастическим местам и остановкам в них. Всего планируется 5 остановок. Идея этой работы связана с тем, что художница не смогла поехать в отпуск в этом году и пришлось визуализировать его таким способом.
Непростым моментом в работе с цифровым искусством являются сами технологии. Для диджитал-художника важно регулярно следить за обновлениями технологий:
«Сложно следить за техническими апдейтами. Я плохо адаптируюсь к новому и приходится постоянно заставлять себя углубляться в подробности нововведений софта, в котором работаю».
Анастасия Квариани
Quarantine Zin
Quarantine Zin (сайт quarantinezin.com) — пример нет-арта, одного из самых интерактивных видов цифрового искусства. Искусство как сайт существует уже давно, буквально с момента появления первых веб-страниц. В работе Анастасии можно прогуляться по городу во время карантина и заглянуть в квартиры его домов, где жители находятся на изоляции, обнаружив там самые неожиданные объекты и ситуации.
Артем Го
Isolation camera: Portrait
Еще одна работа на платформе посвящена размышлению об изоляции. Isolation Camera: Portrait показывает, как изменился день и работа художника во время изоляции. Вот что сам Артём говорит о своей работе:
«Я выбрал формат видеоблога, включающего постоянные перемещения по городу, но затем в Москве начался режим самоизоляции, и мне пришлось заканчивать работу найденными материалами. По правилам отходить от дома более, чем на 100 метров, стало нельзя, и многие кадры, снятые во время бесцельных прогулок по начинающему вымирать городу, стали выглядеть неэтично. Естественно, оффлайн сразу же сменился скроллингом лент соцсетей, ютуба, и интернет стал основным каналом связи и, собственно, повседневной жизнью. В этом смысле фильм превратился одновременно в документальный проект и монтажное кино».
Читайте также На пути к богоподобию: онтологические измерения киборгизации
Марго Трушина
TransPlants
TransPlants — видеоработа, которую художница рассматривает как визуальную медитацию на тему возможности ментального и физического контакта с миром растительности, рассказывающей о нем как о процессе коллаборации с растениями.
Самоизоляцию Марго провела на маленьком, утопающем в джунглях острове в Таиланде, там у нее возникла редкая для жителя мегаполиса, возможность погрузиться в изучение природного звукового ландшафта, понаблюдать за процессами роста, трансформации и увядания растений и глубоко прочувствовать связь с растительным миром:
«Работа с живыми растениями — это интерактивный процесс общения: стимулы и ответы образуют звенья в одной непрерывной цепи взаимодействия, где роль художника как медиатора смещается в сторону участия. Использование технологий здесь выступает как вспомогательный инструмент для исследования границ между живой природой, человеком и объектами, созданными руками человека»
Напомним, что выставка работает до 1 февраля. Обязательно загляните и составьте свое мнение.