Эго, буддизм и Фрейд: почему наше представление о себе может быть ложным


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Человек — единственное существо, способное к самопознанию и самоанализу. При этом огромное влияние на восприятие себя и мира оказывает эго, или внутреннее «я». Вместе с психиатром Марком Эпштейном разбираемся, можно ли жить в состоянии «отсутствия эго», действительно ли мы такие, какими привыкли себя видеть, и в чем относительно эго ошибался Фрейд.

Буддизм зачастую ассоциируется с концепцией «отсутствия эго». Но как её понимать, можно ли достичь этого состояния, и, главное, — нужно ли, ведь эго — конструкт психики, который развивается у каждого с раннего детства и помогает нам ощущать себя, отделять от реальности и других людей. Психиатр, доктор медицинских наук Марк Эпштейн считает, что в этом вопросе много путаницы, и коротко объясняет, почему идея «отсутствия эго» заключается не в том, чтобы полностью освободиться от него, а в том, чтобы сомневаться в истории, которую оно нам рассказывает.

Транскрипция речи Марка Эпштейна

Я думаю, что средний человек, который немного разбирается в психологии или в буддизме, мог бы подумать, что буддийская этика или буддийское размышление об эго направлены на полное избавление от него. В буддийской психологии есть такое понятие, как «отсутствие эго», или «безличностность». Большинство людей, в том числе и Фрейд, неверно истолковывают его,  полагая, что буддизм полностью отрицает необходимость эго или самости, например, если мы избавимся от эго, то станем едины со всеми и со всем . Я считаю, это неправильно. Очевидно, что мы нуждаемся в нашем эго.


Также по теме «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме


Мой хороший друг Роберт Турман является профессором буддизма и религии в Колумбийском университете. У него был учитель из Монголии в 1960-х годах, который часто рассуждал на тему отсутствия эго или самоотречения:

«Дело не в том, что вы не настоящие, конечно, вы «настоящие», у вас есть «Я», но светские люди, не до конца понимая данную тему, привыкли думать, что они «действительно реальны», а буддизм учит тому, что вера в вашу собственную «действительную реальность» ошибочна. Мы относимся к себе более серьезно, чем это необходимо; на самом деле, наше «Я» не так твердо зафиксировано, как нам хотелось бы думать».

Эго рождается из страха и чувства изоляции. Чаще всего это впервые происходит в два-три года, когда формируется самосознание. Тогда ребенок начинает понимать «О, здесь есть человек» и пытается разобраться во всем: кто он, кто такие родители. Эго — способ самоорганизации, который исходит от интеллекта, как только ум становится ясным. Для многих людей эго остается в таком незрелом состоянии, когда наш разум и интеллект определяют, кем мы являемся. Так, например, принимая неодобрение вроде «Я недостаточно хорош», эго подкрепляется негативом. Точно так же эго подкрепляется положительными оценками, скажем, «О, я действительно чего-то стою».

А эго любит определенность, ему нравится безопасность, нравится повторение, поэтому оно всегда старается подкрепить уже существующее видение себя, что, в свою очередь, ограничивает нас и заставляет думать, будто мы знаем себя лучше, чем мы есть на самом деле.

В связи с этим, чтобы привнести буддизм в терапию или в светскую аудиторию, нужно начать немного сомневаться в эго. Может быть, вы знаете себя не так хорошо, как вам кажется. Может быть, некоторые из тех закоренелых идей, которые влияют на вас самого детства и обусловливают взаимодействие с другими людьми, с миром, ошибочны. Возможно, вы не настолько реальны, насколько считаете, и вы могли бы попробовать отпустить эту часть.


Читайте также

Диалог Востока и Запада: как буддизм пришел в европейскую философию?

Как выйти из колеса привязанностей и не удариться в мистику: современный подход к практике буддизма

«Сокрушительный опыт»: преимущества, доказательства и обратная сторона медитации


Об авторе

Марк Эпштейн, доктор медицинских наук, частнопрактикующий психиатр в Нью-Йорке и автор ряда книг о взаимодействии буддизма и психотерапии, в их числе: «Мысли без мыслителя», «Распадаться на части, но не разваливаться», «Продолжение бытия», Откройтесь желанию», «Психотерапия без Я»  и «Травма повседневной жизни». Его новейшая книга — «Советы не даны: руководство по преодолению себя».

Материал впервые был опубликован на английском языке на страницах BigThink под заголовком «Why your self-image might be wrong: Ego, Buddhism and Freud».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: