Эго, буддизм и Фрейд: почему наше представление о себе может быть ложным

Человек — единственное существо, способное к самопознанию и самоанализу. При этом огромное влияние на восприятие себя и мира оказывает эго, или внутреннее «я». Вместе с психиатром Марком Эпштейном разбираемся, можно ли жить в состоянии «отсутствия эго», действительно ли мы такие, какими привыкли себя видеть, и в чем относительно эго ошибался Фрейд.

Буддизм зачастую ассоциируется с концепцией «отсутствия эго». Но как её понимать, можно ли достичь этого состояния, и, главное, — нужно ли, ведь эго — конструкт психики, который развивается у каждого с раннего детства и помогает нам ощущать себя, отделять от реальности и других людей. Психиатр, доктор медицинских наук Марк Эпштейн считает, что в этом вопросе много путаницы, и коротко объясняет, почему идея «отсутствия эго» заключается не в том, чтобы полностью освободиться от него, а в том, чтобы сомневаться в истории, которую оно нам рассказывает.

Транскрипция речи Марка Эпштейна

Я думаю, что средний человек, который немного разбирается в психологии или в буддизме, мог бы подумать, что буддийская этика или буддийское размышление об эго направлены на полное избавление от него. В буддийской психологии есть такое понятие, как «отсутствие эго», или «безличностность». Большинство людей, в том числе и Фрейд, неверно истолковывают его,  полагая, что буддизм полностью отрицает необходимость эго или самости, например, если мы избавимся от эго, то станем едины со всеми и со всем . Я считаю, это неправильно. Очевидно, что мы нуждаемся в нашем эго.


Также по теме «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме


Мой хороший друг Роберт Турман является профессором буддизма и религии в Колумбийском университете. У него был учитель из Монголии в 1960-х годах, который часто рассуждал на тему отсутствия эго или самоотречения:

«Дело не в том, что вы не настоящие, конечно, вы «настоящие», у вас есть «Я», но светские люди, не до конца понимая данную тему, привыкли думать, что они «действительно реальны», а буддизм учит тому, что вера в вашу собственную «действительную реальность» ошибочна. Мы относимся к себе более серьезно, чем это необходимо; на самом деле, наше «Я» не так твердо зафиксировано, как нам хотелось бы думать».

Эго рождается из страха и чувства изоляции. Чаще всего это впервые происходит в два-три года, когда формируется самосознание. Тогда ребенок начинает понимать «О, здесь есть человек» и пытается разобраться во всем: кто он, кто такие родители. Эго — способ самоорганизации, который исходит от интеллекта, как только ум становится ясным. Для многих людей эго остается в в таком незрелом состоянии, когда наш разум и интеллект определяют, кем мы являемся. Так, например, принимая неодобрение вроде «Я недостаточно хорош», эго подкрепляется негативом. Точно так же эго подкрепляется положительными оценками, скажем, «О, я действительно чего-то стою».

А эго любит определенность, ему нравится безопасность, нравится повторение, поэтому оно всегда старается подкрепить уже существующее видение себя, что, в свою очередь, ограничивает нас и заставляет думать, будто мы знаем себя лучше, чем мы есть на самом деле.

В связи с этим, чтобы привнести буддизм в терапию или в светскую аудиторию, нужно начать немного сомневаться в эго. Может быть, вы знаете себя не так хорошо, как вам кажется. Может быть, некоторые из тех закоренелых идей, которые влияют на вас самого детства и обусловливают взаимодействие с другими людьми, с миром, ошибочны. Возможно, вы не настолько реальны, насколько считаете, и вы могли бы попробовать отпустить эту часть.


Читайте также

Диалог Востока и Запада: как буддизм пришел в европейскую философию?

Как выйти из колеса привязанностей и не удариться в мистику: современный подход к практике буддизма

«Сокрушительный опыт»: преимущества, доказательства и обратная сторона медитации


Об авторе

Марк Эпштейн, доктор медицинских наук, частнопрактикующий психиатр в Нью-Йорке и автор ряда книг о взаимодействии буддизма и психотерапии, в их числе: «Мысли без мыслителя», «Распадаться на части, но не разваливаться», «Продолжение бытия», Откройтесь желанию», «Психотерапия без Я»  и «Травма повседневной жизни». Его новейшая книга — «Советы не даны: руководство по преодолению себя».

Материал впервые был опубликован на английском языке на страницах BigThink под заголовком «Why your self-image might be wrong: Ego, Buddhism and Freud».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: