Что такое VUCA-мир и как в нём жить?


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Характеризуя состояние современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют не совсем понятный термин — VUCA. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), а по сути — констатация того, что у нас почти не осталось никаких ориентиров. Почему Lifelong learning становится глобальным трендом, зачем нам способность не только учиться, но и разучиваться, от каких иллюзий стоит отказаться и какими навыками обзавестись в новом VUCA-мире, разбираемся в нашем материале.

Третья промышленная революция проходит в турбулентном режиме. Всё стремительно меняется. И теперь нас окружает VUCA-мир (англоязычная аббревиатура от слов volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguity — неоднозначность, двусмысленность).

Что даёт нам это знание? Мы понимаем, какие навыки необходимо наращивать, чтобы найти свое место в капризном VUCA-мире. Неудивительно, что в первую очередь бизнес внимательно слушает, что происходит вокруг, адаптируется и учится, поэтому становится источником инструментов, которые мы перерабатываем для развития себя.

Отказаться от прочных ментальных иллюзий — первый шаг к запуску жизни в новом формате, который подходит для VUCA-мира.

Иллюзия #1 – Стабильная работа.

Елена Резанова, автор книги «Никогда-нибудь», рассказывает про концепцию неопределенности Фрэнка Найта, согласно которой 100% определенности нет вовсе, а то, что мы считаем стабильностью, на самом деле, — первый уровень неопределенности — 50/50. 

Откуда берётся эта иллюзия? Когда нет перемен, нам кажется, что всё стабильно, и мы все контролируем. 

Ничего стабильного нет, всё меняется. И первое, что нам нужно сделать, — признать и принять изменения, которые мы не можем контролировать, зато можем управлять своей реакцией и состоянием. Наша задача — адаптироваться. 

Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов отмечает:

«… Изменения не удел сверхлюдей. Это рутина. Главное – сделать ее приятной». 

Почему изменения нужны? 

Специалисты из разных областей сегодня часто говорят о существовании трёх типов мышления  — run, change и disrupt, — которые дополняют друг друга. Их сочетание помогает достигать целей. Эту абстрактную ментальную модель можно переработать в своеобразную формулу для жизни. 

Так, жизнь в стилистике run знакома всем нам — это рутина: то, что происходит по отработанному графику. Традиции – это тоже «ран». 

Run не будет сбиваться и ржаветь, если в жизнь отлаженного механизма периодически внедрять изменения — change. Это способность проанализировать, что идет не так, желание что-то изменить, перестроить. Порой мы сами не знаем, что именно, но ищем пути развития через эксперименты.

Например, в отношении профессиональной деятельности это могут быть освоение новых компетенций, прохождение курсов, карьерный рост. 

Вламываться в «ран» с «чендж» — в рутину с изменениями — всегда болезненно, потому что мы не любим перемены, но понимаем их необходимость и адаптируемся, потому что механизм run продолжает работать. 

Если вы пропустили все возможности change профессионального и личного роста, тогда спасет только disrupt — полная перезагрузка. Возможно, именно об этом говорят психологи и talent hunter’ы, когда советуют раз в 5 лет менять работу. Это полная перестройка жизни, это период анархии и творчества, поисков и ошибок…

Почему «ран» не может существовать без изменений? И почему вовремя не введенные в «ран» элементы «чендж» приведут к тому, что придётся идти по пути «дизрапт»? 

Сила — в балансе этих элементов, потому что земля вращается, ничто и никто не останавливается, развитие привносится даже в рутинные процессы.

Если что-то идёт не так, проверьте себя: как далека от вас стадия Change? Как давно вы не впускали в свою ноосферу новые знания, навыки, людей?

Когда изменения пронизывают все аспекты вашей жизни — и личной, и профессиональной, — тогда вы учитесь и развиваетесь. В поддержку этого тезиса Андрей Шаронов на своей лекции «Я: 2.0» отметил:

«Если после курсов, лекций и книг ваше поведение не меняется, вы не учитесь. Нельзя отделять получение новых знаний и образование от своей жизни».

Канадский профессор психологии Джордан Питерсон (известен  своими «12 правилами жизни. Противоядие от хаоса») отмечает, что «неучастие в существовании оставляет дыру в полотенце размером с твою душу».

Не стоит отвергать и отрицать события в жизни, какими бы сложными они ни были. Учение сопряжено с болью. Когда ты учишься через боль, часть тебя должна умереть. Жизнь — непрерывный процесс смертей и возрождений. 

Почему нам трудно меняться?

Елена Резанова объясняет неготовность нашей психики к неопределенности и изменениям привычкой к советской концепции карьеры — концепции «эскалатора»: нужно правильно выбрать свой эскалатор, встать на первую ступеньку и спокойно ехать наверх. 

Но потом рынок начал меняться, пришла новая экономика и эскалаторы поехали вниз. И для того, чтобы остаться на той же ступени, нужно было быстро перебирать ногами. 

Но это был первый приход изменений. А дальше — эскалаторов совсем не стало. Размышления о том, что можно всю жизнь проработать в крупной стабильной компании, неактуальны. Любая компания может уйти с рынка или трансформироваться так, что вашей позиции в ней не останется.

Иллюзия #2 – Надо подождать, пока всё успокоится. 

Неопределенность — наша реальность. Не сливайте свою энергию на топтание на месте: сидеть и мечтать, задавать себе заклинивающие вопросы (А нужно ли мне это? А моё ли это?) и доводить до совершенства план смены профессионального курса. Начните с бесплатных вебинаров или курсов по своей специализации. 

Иллюзия #3 – Вирусные мечты.

Мечта о кафе на берегу моря и удаленной работе под пальмой — желание убежать, когда всё достало. Искать себя далеко от места, где вы находитесь, не всегда верно. Решение есть! Проведите тест-драйв своей мечты: возьмите недельный отпуск и проведите его в рамках «новой работы».

Иллюзия #4 – Надо работать только на себя. 

Все несчастные работники несчастливы одинаково: и фрилансеры, и офисные сотрудники, и самостоятельные предприниматели. Свой бизнес может стать обузой, если он не стал любимой работой. Не сжигайте мосты, продумайте варианты «инкубатор» или «взлётная полоса» и начните тестировать любимое дело без отрыва от работы на компанию. 

Иллюзия #5 – Сначала нужно разобраться со страхами.

Они будут всегда!  

Навык #1  – Быть смелым и отказаться от многозадачности.

Тотальная занятость — современная трусость. Нам страшно заниматься важным — мы боимся что-то испортить или не выполнить. Нам страшно делать любимое занятие своим бизнесом, чтобы не убить к нему интерес. Нам страшно отказаться от run, чтобы не потерять свою важность. 

Навык #2 – Учиться. 

«Образование — элемент личной гигиены», — считает президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов. Это важнейшее направление для того, чтобы не только не потеряться, но и реализоваться в условиях, когда недостаточно выбрать свою нишу, отучиться в институте и устроиться в хорошую компанию. Трудоспособный возраст увеличился, увеличился и возраст образовательный. Lifelong learning становится глобальным трендом. 

Навык #3 – Разучиваться. 

Разучиваться — важнейший навык, на котором Андрей Шаронов делает акцент.

Вы получили новую информацию на лекции, из видео или книги, и она вам нравится, она вас заряжает, но у вас не получается вписать её в свою жизнь. Вы привыкли к другому. Поэтому важно уметь разучиваться — снимать пласт ментальных привычек, который мешает пробиться новой информации от слов к практике.

Навык #4 – Быть гибким.  

Важность этого качества отмечала ещё Маргарет Митчелл в «Унесенных ветром»:

«Мы склоняемся перед неизбежным. Но не как пшеница, а как гречиха! Когда налетает буря, ветер приминает спелую пшеницу, потому что она сухая и не клонится. У спелой же гречихи в стебле есть сок, и она клонится. А как ветер уймется, она снова подымается, такая же прямая и сильная, как прежде». 

Be agile! (пер. с англ. — «будь гибким») – современный перевод цитаты на немногословный лозунг в эпоху третьей промышленной революции, когда всё коротко и понятно.

Это стратегический навык для того, чтобы научиться всему остальному. В новом мире наша задача — не потерять сок, быть гибкими. Agile — про коммуникацию, которая стоит выше бюрократии, жестких планов и навыков, потерявших актуальность. 

Если говорить про бизнес, agile-трансформация знакома крупным компаниям: Google, Microsoft, Spotify, Zappos, Ericsson, PayPal, Acrolinx, Moody’s, Facebook*, Альфа-страхование, Сбербанк, М-Видео, МТС. Она предполагает эффективное и тесное взаимодействие сотрудников разных уровней, плоскую структуру организации. Вместо строгой иерархии и профильных отделов — самообъединяющиеся кросс-функциональные команды, в которых все равны и ориентированы на результат. 

Традиционный подход:

— Встречи и цепочки согласований.

— Долгосрочная стратегия и детальный календарный план.

Agile:

— Быстрое решение проблем в ходе назначаемых по необходимости встреч.

— Постоянная трансформация продукта под меняющиеся нужды потребителя.

Agile любит метафоры и притчи, две из которых переработаны в навыки 4 и 5. 

Навык #5 – Есть слона по кускам.

Дробите большие цели на маленькие, большие дела — на несколько шагов. 

В книге «Гормоны счастья» говорится о том, что выброс гормона счастья и результата дофамина происходит, когда человек доводит до конца дело, причём мозгу, ответственному за наше чувство счастья, неважно, какой сложности и уровня задачу мы решили, он радуется и даёт силу и энергию на следующие дела.

Меняйте деятельность, переключайтесь и давайте себе возможность получать дозы дофамина. 

Навык #6 – Найти вдохновляющую большую цель — Big idea. 

Найти ценность в своей работе — один из навыков, который поможет не терять вдохновения и влюбленности в свою работу и будет защищать от выгорания. 

Для иллюстрации используем притчу о двух строителях. Им задали вопрос, чем они заняты. 

— Кирпичи таскаю, цемент развожу, — ответил первый.

— А я собор строю, — был ответ второго строителя.

Вы устали от своей работы? Тогда самое время вспомнить, почему вы решили ей заниматься. Уделяйте любимому делу хотя бы немного времени каждый день. Даже сделанные 0,1% от общего объема работы над большой идеей будут держать её перед вашими глазами. Тогда она не растворится в текущих делах и не останется висеть над вами нереализованным облаком идей.

Если вы не планируете своё время, этой задачей займется кто-то другой и распланирует ваше время за вас, поэтому не теряйте свою включённость и вспоминайте свой первый рабочий день, когда вы были уверены, что у вас хватит сил для того, чтобы изменить к лучшему свой отдел/департамент/компанию или даже целый мир.

Навык  #7 – Управлять своей энергией.

Если вам сложно найти ценность в своей работе, тогда проверьте уровень заряда вашей батарейки. Возможно, вы просто устали и дело не в том, что вы занимаетесь не тем. Как это сделать? Посмотрите, как вы проводите выходные. Если вы активны, дело не в заряде, энергия есть и нужно учиться ей управлять. 

Управлять энергией, а не временем. Оказывается, тайм-менеджмент — устаревшая практика. 

4 вида энергии описал Тони Шварц в книге «Жизнь на полной мощности»:

— физическая (сон, спорт, питание).

— эмоциональная (развитие эмоционального интеллекта, осознание и работа со своими эмоциями).

— ментальная (концентрация и осознанность).

— духовная (смыслы и цели работы, жизни).

В наших силах взять их под контроль, чтобы быть в порядке.

Навык #8 –  Быть в порядке.

Как бы поверхностно это ни звучало, «быть в порядке» — это наша собственная ответственность. Не зря в самолетах правило: сначала надеть маску на себя, потом — на ребёнка. Когда мы в порядке, мы со всем можем справиться. Однако мы не видим границ и не знаем, когда надо остановиться. 

Елена Резанова даёт ориентир:

«Однажды мой редактор Марина Васильевна сказала: «Отдыхай до того, как устал». 

Например, если говорить о работе, первые 90 минут рабочего времени — самые продуктивные. Не тратьте их на разговор с коллегами или разбор почты. Назначайте важные встречи и занимайтесь важными делами в это время.

Количество отработанного времени не связано с продуктивностью. Объем работы, который сделан сотрудниками, работавшими 12 и 18 часов, может быть одинаковым. 

Лучше предупредить выгорание, чтобы оно никогда не наступило. Самый простой  и действенный инструмент — пауза. Отдых. Когда в обеденное время вы встаёте из-за рабочего стола и идёте на час есть, отдыхать, прогуливаться, несмотря ни на что. Железобетонно. И когда вы вернётесь с восполненными силами, вы успеете сделать еще больше.

Навык  #9 — Проводить время без гаджетов. 

На своей лекции Андрей Шаронов рассказал про правило единственной встречи. Не отвлекайтесь на уведомления на смартфоне, когда вы общаетесь с человеком. Если во время беседы вы достаете смартфон, смотрите и убираете, то подсознательно даёте повод человеку думать, что он недостоин вашего внимания. Создавайте качество своего окружения, и начните с себя.

Навык #10 – Навыки 4К.

Креативность, коммуникация, командная работа и критическое мышление. Soft skills в период четвёртой промышленной революции имеют большее значение для успеха, чем владение hard skills. 

Навык  #11 – Развивать интуицию и способность делать тонкие срезы.

Мгновенно принятые решения могут оказаться такими же верными, как и решения, принятые после тщательного обдумывания.

В книге Малкольма Гладуэлла «Сила мгновенных решений» приводится пример определения оригинальности античного куроса. Когда специалисты взглянули на него и ощутили «невольное неприятие», интуиция не подвела их. Курос оказался подделкой. За первые две секунды осмотра они узнали о статуе больше, чем команда музея Гетти за четырнадцать месяцев исследований. Как им это удалось? 

Они провели много месяцев, изучая оригинальные скульптуры. Эта информация попала в адаптивное бессознательное. По мере накопления опыта мы становимся профессионалами в наших реакциях и готовы расшифровывать то, что находится по ту сторону наших мгновенных суждений и первых впечатлений.

Часть нашего мозга, которая принимает моментальное решение, называется адаптивным бессознательным и представляет собой нечто вроде гигантского компьютера, который быстро и четко обрабатывает большой объём данных, необходимых для функционирования человеческого существа. 

Можно развить мгновенный тип мышления. Один из способов — актерские упражнения на импровизацию. Хорошие импровизаторы похожи на телепатов: всё у них кажется заранее оговоренным. Это оттого, что они принимают все поступающие предложения – и это то, чего «нормальный» человек никогда не сделает.

Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Ссылки на источники

  1. Эндрю Стеллман и Дженнифер Грин «Постигая agile.  Ценности, принципы, методологии».  Издательство «МИФ», Москва, 2017, 448.
  2. Елена Резанова «Никогда-нибудь». Издательство «МИФ», Москва, 2018, 208. 
  3. Малкольм Гладуэлл «Сила мгновенных решений». Альпина Паблишер, 2018, 312. 
  4. Лекция Андрея Шаронова «Я: 2.0». 
  5. Лоретта Грациано Бройнинг «Гормоны счастья». Издательство «МИФ», Москва, 2016, 320. 
Обложка: Zbigniew Makowski «Che e la monade» | The ING Polish Art Foundation

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Yuri
Yuri
5 лет назад

Я за всеми этими подходами вижу чудовищную механистичность, пусть скажет из 1974-го года Ромен Гари:

«Что действительно потрясает в «ускорении истории», которое мы переживаем, так это то, что умопомрачительная скорость, с которой мир стремится к будущему, сопровождается отсутствием контроля за направлением движения. В этом путешествии вслепую удалось полностью скрыть основной вопрос — о пункте назначения — и заменить его вопросом о материальном удобстве внутри транспортного средства… Лично мне направление очень не нравится. Если говорить откровенно и резко, если говорить на том языке, каким он был изначально и в эпоху крепкого здоровья, я думаю, что мы держим курс на дерьмо, но вот только еще не знаю, в какой компании…»

Куда мы катимся в целом в этом VUCA-мире? Почему деньги всё ещё доступны только в обмен за труд и неравенство распределения благ внутри стран и мира в целом всё невероятнее?

«Восьмичасовой рабочий день — ключевое положение трудового законодательства, реализованное в большинстве развитых стран. Одно из ранних требований движения рабочих. Впервые сформулировано английским предпринимателем Робертом Оуэном в 1817 году в виде слогана». 200 лет прошло, а системы работают по старым схемам, где же тут Change? одни станки заменили на другие, всё больше якобы важных для комфорта вещей, но где в этом большая свобода? иногда кажется, что только глобальный disrupt даст нащупать что-то новое в образовавшемся хаосе.

Весь список в этой статье — иносказательная агитка для выполнения стахановского плана и наступления «светлого будущего». Чего ради? Ни слова о смыслах. Поражает способность неглупых людей концентрироваться только на эффективности, даже если они создают газовую камеру, ядерную бомбу или что-то куда более мрачное, с чем всем нам ещё только предстоит столкнуться.

Зайцева Юлия
Зайцева Юлия
5 лет назад

Юрий, здравствуйте! Спасибо вам за интересные мысли и иную точку зрения, это всегда очень ценно для автора. Признаюсь, в вашем отзыве мне слышится неучастие в реальности, некое опровержение и отстранение от современного мира. Если условия вашей жизни позволяют это сделать, вы не почувствуете в полной мере влияние VUCA, которое я описала в статье.

Анонимно
Анонимно
5 лет назад

интересные размышления

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: