Что такое VUCA-мир и как в нём жить?



Характеризуя состояние современного мира, специалисты из разных областей всё чаще употребляют не совсем понятный термин — VUCA. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), а по сути — констатация того, что у нас почти не осталось никаких ориентиров. Почему Lifelong learning становится глобальным трендом, зачем нам способность не только учиться, но и разучиваться, от каких иллюзий стоит отказаться и какими навыками обзавестись в новом VUCA-мире, разбираемся в нашем материале.

Третья промышленная революция проходит в турбулентном режиме. Всё стремительно меняется. И теперь нас окружает VUCA-мир (англоязычная аббревиатура от слов volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguilty — неоднозначность, двусмысленность).

Что даёт нам это знание? Мы понимаем, какие навыки необходимо наращивать, чтобы найти свое место в капризном VUCA-мире. Неудивительно, что в первую очередь бизнес внимательно слушает, что происходит вокруг, адаптируется и учится, поэтому становится источником инструментов, которые мы перерабатываем для развития себя.

Отказаться от прочных ментальных иллюзий — первый шаг к запуску жизни в новом формате, который подходит для VUCA-мира.

Иллюзия #1 – Стабильная работа.

Елена Резанова, автор книги «Никогда-нибудь», рассказывает про концепцию неопределенности Фрэнка Найта, согласно которой 100% определенности нет вовсе, а то, что мы считаем стабильностью, на самом деле, — первый уровень неопределенности — 50/50. 

Откуда берётся эта иллюзия? Когда нет перемен, нам кажется, что всё стабильно, и мы все контролируем. 

Ничего стабильного нет, всё меняется. И первое, что нам нужно сделать, — признать и принять изменения, которые мы не можем контролировать, зато можем управлять своей реакцией и состоянием. Наша задача — адаптироваться. 

Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов отмечает:

«… Изменения не удел сверхлюдей. Это рутина. Главное – сделать ее приятной». 

Почему изменения нужны? 

Специалисты из разных областей сегодня часто говорят о существовании трёх типов мышления  — run, change и disrupt, — которые дополняют друг друга. Их сочетание помогает достигать целей. Эту абстрактную ментальную модель можно переработать в своеобразную формулу для жизни. 

Так, жизнь в стилистике run знакома всем нам — это рутина: то, что происходит по отработанному графику. Традиции – это тоже «ран». 

Run не будет сбиваться и ржаветь, если в жизнь отлаженного механизма периодически внедрять изменения — change. Это способность проанализировать, что идет не так, желание что-то изменить, перестроить. Порой мы сами не знаем, что именно, но ищем пути развития через эксперименты.

Например, в отношении профессиональной деятельности это могут быть освоение новых компетенций, прохождение курсов, карьерный рост. 

Вламываться в «ран» с «чендж» — в рутину с изменениями — всегда болезненно, потому что мы не любим перемены, но понимаем их необходимость и адаптируемся, потому что механизм run продолжает работать. 

Если вы пропустили все возможности change профессионального и личного роста, тогда спасет только disrupt — полная перезагрузка. Возможно, именно об этом говорят психологи и talent hunter’ы, когда советуют раз в 5 лет менять работу. Это полная перестройка жизни, это период анархии и творчества, поисков и ошибок…

Почему «ран» не может существовать без изменений? И почему вовремя не введенные в «ран» элементы «чендж» приведут к тому, что придётся идти по пути «дизрапт»? 

Сила — в балансе этих элементов, потому что земля вращается, ничто и никто не останавливается, развитие привносится даже в рутинные процессы.

Если что-то идёт не так, проверьте себя: как далека от вас стадия Change? Как давно вы не впускали в свою ноосферу новые знания, навыки, людей?

Когда изменения пронизывают все аспекты вашей жизни — и личной, и профессиональной, — тогда вы учитесь и развиваетесь. В поддержку этого тезиса Андрей Шаронов на своей лекции «Я: 2.0» отметил:

«Если после курсов, лекций и книг ваше поведение не меняется, вы не учитесь. Нельзя отделять получение новых знаний и образование от своей жизни».

Канадский профессор психологии Джордан Питерсон (известен  своими «12 правилами жизни. Противоядие от хаоса») отмечает, что «неучастие в существовании оставляет дыру в полотенце размером с твою душу».

Не стоит отвергать и отрицать события в жизни, какими бы сложными они ни были. Учение сопряжено с болью. Когда ты учишься через боль, часть тебя должна умереть. Жизнь — непрерывный процесс смертей и возрождений. 

Почему нам трудно меняться?

Елена Резанова объясняет неготовность нашей психики к неопределенности и изменениям привычкой к советской концепции карьеры — концепции «эскалатора»: нужно правильно выбрать свой эскалатор, встать на первую ступеньку и спокойно ехать наверх. 

Но потом рынок начал меняться, пришла новая экономика и эскалаторы поехали вниз. И для того, чтобы остаться на той же ступени, нужно было быстро перебирать ногами. 

Но это был первый приход изменений. А дальше — эскалаторов совсем не стало. Размышления о том, что можно всю жизнь проработать в крупной стабильной компании, неактуальны. Любая компания может уйти с рынка или трансформироваться так, что вашей позиции в ней не останется.

Иллюзия #2 – Надо подождать, пока всё успокоится. 

Неопределенность — наша реальность. Не сливайте свою энергию на топтание на месте: сидеть и мечтать, задавать себе заклинивающие вопросы (А нужно ли мне это? А моё ли это?) и доводить до совершенства план смены профессионального курса. Начните с бесплатных вебинаров или курсов по своей специализации. 

Иллюзия #3 – Вирусные мечты.

Мечта о кафе на берегу моря и удаленной работе под пальмой — желание убежать, когда всё достало. Искать себя далеко от места, где вы находитесь, не всегда верно. Решение есть! Проведите тест-драйв своей мечты: возьмите недельный отпуск и проведите его в рамках «новой работы».

Иллюзия #4 – Надо работать только на себя. 

Все несчастные работники несчастливы одинаково: и фрилансеры, и офисные сотрудники, и самостоятельнее предприниматели. Свой бизнес может стать обузой, если он не стал любимой работой. Не сжигайте мосты, продумайте варианты «инкубатор» или «взлётная полоса» и начните тестировать любимое дело без отрыва от работы на компанию. 

Иллюзия #5 – Сначала нужно разобраться со страхами.

Они будут всегда!  

Навык #1  – Быть смелым и отказаться от многозадачности.

Тотальная занятость — современная трусость. Нам страшно заниматься важным — мы боимся что-то испортить или не выполнить. Нам страшно делать любимое занятие своим бизнесом, чтобы не убить к нему интерес. Нам страшно отказаться от run, чтобы не потерять свою важность. 

Навык #2 – Учиться. 

«Образование — элемент личной гигиены», — считает президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов. Это важнейшее направление для того, чтобы не только не потеряться, но и реализоваться в условиях, когда недостаточно выбрать свою нишу, отучиться в институте и устроиться в хорошую компанию. Трудоспособный возраст увеличился, увеличился и возраст образовательный. Lifelong learning становится глобальным трендом. 

Навык #3 – Разучиваться. 

Разучиваться — важнейший навык, на котором Андрей Шаронов делает акцент.

Вы получили новую информацию на лекции, из видео или книги, и она вам нравится, она вас заряжает, но у вас не получается вписать её в свою жизнь. Вы привыкли к другому. Поэтому важно уметь разучиваться — снимать пласт ментальных привычек, который мешает пробиться новой информации от слов к практике.

Навык #4 – Быть гибким.  

Важность этого качества отмечала ещё Маргарет Митчелл в «Унесенных ветром»:

«Мы склоняемся перед неизбежным. Но не как пшеница, а как гречиха! Когда налетает буря, ветер приминает спелую пшеницу, потому что она сухая и не клонится. У спелой же гречихи в стебле есть сок, и она клонится. А как ветер уймется, она снова подымается, такая же прямая и сильная, как прежде». 

Be agile! (пер. с англ. — «будь гибким») – современный перевод цитаты на немногословный лозунг в эпоху третьей промышленной революции, когда всё коротко и понятно.

Это стратегический навык для того, чтобы научиться всему остальному. В новом мире наша задача — не потерять сок, быть гибкими. Agile — про коммуникацию, которая стоит выше бюрократии, жестких планов и навыков, потерявших актуальность. 

Если говорить про бизнес, agile-трансформация знакома крупным компаниям: Google, Microsoft, Spotify, Zappos, Ericsson,   PayPal, Acrolinx, Moody’s, Facebook, Альфа-страхование, Сбербанк, М-Видео, МТС. Она предполагает эффективное и тесное взаимодействие сотрудников разных уровней, плоскую структуру организации. Вместо строгой иерархии и профильных отделов — самообъединяющиеся кросс-функциональные команды, в которых все равны и ориентированы на результат. 

Традиционный подход:

— Встречи и цепочки согласований.

— Долгосрочная стратегия и детальный календарный план.

Agile:

— Быстрое решение проблем в ходе назначаемых по необходимости встреч.

— Постоянная трансформация продукта под меняющиеся нужды потребителя.

Agile любит метафоры и притчи, две из которых переработаны в навыки 4 и 5. 

Навык #5 – Есть слона по кускам.

Дробите большие цели на маленькие, большие дела — на несколько шагов. 

В книге «Гормоны счастья» говорится о том, что выброс гормона счастья и результата дофамина происходит, когда человек доводит до конца дело, причём мозгу, ответственному за наше чувство счастья, неважно, какой сложности и уровня задачу мы решили, он радуется и даёт силу и энергию на следующие дела.

Меняйте деятельность, переключайтесь и давайте себе возможность получать дозы дофамина. 

Навык #6 – Найти вдохновляющую большую цель — Big idea. 

Найти ценность в своей работе — один из навыков, который поможет не терять вдохновения и влюбленности в свою работу и будет защищать от выгорания. 

Для иллюстрации используем притчу о двух строителях. Им задали вопрос, чем они заняты. 

— Кирпичи таскаю, цемент развожу, — ответил первый.

— А я собор строю, — был ответ второго строителя.

Вы устали от своей работы? Тогда самое время вспомнить, почему вы решили ей заниматься. Уделяйте любимому делу хотя бы немного времени каждый день. Даже сделанные 0,1% от общего объема работы над большой идеей будут держать её перед вашими глазами. Тогда она не растворится в текущих делах и не останется висеть над вами нереализованным облаком идей.

Если вы не планируете своё время, этой задачей займется кто-то другой и распланирует ваше время за вас, поэтому не теряйте свою включённость и вспоминайте свой первый рабочий день, когда вы были уверены, что у вас хватит сил для того, чтобы изменить к лучшему свой отдел/департамент/компанию или даже целый мир.

Навык  #7 – Управлять своей энергией.

Если вам сложно найти ценность в своей работе, тогда проверьте уровень заряда вашей батарейки. Возможно, вы просто устали и дело не в том, что вы занимаетесь не тем. Как это сделать? Посмотрите, как вы проводите выходные. Если вы активны, дело не в заряде, энергия есть и нужно учиться ей управлять. 

Управлять энергией, а не временем. Оказывается, тайм-менеджмент — устаревшая практика. 

4 вида энергии описал Тони Шварц в книге «Жизнь на полной мощности»:

— физическая (сон, спорт, питание).

— эмоциональная (развитие эмоционального интеллекта, осознание и работа со своими эмоциями).

— ментальная (концентрация и осознанность).

— духовная (смыслы и цели работы, жизни).

В наших силах взять их под контроль, чтобы быть в порядке.

Навык #8 –  Быть в порядке.

Как бы поверхностно это ни звучало, «быть в порядке» — это наша собственная ответственность. Не зря в самолетах правило: сначала надеть маску на себя, потом — на ребёнка. Когда мы в порядке, мы со всем можем справиться. Однако мы не видим границ и не знаем, когда надо остановиться. 

Елена Резанова даёт ориентир:

«Однажды мой редактор Марина Васильевна сказала: «Отдыхай до того, как устал». 

Например, если говорить о работе, первые 90 минут рабочего времени — самые продуктивные. Не тратьте их на разговор с коллегами или разбор почты. Назначайте важные встречи и занимайтесь важными делами в это время.

Количество отработанного времени не связано с продуктивностью. Объем работы, который сделан сотрудниками, работавшими 12 и 18 часов, может быть одинаковым. 

Лучше предупредить выгорание, чтобы оно никогда не наступило. Самый простой  и действенный инструмент — пауза. Отдых. Когда в обеденное время вы встаёте из-за рабочего стола и идёте на час есть, отдыхать, прогуливаться, несмотря ни на что. Железобетонно. И когда вы вернётесь с восполненными силами, вы успеете сделать еще больше.

Навык  #9 — Проводить время без гаджетов. 

На своей лекции Андрей Шаронов рассказал про правило единственной встречи. Не отвлекайтесь на уведомления на смартфоне, когда вы общаетесь с человеком. Если во время беседы вы достаете смартфон, смотрите и убираете, то подсознательно даёте повод человеку думать, что он недостоин вашего внимания. Создавайте качество своего окружения, и начните с себя.

Навык #10 – Навыки 4К.

Креативность, коммуникация, командная работа и критическое мышление. Soft skills в период четвёртой промышленной революции имеют большее значение для успеха, чем владение hard skills. 

Навык  #11 – Развивать интуицию и способность делать тонкие срезы.

Мгновенно принятые решения могут оказаться такими же верными, как и решения, принятые после тщательного обдумывания.

В книге Малкольма Гладуэлла «Сила мгновенных решений» приводится пример определения оригинальности античного куроса. Когда специалисты взглянули на него и ощутили «невольное неприятие», интуиция не подвела их. Курос оказался подделкой. За первые две секунды осмотра они узнали о статуе больше, чем команда музея Гетти за четырнадцать месяцев исследований. Как им это удалось? 

Они провели много месяцев, изучая оригинальные скульптуры. Эта информация попала в адаптивное бессознательное. По мере накопления опыта мы становимся профессионалами в наших реакциях и готовы расшифровывать то, что находится по ту сторону наших мгновенных суждений и первых впечатлений.

Часть нашего мозга, которая принимает моментальное решение, называется адаптивным бессознательным и представляет собой нечто вроде гигантского компьютера, который быстро и четко обрабатывает большой объём данных, необходимых для функционирования человеческого существа. 

Можно развить мгновенный тип мышления. Один из способов — актерские упражнения на импровизацию. Хорошие импровизаторы похожи на телепатов: всё у них кажется заранее оговоренным. Это оттого, что они принимают все поступающие предложения – и это то, чего «нормальный» человек никогда не сделает.

Ссылки на источники

  1. Эндрю Стеллман и Дженнифер Грин «Постигая agile.  Ценности, принципы, методологии».  Издательство «МИФ», Москва, 2017, 448.
  2. Елена Резанова «Никогда-нибудь». Издательство «МИФ», Москва, 2018, 208. 
  3. Малкольм Гладуэлл «Сила мгновенных решений». Альпина Паблишер, 2018, 312. 
  4. Лекция Андрея Шаронова «Я: 2.0». 
  5. Лоретта Грациано Бройнинг «Гормоны счастья». Издательство «МИФ», Москва, 2016, 320. 
Обложка: Zbigniew Makowski «Che e la monade» | The ING Polish Art Foundation

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

9 комментариев

  1. Я за всеми этими подходами вижу чудовищную механистичность, пусть скажет из 1974-го года Ромен Гари:

    «Что действительно потрясает в «ускорении истории», которое мы переживаем, так это то, что умопомрачительная скорость, с которой мир стремится к будущему, сопровождается отсутствием контроля за направлением движения. В этом путешествии вслепую удалось полностью скрыть основной вопрос — о пункте назначения — и заменить его вопросом о материальном удобстве внутри транспортного средства… Лично мне направление очень не нравится. Если говорить откровенно и резко, если говорить на том языке, каким он был изначально и в эпоху крепкого здоровья, я думаю, что мы держим курс на дерьмо, но вот только еще не знаю, в какой компании…»

    Куда мы катимся в целом в этом VUCA-мире? Почему деньги всё ещё доступны только в обмен за труд и неравенство распределения благ внутри стран и мира в целом всё невероятнее?

    «Восьмичасовой рабочий день — ключевое положение трудового законодательства, реализованное в большинстве развитых стран. Одно из ранних требований движения рабочих. Впервые сформулировано английским предпринимателем Робертом Оуэном в 1817 году в виде слогана». 200 лет прошло, а системы работают по старым схемам, где же тут Change? одни станки заменили на другие, всё больше якобы важных для комфорта вещей, но где в этом большая свобода? иногда кажется, что только глобальный disrupt даст нащупать что-то новое в образовавшемся хаосе.

    Весь список в этой статье — иносказательная агитка для выполнения стахановского плана и наступления «светлого будущего». Чего ради? Ни слова о смыслах. Поражает способность неглупых людей концентрироваться только на эффективности, даже если они создают газовую камеру, ядерную бомбу или что-то куда более мрачное, с чем всем нам ещё только предстоит столкнуться.

  2. Юрий, здравствуйте! Спасибо вам за интересные мысли и иную точку зрения, это всегда очень ценно для автора. Признаюсь, в вашем отзыве мне слышится неучастие в реальности, некое опровержение и отстранение от современного мира. Если условия вашей жизни позволяют это сделать, вы не почувствуете в полной мере влияние VUCA, которое я описала в статье.

  3. интересные размышления

  4. Сколково…

  5. Открыл для себя новую — полезную информацию. Спасибо!

  6. Yuri прав на сто процентов. Этот текст — манифест участия в крысиных бегах. На самом деле, «адаптироваться к изменениям» — это и есть плыть по течению. Есть ведь и другая позиция: «Не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!»

  7. Предлагаемые методы и инструменты для жизни и деятельности в современном мире пожалуй актуальны.А дальше посмотрим во что это выльется.

  8. Предлагаемые методы и инструменты для жизни и деятельности в современном мире пожалуй актуальны.А дальше посмотрим во что это выльется. Это мой комментарий!

  9. Вообщем всем надеть цаки и радоваться…. Ку!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: