Искусство абсурда: почему мозг любит все непонятное

Профессор когнитивных наук Карлтонского университета Джим Дэвис о том, почему наш мозг любит все необычное и непонятное, а шаблоны в искусстве и жизни быстро наскучивают, какие эволюционные механизмы привели к этому и почему именно люди с высокой «открытостью к опыту» ценят искусство абсурда — с большим количеством странностей, диссонансов и несоответствий.

Некоторые виды искусства имеют глубокий смысл. Если мы посмотрим на картину или фотографию с великолепным видом, его красота будет ощущаться человеком, как натуральная. Причина этого заключается в том, что пейзажи, которые люди, как правило, любят, соответствуют видам мест, которые использовались нашими предками для разбивки своих лагерей (1): возвышенные, с видом на воду, дикую природу и разнообразную флору, особенно цветы и фруктовые деревья.

Но есть много менее простых известных произведений искусства, которые также приносят нам удовольствие. Музыка, например, может создавать шаблоны, к которым затем добавляется что-то необычное, например, «блюзовая нота» в джазе, что закрепляется как норма позже. Многое из того, что делает музыку приятной, связано с созданием и разрешением напряженности. В детективных историях путаница случившегося окончательно разрешается в конце, когда обнаруживается убийца, и все непонятные сюжетные линии разрешаются. Так же пишутся научные статьи: они начинаются с тайны, а к концу работы предлагают потенциальное решение.

В поэтических строчках часто смысл преднамеренно затемняется (2) и исследования показывают, что это работает — разные читатели поэзии могут иметь совершенно разные интерпретации (3) одного и того же стихотворения, часто основанные на личных ассоциациях (4) из их собственных жизней. Неудивительно, что люди находят для себя убедительные смыслы, имеющие отношение к их собственным жизням, которые они сами же генерируют. Подобный эффект возникает и при интерпретации священных текстов.


Читайте также Мозг и искусство: почему созерцание прекрасного делает нас счастливее


Но есть примеры очень абсурдных, казалось бы, бессмысленных произведений искусства, которые пользуются непреходящей популярностью. Именно они относятся к «Абсурдизму», искусство которого не дает логичных решений для разного рода запутанностей, и мало шансов на то, что публика когда-нибудь сможет их разрешить. Только с помощью геракловых усилий мы можем придумывать собственные своеобразные интерпретации, но часто без всякой уверенности, что их толкование может быть единственно правильным. В литературе абсурдизма тот факт, что его невозможно понять, — это краеугольный камень (5), передающий сообщение о бессмысленности жизни.

Изредка выпускаются полнометражные абсурдистские фильмы, такие как «Кремастер» Мэтью Барни, но гораздо чаще наиболее абсурдные пьесы довольно коротки, так как людям просто не хватает запаса внимания, чтобы смотреть часы непонятного контента. Я помню, когда я руководил театральной компанией в Атланте, большинство пьес были логичными историями, с участием целеустремленных героев, конфликтом, кульминаций и развязкой. Но когда появились 11-минутные постановки, все сумасшедшие вещи полезли наружу. Мы можем видеть это в большем масштабе на примере музыкальных видео. С таким коротким временным интервалом режиссеры могут создавать нечто намного более дикое.


По теме От Софокла до Лема: философия абсурда в художественной литературе


Этот диапазон смысла в искусстве имеет соответствующие области нейронной обработки. Оказывается, вещи, которые приносят нам удовольствие, находятся в приятной точке между узнаваемыми паттернами и несоответствиями. Слишком много чего-то одного из них для нас просто скучно. Слишком много шаблонных решений, и мы чувствуем, что нам больше нечего от них получить, слишком много необычного, и мы теряем надежду найти лежащий в основе этого паттерн.

Похоже, в мозге поиск и нахождение паттернов связаны с системой удовольствия (активацией опиоидных рецепторов), а стремление понять несоответствие происходит от активации мотивации и управляющей системы (дофаминергической). Желание иметь дело с явлениями, которые мы не понимаем, проистекает из эволюционной необходимости, согласно которой мы должны искать и изучать новые вещи о мире, а не разбираться во всем сразу же после рождения. Именно этот механизм и создал когда-то мозг, нацеленный на обучение.

Несмотря на то, что мы все любопытные существа, мы отличаемся друг от друга тем, насколько нам нравятся несоответствия — люди с высокой «открытостью к опыту», одним из так называемых «больших пяти личностных качеств», склонны предпочитать искусство с большим количеством странностей, диссонансов и несоответствий.

Наше врожденное ненасытное любопытство, стремление искать то, что мы не понимаем, и даже бороться с ним, объясняет привлекательность абсурда: от кукольных представлений до пьес Эжена Ионеско. Любовь к абсурду, которая сочетается с нашим желанием понять все, помогает охарактеризовать и то, кем мы являемся.

Ссылки на исследования

1. Orians, G.H. An ecological and evolutionary approach to landscape aesthetics. In Penning-Rowsell, E.C. & Lowenthal, D. (Eds.), Landscape Meanings and Values Allen and Unwin, Sydney, Australia (1986).

2. Dissanayake, E. Homo Aestheticus: Where Art Comes From and Why University of Washington Press, Seattle (1995).

3. Richards, I.A. Variant Readings and Misreading Technology Press of Massachusetts Institute of Technology (1960).

4. Rosenblatt, L.M. The Reader, the Text, the Poem: The Transactional Theory of the Literary Work Southern Illinois University Press, Carbondale, IL (1978).

5. Cornwell, N. The Absurd in Literature Manchester University Press, New York, NY (2006).

По материалам: How Absurd Do You Like Your Art?/ Nautil.us.

Обложка: Иероним Босх «Сад земных наслаждений» (фрагмент левой створки).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

2 комментария

  1. Скучно. Я ждал хорошего удара старого доброго абсурда.

  2. Главная проблема, что каждый человек очень мало знает о своем сознании. И мало знает, как достичь его глубин. Бывают только спорадические погружения. Вот это пребывание почти постоянно сознающего ума на своей поверхности и лишь изредка погружения в глубины вызывает вот тот самый «абсурд» и тягу к «абсурду». Вот эта дуальность вызывает это. Двойственность. Когда в сознании раскрыто постоянное осознание глубины наряду с поверхностью, все ваши абсурдистские искусства становятся детским лепетом и детской бесполезной вознёй. Не нужно этим искусства приписывать слишком много значения и добродетелей

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: