Родитель, Ребенок, Взрослый: как нащупать границу между эго-состояниями


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.


Каково это, быть Взрослым? Публикуем фрагмент книги «Рожденные побеждать» Мюриэла Джеймса и Дороти Джонгворд, в котором авторы рассказывают, чем, с позиции транзактного анализа, отличаются эго-состояния Родителя, Ребёнка и Взрослого и как последнее помогает нам регулировать два других.

Книга Мюриэла Джеймса и Дороти Джонгворд «Рожденные побеждать» (изд. «МИФ») — попытка интерпретации и доступного объяснения, как можно использовать в повседневной жизни концепцию и техники двух психотерапевтических подходов: транзактного анализ (ТА) Эрика Берна и гештальттерапии Фрица Перлза. 

Как отмечает автор, оба подхода подразумевают развитие осознанности, личной ответственности и аутентичности и направлены на выявление фрагментированных частей личности для их последующей интеграции. При этом транзактный анализ предлагает в первую очередь рациональный метод анализа и понимания поведения, а гештальттерапия — практический метод работы с конфликтующими частями личности. 

Человек, не осознающий свои чувства и поступки, многим обделен. Ему не хватает глубинной опоры; он мечется между конфликтующими внутренними силами. Такой человек не цельный, в нем живут разрозненные части «я», не взаимодействующие друг с другом: интеллект, эмоции, творческое начало, телесные ощущения, особенности поведения. Начиная осознавать их и делая шаг навстречу их интеграции в единое целое, человек многое приобретает (Мюриэл Джексон).

Интеграция личности, которая является ядром и главной целью этих двух подходов, помогает перейти от зависимости к самодостаточности, от авторитарной внешней опоры к аутентичной внутренней. Согласно Перлзу, человек, отказывающийся полагаться на внутреннюю опору и опирающийся на внешние атрибуты (престижная работа, дипломы, наличие счета в банке), — невротик.

Я называю невротиком любого, кто использует свой потенциал для манипуляций окружающими, а не своего внутреннего роста. Такие люди пытаются захватить контроль, могут обезуметь от власти и используют друзей и родственников в сферах, где сами чувствуют себя беспомощными. Они делают это, поскольку не способны вынести напряжение и фрустрации, сопровождающие взросление. Их пугает сама мысль о риске: это слишком опасно (Фредерик Перлз).

В транзактном анализе части личности — или состояния эго, которые Берн  определяет как «устойчивые паттерны эмоций и переживаний, напрямую связанные с соответствующим устойчивым паттерном поведения» — называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В эго-состоянии Родителя мы повторяем действия, мысли и эмоции своих родителей; в эго-состоянии Взрослого — исходим из обстоятельств реальности, оперируем фактами и делаем объективную оценку ситуации; в эго-состоянии Ребенка мы ведем и чувствуем себя, как в детстве, со всеми позитивными и негативными последствиями.

У каждого из нас есть все три эго-состояния, и у каждого эго-состояний своя программа. Некоторые люди чаще реагируют из одного эго-состояния и реже — из других. В жизни критичное и призывающее к долгу поведение обычно исходит от Родителя, взрослый стремится решить проблему, а ребенок радуется и играет либо — в негативном варианте — манипулирует окружающими и увиливает от ответственности.

Кроме структурного анализа, который предполагает рассмотрение личности с позиции динамики эго-состояний и сопутствующих им ощущений, эмоций, мыслей и искажений, ТА как подход включает анализ транзакций (поступков и высказываний людей в ходе взаимодействия), игровой анализ скрытых взаимодействий, приводящих к определенному предсказуемому итогу и сценарный анализ специфических жизненных сценариев, которые человек компульсивно воспроизводит раз за разом. Мюриэла Джеймса и Дороти Джонгворд подробно разбирают все эти методы анализа и предлагают читателям с помощью техник, взятых в гештальттерапии, увидеть и трансформировать свои эго-состояния, сценарии и привычные игры.

Мы выбрали главу, в которой авторы рассказывают об эго-состоянии Взрослого и о том, что помогает человеку в этой позиции различать реальность и её искажения, исходящие из эго-состояний Родителя и Ребёнка, в чем опасность слишком слабых и, наоборот, непроницаемых границ эго-состояний и как «застревание» в одном эго-состоянии обедняет наш опыт. 


Читайте также: Как вернуться к подлинности? «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна


Эго-состояние Взрослого

Расширившись до новой идеи, человеческий ум уже никогда не вернется к прежним размерам.

Оливер Уэнделл Холмс, американский юрист

Люди часто не в состоянии выбраться из неприятной ситуации, причиняющей им страдания. Им кажется, что они «в ловушке» и «застряли» на той или иной работе, в том или ином окружении, в браке, семье, в тисках определенного образа жизни. Они не видят альтернатив: им не приходит в голову найти новую работу или улучшить ту, что есть, переехать и сменить окружение, преобразить паттерны общения в браке, разорвать отношения, применить более эффективные методы воспитания детей. Их восприятие ограничивается проблемой, а не возможными решениями или даже очевидным выходом. Они применяют один узкий подход, повторяя его снова и снова, хотя он очевидно ничего не решает и не меняет ситуацию.

Электрическая ловушка

Порой нежелание и отказ проанализировать текущую ситуацию приводят к тому, что люди начинают избегать очевидного — диагноза, решения, выхода и т. д. Берн называет это электрической ловушкой. В таком состоянии люди летят на свет, как мотыльки на электрическую ловушку, и компульсивно «бьются» об одну и ту же ситуацию, как козел ударяет головой в каменную стену, желая попасть на ту сторону, но не понимая, что есть иные способы перебраться туда. Так и человеку кажется, что, если он будет биться сильнее, удастся разрушить барьер и получить желаемое.

Вот типичные фразы человека, попавшего в электрическую ловушку.

«Я из кожи вон лезу, а ничего не получается». «Каждый день я словно бьюсь головой о кирпичную стену».

«Я много лет пытаюсь, а результата все нет». «Сто раз повторяешь одно и то же, и как о стенку горох».

Избежать ловушки поможет укрепление эго-состояния Взрослого. Человек начинает понимать, что не обязательно все время биться головой о стену. Он учится объективно смотреть на ситуацию, поскольку Взрослый умеет проверять факты, искать альтернативные решения, оценивать последствия и делать выбор.

Эго-состояние Взрослого

Внутренний Взрослый живет в каждом, и данную ему способность к анализу не в состоянии применить разве что человек с тяжелыми повреждениями мозга. Структурный анализ не рассматривает предмет частых споров — что такое зрелость и незрелость. Незрелостью в структурном анализе называется привычное и неуместное детское поведение.

Эго-состояние Взрослого может привлекаться для логических рассуждений, обработки стимулов, сбора технической информации и ее сохранения на будущее. Оно также обеспечивает самостоятельное выживание и селективное реагирование на ситуации. Вот что пишет об этом эгосостоянии Берн.

Независимый набор чувств, восприятий и поведенческих паттернов, приспособленных к текущей реальности и не подверженных влиянию Родительских предрассудков и архаичного Детского восприятия… Эго-состояние Взрослого обеспечивает выживание. <…> Его главная задача — преобразование стимулов в информацию и ее обработка и хранение с учетом предыдущего опыта <…>. Основная мотивация к действию — автономный сбор и обработка данных и оценка вероятностей <…>. Организованный, умный, способный к адаптации, Взрослый находится в объективных отношениях с внешней средой, формирующихся на основе самостоятельной проверки фактов.

Проверка фактов — процесс различения реальности и вымысла. Факты отделяются от фантазий, традиций, мнений и архаичных эмоций. Он включает восприятие и оценку ситуации и сверку текущих данных с прошлыми знаниями и опытом. Проверка фактов помогает найти альтернативные решения проблем.

Человек, который видит несколько выходов из ситуации, способен оценить вероятные последствия каждого пути. Проверка фактов и оценка вероятностей помогают Взрослому минимизировать риск неудачи, избежать сожалений и повысить шансы на успех.

Человек, которому не нравится его работа, но запрограммированный «не бросать дело, что бы ни случилось», может проверить ценность этой установки и решить, уместна ли она в его текущей жизненной ситуации. Если он решит, что оставаться на нелюбимой работе не стоит, можно изучить альтернативные варианты в зависимости от своих способностей, талантов, интересов, наличия вакансий и т. д. Можно посетить консультанта по профориентации, пройти тестирование на соответствие той или иной профессии, ходить на собеседования, изучать объявления, читать и искать материалы о трудоустройстве. Все это — часть процесса сбора данных.

Человек в поисках работы может задуматься, чего на самом деле от нее хочет: стабильности, гибкого графика, компенсации расходов, командировок, регулярного распорядка, возможности применить свой интеллект, пообщаться с людьми и т. д. Далее он должен решить, что для него важнее и чем можно при необходимости поступиться. Выбрать доступные варианты, оценить последствия и разработать план действий с расчетом на максимально удовлетворительный результат.

Критерием того, что вы действуете из эго-состояния Взрослого, становится не правильность принятых решений, а процесс сверки фактов и оценки вероятностей, на основе которых они принимаются. Если коротко (как утверждает Берн), Взрослый «включается», когда вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и непредвзято излагаете доводы, описываете свое восприятие проблем и выводы.

При этом качество решений зависит от информированности Взрослого и от того, насколько хорошо ему удается «просеять» и использовать данные, полученные от Родителя и Ребенка. Однако решения не всегда правильные, даже если основаны на голых фактах. Людям часто приходится принимать их на основе неполных данных, и тогда высока вероятность прийти к неверному заключению.

Так, старушка может посмотреть налево и направо на переходе, но не заметить грузовик, который едет с превышением скорости.

Молодой человек может взвесить все факты, прежде чем согласиться на новую работу, но позже выяснить, что капризная скучающая жена руководителя влияет на все процессы в компании.

Ученый может годами работать над проектом и потерпеть неудачу из-за одного недостающего элемента.

Некоторые могут быть хорошо осведомлены в одной сфере и хуже — в других. Так, опытный банкир может оказаться полным профаном в межличностных отношениях. Превосходная домохозяйка не сможет поучаствовать в обсуждении турбинных двигателей. Механик, знаток своего дела, не способен диагностировать детскую болезнь.

Границы эго-состояния

Человек может испытать ощущение истинного «я» в любом эго-состоянии: все зависит от того, где сейчас сосредоточена его психическая энергия. Когда ощущение истинного «я» возникает в том или ином эго-состоянии, другие могут быть не активны. Но они никуда не исчезают и могут пробудиться в любой момент, как отмечает Эрик Берн.

Когда человек испытывает гнев в эго-состоянии Родителя, он чувствует «это я», хотя лишь временно пребывает в этом эго-состоянии. Когда он объективно проверяет счета клиента, он снова чувствует: «Это я сейчас складываю цифры». Когда он дуется как маленький мальчик, которым когда-то был, он чувствует: «Это я дуюсь». В этих примерах свободная энергия, из-за которой и возникает переживание «истинного я», сконцентрирована в эго-состояниях Родителя, Взрослого и Ребенка.

Полезно представить, что у каждого эго-состояния есть границы. Берн предлагает воспринимать их как полупроницаемые мембраны, через которые психическая энергия может перемещаться из одного эго-состояния в другое.

Границы эго-состояний должны быть полупроницаемыми, иначе энергия «застрянет» в одном из них и не сможет спонтанно перемещаться со сменой ситуации.

У высокоэффективных людей энергия перемещается довольно быстро; у других еле-еле. С людьми первого типа всегда интересно, они заражают энергией; вторым трудно угнаться за миром, где все стремительно меняется. Люди второго типа с трудом разгоняются, медленно начинают и прекращают любые действия, в том числе мыслительную активность. Это нередко раздражает, хотя человек при этом может демонстрировать превосходные результаты.

Физиология границ эго-состояний не до конца изучена, но на их существование указывает наличие определенных «дефектов» поведения. Так, некоторые люди всегда ведут себя непредсказуемо; другие настолько предсказуемы, что кажутся скучными. Кто-то взрывается при малейшей провокации и не переносит даже слабый стресс, а чье-то мышление искажено предрассудками и заблуждениями. Эти расстройства вызваны слишком слабыми или непроницаемыми границами эго-состояний, их наслоением и наличием болезненных точек.

Слабые границы эго-состояний

Английский писатель Викторианской эпохи Сэмюэл Батлер отмечал:

Открытое восприятие — это отчасти прекрасно, но оно не должно быть открытым настолько, чтобы привечать всех и вся. Иногда умение закрывать двери восприятия полезно: нельзя позволять сквознякам летать туда-сюда.

Человек со слабыми границами не закрывает «двери» между эго-состояниями; ему не хватает четкости самовосприятия, а его поведение часто непредсказуемо. Энергия личности постоянно «летает» между ними как сквозняк, реагируя на малейшие стимулы. Таким людям сложно функционировать в реальном мире; им нужна помощь специалиста.

Вот как описывали товарищи по групповой терапии женщину с подобной проблемой: «Невозможно предсказать, что у нее на уме и что она сделает через минуту». Размытые границы эго-состояний представлены на рис. 9.1.

Эго-состояние взрослого в транзактном анализе

Эго-состояние Взрослого у таких людей почти не контролирует иные эго-состояния, поскольку они ведут себя иначе, чем те, чья энергия быстро перемещается между эго-состояниями, однако Взрослый всегда активен. Во втором случае человек может вести себя рационально. В первом его поведение непредсказуемо и часто иррационально.

Непроницаемые границы эго-состояний

Непроницаемые границы эго-состояний препятствуют свободному течению психической энергии. Будто толстые стены удерживают энергию внутри одного эго-состояния, исключая проявления двух других. Этот феномен называется эксклюзией. Поведение людей с подобной проблемой кажется ригидным, поскольку они реагируют на стимулы только из одного эго-состояния. Человек всегда проявляется как Родитель, Взрослый или Ребенок (Вариант этой проблемы — человек, у которого одно эго-состояние всегда отключено. Иногда — например, если Родитель начисто лишен положительных качеств, — это даже хорошо. Человек может заместить Родителя Взрослым и поместить внутреннего Ребенка под опеку Взрослого или пройти репарентинг. — Прим. авт.).

Границы эго-состояний

«Застревание» в эго-состоянии Родителя или Ребенка совсем без участия Взрослого свидетельствует о серьезных психических проблемах. Если человек не ощущает связь с текущей реальностью и не сверяет факты здесь и сейчас, дело плохо.

Человек с выключенным Ребенком и Родителем, использующий только Взрослого, напоминает робота, лишенного эмоций и эмпатии. Берн описывает такую схему личности как человека, лишенного свойственных здоровому ребенку обаяния, спонтанности и веселья, неспособного на праведный гнев, толкающий занять ту или иную сторону, как здоровый родитель. Ригидное реагирование из одного эго-состояния — серьезное отклонение личности, требующее вмешательства специалиста.

У некоторых людей наблюдается проблема, схожая с эксклюзией, но менее серьезная. Они отдают предпочтение одному эго-состоянию, однако другие два исключены не полностью. В следующих примерах описана менее серьезная проблема с непроницаемостью границ, которую мы назвали Постоянным Родителем, Постоянным Взрослым и Постоянным Ребенком.

Постоянный родитель

Человек, действующий преимущественно из эго-состояния Родителя, часто относится к окружающим как к детям, даже если это его деловые партнеры. Подобное поведение свойственно, например, секретарше, которая берет на себя роль «мамочки» в офисе и обо всех заботится, или руководителю корпорации, который пытается влиять на личную жизнь сотрудников, не поддается рациональным уговорам и лишен чувства юмора. Осознанно или нет, но Постоянный Родитель «коллекционирует» людей, которым нравится быть зависимыми и подчиняться, и устраивает ролевые игры с теми, кто застрял в роли Постоянного Ребенка (эти двое идеально дополняют друг друга).

Бывают Постоянные Родители, отличающиеся трудолюбием и обостренным чувством долга. Им свойственны предвзятость, критичность, склонность к морализаторству. Они никогда не смеются и не плачут, подавляя проявления Ребенка, и объективная рациональность Взрослого им тоже не свойственна. Постоянный Родитель знает ответы на все вопросы, манипулирует окружающими из позиции «вожака», доминирует, властвует и «давит» авторитетом.

Подобный доминирующий тип людей притягивает определенный род занятий, дающий власть над окружающими. Они становятся руководителями компаний, домохозяйками, высшими чинами в церкви или директорами школ, политиками, военными и даже диктаторами. Так они реализуют потребность осуществлять «родительский контроль» над окружающими. Многие компании с многомиллионными прибылями создавались именно такими сильными и целеустремленными людьми, чьи отношения с сотрудниками складывались по типу «послушный Ребенок — авторитарный Родитель».

Второй тип Постоянного Родителя — заботливый опекун или спасатель, который играет роль «доброго» диктатора или святого, посвятившего себя помощи окружающим. Вот типичные фразы, которые можно услышать от такого Постоянного Родителя.

Всегда доступный: «Звони в любое время».

Вечно жертвующий собой: «Мне ничего не нужно. Возьми лучше ты».

Вечный спасатель: «Не волнуйся. Я всегда помогу».

Постоянного Родителя второго типа тянет в помогающие профессии, где он может достичь больших высот. Однако он не дает людям проявить самостоятельность, потакает своей тяге к опекунству и тем самым причиняет больше вреда, чем пользы.

Постоянный взрослый

Человек, постоянно действующий из эго-состояния Взрослого, всегда объективен и неэмоционален. Его заботят факты и обработка данных. Со стороны он может казаться лишенным чувств и эмпатии. Он не реагирует, если кто-то жалуется на головную боль, с ним скучно на вечеринках.

Люди, застрявшие в эго-состоянии Взрослого, ищут работу, связанную с предметами, и избегают профессий, требующих общения. Они могут выбрать специальность, где ценится абстрактный, а не эмоциональный интеллект. Такие люди становятся бухгалтерами, программистами, инженерами, химиками, физиками, математиками.

Руководители из Постоянных Взрослых получаются так себе. Без качеств заботливого Родителя и игривого Ребенка отношения с людьми становятся слишком нейтральными. Подчиненные могут чувствовать себя несчастными, ведь от Постоянного Взрослого не дождешься позитивных поглаживаний. Рабочая среда часто страдает, если никто не берет на себя функции заботливого Родителя. Так, Постоянный Взрослый, работающий врачом, может ставить правильные диагнозы, однако его пациенты будут жаловаться на отсутствие понимания, холодность, безразличие и незаинтересованность. Сравните эмоциональное состояние пациента на операционном столе, если врач заботливо скажет: «Не волнуйтесь. Вы в надежных руках» — или холодно произнесет: «Шансы выжить — пятьдесят на пятьдесят».

Постоянный ребенок

Человек, действующий преимущественно из эго-состояния Ребенка, — вечный малыш, который, совсем как Питер Пэн, не хочет взрослеть. Застрявшие в состоянии Ребенка не желают самостоятельно думать, решать и брать на себя ответственность за свое поведение. Они могут совсем не проявлять сознательность в отношениях с окружающими и привязываться к тем, кто будет о них заботиться. Постоянный Ребенок, который хочет, чтобы его содержали, пестовали, наказывали, вознаграждали и хвалили, скорее всего, будет искать в спутники Постоянного Родителя.

Такие люди часто становятся успешными актерами и спортсменами. Но без участия Взрослого Постоянный Ребенок может импульсивно потратить даже большой гонорар. Такие люди часто сидят без денег. Им также нравится рутинная деятельность, не требующая принятия решений, например работа на конвейере.

Заражения эго-состояния Взрослого

Ясное мышление Взрослого часто подвергается заражению: вмешательствам Родителя или Ребенка в пределы эго-состояния Взрослого. Так происходит, когда Взрослый принимает как факт некоторые необоснованные убеждения Родителя или искаженное восприятие Ребенка, рационализирует и оправдывает их. Заражения тоже относятся к проблемам нарушения границ между эго-состояниями и представлены на рис. 9.3.

Эго-состояние взрослого (Взрослый в транзактном анализе

Заражение со стороны Родителя

В крайних случаях принимает форму галлюцинаций, в том числе сенсорных, когда то, чего нет на самом деле, кажется вполне реальным. Если человек видит несуществующее или слышит обвиняющие и приказные голоса («Ты чудовище»; «Убей этих ублюдков, они не заслуживают жизни»), речь о галлюцинациях.

В менее экстремальных случаях Родительские заражения проявляются в предрассудках. Человек упрямо придерживается мнения, не подтвержденного объективными данными. Родительские фигуры часто передают свои предрассудки детям так убежденно, что те кажутся объективными фактами. Если человек верит мнению внутреннего Родителя, не проверяя его, речь идет о заражении эго-состояния Взрослого.

Сэмюэл Батлер отмечал:

Разница между убеждением и предрассудком в том, что человек высказывает убеждение, не испытывая гнева.

Родительские заражения нередко «заряжены» сильными эмоциями и связаны с определенными темами (еда, религия, политика, классовая рознь, расовые предрассудки, секс).

Одна женщина страдала заражением эго-состояния Взрослого, связанного с ролью женщины в обществе. Как и ее мать, Хелен считала, что дети работающих матерей вырастают во всем хуже детей домохозяек. Когда с ее мнением не согласились, она решила провести исследование среди семей из пригорода, чтобы доказать свою правоту. Она опросила работающих и неработающих матерей, а потом с разрешения родителей — еще и учителей. Ее интересовала успеваемость детей, степень их самостоятельности и эмоциональной стабильности.

Она свела данные в таблицу, и выяснилось, что дети работающих матерей даже превосходят ровесников по этим качествам, хотя и незначительно. Но Хелен не поверила своим же изысканиям. Она рассудила: «Учителя наверняка солгали, потому что они сами — работающие матери и не хотели выставить себя в неприглядном свете».

Предрассудки обычно преподносятся как факты.

Черным нельзя доверять. Белым нельзя доверять. Мужчинам нельзя доверять. Женщинам нельзя доверять.

Республиканцам нельзя доверять. Демократам нельзя доверять.

Детям нельзя доверять. Людям старше тридцати нельзя доверять.

Иногда с предрассудками соглашается многочисленная группа населения. Например, городские жители могут быть уверены, что самые прочные дома строятся из кирпича, хотя город стоит на разломе плиты и может пострадать от землетрясения.

Заражения часто проникают даже в законы общественного устройства. Например, в Техасе до недавнего времени действовал закон, согласно которому убийству жены за супружескую измену приписывались смягчающие обстоятельства. Однако если жена убивала мужа в аналогичной ситуации, ей это засчитывалось как убийство первой степени. Аналогичными доводами, видимо, руководствовался законодатель из Вайоминга: в 1969 г. он предложил предоставить право голоса всем молодым людям с 19 лет, кроме парней с длинными волосами. «Кто хочет пользоваться гражданскими правами, пусть и выглядит как приличный гражданин», — рассудил он.

Заражение со стороны Ребенка

Сильное заражение со стороны Ребенка часто становится результатом мании. Довольно распространенный пример — мания величия. В крайнем ее проявлении человек всерьез считает себя спасителем или властителем мира. Другой частый случай — мания преследования (человеку кажется, что его хотят отравить, за ним следят и против него строят заговор).

Менее экстремальные формы заражения эго-состояния Взрослого со стороны Ребенка — искаженное восприятие реальности. Такой человек, например, может всерьез говорить следующее, веря в это.

Весь мир мне обязан.

Все обсуждают меня за моей спиной.

Никто меня не любит / не хочет / не простит или наоборот: все меня любят.

Когда-нибудь меня кто-нибудь спасет.

Если женщина верит, что однажды явится принц и спасет ее, она может прозябать на низкооплачиваемой работе, как Золушка. Она считает, что замужество решит все ее проблемы, и тянет время в ожидании принца (Этой женщине достаточно изменить убеждение на «Возможно, я никогда не выйду замуж»; тогда она увидит заражение и пересмотрит свои взгляды на образование, карьеру, жизненные условия и весь жизненный сценарий. — Прим. авт.).

Подобные искажения возникают у детей по-разному. Кого-то этому учат; другие сами их придумывают. Так, мальчику может сниться кошмар, что у него под кроватью прячется монстр и хочет его съесть. Мама заходит в комнату и «ругает» монстра: «Не смей есть моего малыша! А ну вылезай из-под кровати!» Так она подкрепляет искажение. Если же она говорит: «Я заглянула под кровать; там нет монстров. Тебе, наверно, просто приснился кошмар», она тем самым помогает сыну отделить реальность от вымысла и порождений его воображения, сообщая ему точную информацию, но при этом не обесценивая его («Ты все выдумал!»).

Двойное заражение возникает, когда предрассудки Родителя и мании Ребенка захлестывают эго-состояние Взрослого с двух сторон и наслаиваются друг на друга. В таком случае Взрослый не замечает фактов, а пытается рационализировать заражения. Если искажения убрать, восприятие реальности прояснится.

Когда границы между эго-состояниями восстанавливаются, человек начинает осознавать своих внутренних Родителя и Ребенка, не поддаваясь их воздействию. Вот как описывает этот процесс один клиент:

«Раньше я почему-то был уверен, что никогда не смогу никому понравиться. Теперь я понимаю, что так я чувствовал себя в детстве. Я вижу, что нравлюсь не всем, но есть люди, которые испытывают ко мне симпатию».

Эксперименты и упражнения: «Анализ проекций»

Окружающие часто служат нам зеркалом. Смотришь на другого, а видишь себя. Анализ проекций — важный инструмент самопознания. Попробуем его применить.

Представьте человека, к которому испытываете сильную неприязнь.

  • Что вам в нем не нравится?
  • Есть ли среди ваших знакомых те, кто похож на этого человека? Они вам тоже не нравятся?
  • Вообразите, что у вас есть те же черты. Представьте свое поведение.
  • Сделайте все то же самое, что раздражает вас в этом человеке.
  • Спросите себя: может, я сам обладаю этими качествами и веду себя так?

Представьте человека, которым вы восхищаетесь.

  • Что вам нравится в этом человеке?
  • Знаете ли вы других людей, похожих на него? Вызывают ли они у вас восхищение?

• Представьте, что вы разговариваете и ведете себя как этот человек, держитесь, как он, и обладаете теми же качествами.

  • Спросите себя: могу ли я стать таким и сделать все то же самое? Есть ли во мне этот потенциал?

В течение недели составляйте два списка.

  • В один записывайте все неприятное, в чем обвиняете окружающих (она меня отвергла, он дурак, моя жена/ муж ведет себя глупо, она все время злится, она меня ненавидит и т. д.).
  • В другой вносите все, что вас восхищает (она такая ласковая, моя жена/муж всегда знает, что сказать, дети его обожают, она умеет одеваться и т. д.).

В конце недели изучите списки. Замечаете ли вы определенные паттерны?

Теперь ответьте на вопрос: правда ли, что…? Например: правда ли, что я отвергаю Мэри по тем же причинам, по которым она отвергает меня? Правда ли, что я сама хочу покончить с этим браком, хотя обвиняю в этом Дика?

Источник: «Рожденные побеждать


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: