Как вернуться к подлинности? «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна



Фальшь — неотъемлемая часть человеческого взаимодействия и простой способ получить социальные блага. Всего-то и нужно — соблюдать правила игры. Но когда появились эти социальные игры и каковы их правила? Какие роли и почему мы выбираем? Сегодня мы штудируем ставшую уже классикой книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и разбираемся, зачем нам нужны игры-взаимодействия, чем отличаются состояния Я «Ребенок», «Родитель», «Взрослый», как люди с разными состояниями Я взаимодействуют друг с другом и почему нам так страшно быть подлинными, общаться открыто, не вступая ни в какие игры.

I. Человеку нужен человек

Берн сводит социальные взаимодействия до математической точности. 

Формула звучит так:

«Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, являющуюся единицей социального общения».

Расшифровка:

— Цель наших действий – «погладить» друг друга. При этом кому-то необходимы поглаживания розгами.
— Любое взаимное действие (разговор, касание, взгляд) – это транзакция (я тебе — ты мне).
— Общение – это не только сплошная линия разговора, но и отдельные точки взаимных обменов (репликами, жестами, взглядами).

Для мангуста цель – это шея удава. Он копит победные очки, убивая змей. Для человека целью служат «лайки» в реальной жизни. И мангусту, и человеку нужно заработать как можно больше очков. «Но зачем платить больше, если нет разницы?» Это непревзойденное основание служит поводом создавать человеку игры, в которых обе стороны дешево (то есть не напрягаясь) получают много (фейковых) поглаживаний. Количество игр условно ограничено – это общеизвестные шаблоны из детских сказок, примеров и пословиц. Поэтому можно рассчитывать, что, играя в игры, можно регулярно выигрывать – ведь «приличные люди» знают правила игры и заинтересованы их соблюдать. Так, находит друг друга любитель бить других розгами и любитель получать розгами – они играют в одну игру и оба выигрывают.

«Главное, что отличает Игры от других видов деятельности, – это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам». 

Конечно, дальше будет сложно читать, воображая, что человек хочет себе исключительно добра. Это не так. Человек хочет себе в том числе зла и хочет зла другим. Эти силы есть, и игнорировать их не просто глупо, а даже опасно. Берн показывает, каким образом действует этот механизм, чтобы была возможность взять его под контроль. 

II. Состояния Я и общение

Состояния Я – это психологическая реальность. Базово их три: Родитель, Взрослый, Ребенок. Каждое состояние Я нужно для разных целей.

Цели состояний:

Ребенок – источник интуиции, творчества, спонтанности, порывов, радости. Это состояние воплощает желание творить. Оно ожидает получить нечто превосходящее планы.
Взрослый обрабатывает данные и оценивает вероятности. Это состояние осмысленного принятия решений. Обычно сопровождается системностью решений, планами, целями, но не мечтами (Ребенок) и директивами (Родитель).
Родитель автоматизирует реакции, чтобы сберегать время и энергию. Это состояние знает, как нужно поступать, но не знает, почему или зачем это нужно делать. Внутренний приказчик.

Функция взрослого – вы дали независимую оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений. «Зрелые люди» предоставляют контроль над своим состоянием преимущественно Взрослому. Моралисты, желающие поставить свои правила выше всех без обсуждения, находятся во власти Родителя. Ребенок же охватил тех, кто желает избегать решений как таковых.

Состояния напрямую влияют на общение. 

Разговор (его форму и содержание) определяет то, из каких состояний Я он исходит.

1. Представьте двух человек во взрослом возрасте;
2. Каково их общение, когда состояние одного – Родитель, а второго – Ребенок? (Нравоучение)
3. Каково их общение, когда состояние одного и второго – Ребенок? (Развлечение)
4. Каково их общение, когда состояние одного и второго – Родитель? («Ах, куда катится этот мир»)

Далее эти состояния Берн учитывает в Играх. Чтобы играть в них, нужно иметь определенные состояния Я и придерживаться их. По мнению Берна, вы не можете просто так взять и выйти из одного состояния в другое – это ломает общение. Этим вы просто шокируете человека, он не будет знать, что вам ответить. Он, в конце концов, будет обижен – вы не дали ему заработать фальшивых поглаживай. 

«Первое правило коммуникации таково: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции будут дополняющими». 

III. Антиигры

Помимо экономии времени и сил, игры помогают избежать пугающих ситуаций. Страшно быть открытым, страшно сближаться, страшно поступать поперек привычного.

«Человеческая психика не выдерживает напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе – значит играть в игры».

Игры – это зона комфорта, выбранная в возрасте от 3 до 6 лет.

«Именно любимые игры как элемент сценария (то есть бессознательного плана жизни) определяют судьбу ребенка».

Чем меньше у нас ресурсов на преодоление трудностей, тем скорее мы будем стремиться к предсказуемому результату. То есть к играм.

«Чем более встревожен человек, тем упорнее он играет». 

Игры приучают к простой и предсказуемой жизни. Подлинность требует смелости и веры в свои силы, она неразрывно связана с неопределенностью. Быть настоящим – это способность смотреть страху прямо в глаза и идти к нему навстречу. Более того, страх оправдан. Мир страшен и полон опасностей. Это заставит вас лгать самому себе?

[Пример антиигры]

Свободная от Ничтожества и игр беседа двух Взрослых:

Пациентка: Я начинаю новую жизнь – теперь я всегда буду приходить вовремя. /(Решение)

Терапевт: Я попытаюсь помочь. /(Поверил и поддержал)

П: Мне все равно, что вы будете делать; /(Независимость от мнений авторитета) я все сделаю сама… Угадайте, какая у меня была отметка на экзамене по истории. /(Развлечение – не игра)

Т. Четыре с плюсом.

П. Как вы угадали? /(Интерес)

Т. Вы боялись получать пятерки. /(Смелость выразить свое суждение вместо игры в деликатность)

П. Да, у меня была пятерка, но я пересмотрела свой ответ и зачеркнула три правильных ответа, добавив три неверных. /(Признание факта без чувства вины)

Т. Мне нравится наш разговор. Он свободен от Ничтожества.

П. Знаете, вчера вечером я думала, насколько далеко продвинулась. Мне кажется, что у меня Ничтожества осталось только на 17 процентов.

Т. Ну, сегодня утром его совсем нет, так что в следующий раз можете позволить себе 34 процента Ничтожества.

П. Все началось полгода назад. Я посмотрела на свою кофейную чашку и впервые по-настоящему увидела ее. И знаете, как мне сейчас хорошо, я слышу пение птиц, я смотрю на людей, и это реальные люди. А лучше всего то, что я сама стала настоящей. И не только вообще, но в каждую минуту я настоящая. Вчера я стояла в картинной галерее и смотрела на картину; ко мне подошел мужчина и сказал: «Гоген очень хорош, не так ли?» Я ответила: «Вы мне тоже нравитесь». Мы посидели и выпили, и он оказался очень милым парнем.

Далее инструкция от Эрика Берна по выходу из рабства.

1. Для достижения независимости прежде всего необходимо отбросить племенные или семейные традиции (в основе которых продолжение рода и половые отношения).
2. Освободиться от влияния родителей, социального и культурного окружения. То же самое относится к требованиям современного общества в целом.
3. Полностью или частично принести в жертву преимущества, которые дает непосредственное социальное окружение.
4. Затем должно добиться личного и социального контроля так, чтобы все классы поведения стали для него предметом свободного выбора.
5. В этот момент он может развить свои способности к независимости.

Закончу тоже цитатой Берна:

«Некоторым счастливчикам дано нечто, не входящее в рамки любых классификаций поведения: это и осознание настоящего, и спонтанность, и нечто более ценное, чем любые игры, — подлинная близость. Но для неподготовленного человека все три возможности могут быть пугающими и даже опасными. Возможно, для большинства лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в сотрудничестве с себе подобными, в том, что мы называем «общностью». […] Для человечества в целом нет надежды, но для отдельного человека она есть.»

Обложка: фрагмент картины Рене Магритта «Убийца в опасности» (1927 г.) / MoMA

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: