Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Лучшие лекции TED с русской озвучкой, в которых ученые рассказывают удивительные вещи о человеческом мозге.
«Любая обезьяна может достать банан, но только люди могут достичь звёзд. Обезьяны живут, соперничают, размножаются и умирают в лесах — вот и весь сказ. Мы же проникаем прямо в сердце Большого взрыва и глубоко вгрызаемся в значение числа Пи. И что, возможно, примечательнее всего — мы всматриваемся вглубь себя, собирая мозаику нашего уникального и чудесного мозга. И это сводит с ума. Как может полуторакилограммовая студенистая масса, которая легко уместится в ладонях, постигать ангелов, размышлять о значении бесконечности и даже задаваться вопросом о своём месте в мироздании? Особый трепет вызывает факт, что каждый мозг, и ваш тоже, создан из атомов, которые родились в недрах бесчисленных, раскинутых повсюду звёзд миллиарды лет назад. Эти частицы путешествовали в пространстве в течение целых эпох и световых лет, пока сила тяжести и случай не свели их здесь и сейчас. Теперь эти атомы представляют собой конгломерат — ваш мозг, который не только размышляет о тех самых звёздах, которые дали ему жизнь, но также о своей способности размышлять и удивляться своей способности удивляться. С пришествием человека, как уже было сказано, вселенная внезапно приобрела самосознание. Безусловно, это величайшая из всех загадок. Невозможно говорить о мозге, не возвышаясь до лирики».
Вилейанур Рамачандран
И это действительно так. «Моноклер» выбрал лучшие лекции TED с русской озвучкой, в которых учёные рассказывают удивительные вещи о человеческом мозге — органе, способном вмещать в себя Вселенную.
Вилейанур Рамачандран: «3 ключа к пониманию вашего мозга»
Доктор медицины и философии, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран — это человек, который знает о мозге больше, чем кто-либо. Он на протяжении многих лет занимается проблемами эволюционного развития мозга, и круг задач, которые он пытается решить, невероятно широк:
«Как мы воспринимаем мир? Что такое сознание? Что представляет собой связь «разум-тело»? Как мы можем объяснить загадочные способности, которые делают человека человеком, такие, как, например, искусство, культура, язык, метафора, творчество, самосознание?»
При этом методы, к которым прибегает учёный, столь же невероятны, сколь и просты: он изучает случаи повреждения мозга и на основе этих клинических отклонений от нормы (например, фантомных болей, синдрома Капрга, синестезии) делает открытия относительно того, как работает здоровый мозг и как его работа влияет на психические способности человека. Как раз на этом фокусирует своё внимание Рамачандран в своём первом выступлении на TED.
Смотрите также Публичные лекции Татьяны Черниговской о мозге и языке
Джил Боулт Тейлор: «Удивительный удар прозрения»
Нейроанатом Джил Боулт Тейлор (Jill Bolte Taylor) рассказывает об ощущениях, испытанных ею во время инсульта (угасание функций мозга, утрата самосознания), и о невероятных мистических переживаниях, которые сопровождали этот процесс.
«Так кто же мы? Мы — движущая сила жизни во вселенной, обладающая ловкостью рук и двумя сознаниями, способными познавать. И ежесекундно мы можем выбирать, кем мы хотим быть в этом мире и как поступать. Прямо здесь, прямо сейчас, я могу шагнуть в сознание моего правого полушария, где мы существуем. Я — движущая сила жизни во вселенной. Я — движущая сила жизни 50 триллионов прекрасных гениально созданных молекул, из которых я состою, в согласии со всем, что меня окружает. Или я могу подключиться к сознанию моего левого полушария, где я стану самостоятельным индивидуумом, целостной сущностью. Отдельной от потока, отдельной от вас. Я — доктор Джил Боулт Тейлор: интеллектуал, нейроанатом. Внутри меня существуют эти ипостаси. Что бы вы выбрали? Что вы выбираете?»
Оливер Сакс: «Что галлюцинации говорят о мышлении» К сожалению, данная лекция с русской озвучкой была изъята из публичного использования, поэтому мы заменили её на лекцию TED c русскими субтитрами.
Невролог, нейропсихолог и писатель Оливер Сакс рассматривает в своём выступлении малоизвестный, но достаточно широко распространённый синдром Шарля Бонне, при котором у пациентов с расстройством зрения появляются галлюцинации. Невролог вспоминает несколько случаев из практики и рассказывает о биологии этого необычного явления.
«…Считается, что если вы видите или слышите что-то не то, то вы сходите с ума. Но психотические галлюцинации представляют собой нечто совершенное иное. Психотические галлюцинации, голосовые или зрительные, обращены к вам. Они обвиняют вас. Они соблазняют вас. Они унижают вас. Они смеются над вами. Вы взаимодействуете с ними. Они не имеют ничего общего с галлюцинациями Шарля Боннэ. Есть фильм. Вы смотрите фильм, который к вам не имеет никакого отношения. И не имеет отношения к тому, как люди думают».
Вилейанур Рамачандран: «Нейроны, сформировавшие цивилизацию»
Как у человека смогли развиться когнитивные способности и метакогнитивные навыки? Как вообще получилось так, что мы научились подражать, анализировать, стали способны к обучению, а позже и к творчеству? Незаменимый Вилейанур Рамачандран рассказывает о зеркальных нейронах и их роли в эволюции нашего мозга, а, значит, и всей культуры человеческой цивилизации.
«Сегодня я хочу поговорить о мозге человека. Мы проводим исследования на эту тему в Калифорнийском Университете. Представьте себе на минуту такую проблему. Вот – комок плоти весом в полтора килограмма, его можно удержать на ладони. Но этот комок в состоянии почувствовать колоссальность межзвездного пространства, в состоянии придать смысл бесконечности, поставить вопросы о смысле собственного существования, о природе Бога. И это, воистину, самая потрясающая вещь в мире. Это самая большая тайна, которую должен раскрыть человек: как всё это происходит?»
Ребекка Сакс: «Как мозг делает этические суждения»
Все мы умеем отгадывать намерения, убеждения и чувства близких и незнакомцев. Но как нам это удается? Учёный-когнитивист Ребекка Сакс делится со зрителями захватывающими лабораторными исследованиями, раскрывающими механизм работы мозга в момент, когда он думает о мыслях других людей и даёт оценку их действиям.
У нас в мозгу имеется особая система, которая позволяет нам думать о том, что думают окружающие. Эта система требует долгого времени для своего развития в продолжение всего детства и вплоть до раннего юношеского возраста. И даже у взрослых, различия в этом регионе мозга способны прояснить различия в том, как мы думаем и судим об окружающих.
Лекция на TED от проф. Масачусетского технологического института Сеунга С. «Я есть мой коннектом» с субтитрами (900 тыс. просмотров) http://www.ted.com/talks/sebastian_seung
Лекция Эрика Канделя (Нобелевский лауреат) «Воспоминания сделаны из этого» — две основные системы памяти: Кратковременная память — это модификация существующих белков, ведущих к временным изменениям в прочности связи между нервными клетками. В отличие от долговременной памяти, которая предполагает изменения экспрессии генов, синтез новых белков и рост новых синаптических связей. На 22 мин лекции — визуализация схем предполагаемых биохимических механизмов. (в настройках можно вкл. субтитры с переводом на удовл. русск.) http://www.youtube.com/watch?t=196&v=K0cnyqzqgkQ
Лекция на TED от проф. Масачусетского технологического института Сеунга С. «Я есть мой коннектом» с субтитрами (900 тыс. просмотров) http://www.ted.com/talks/sebastian_seung
Лекция Эрика Канделя (Нобелевский лауреат) «воспоминания сделаны из этого» — две основные системы памяти: Кратковременная память — это модификация существующих белков, ведущих к временным изменениям в прочности связи между нервными клетками. В отличие от долговременной памяти, которая предполагает изменения экспрессии генов, синтез новых белков и рост новых синаптических связей. На 22 мин лекции — визуализация схем предполагаемых биохимических механизмов. (в настройках можно вкл. субтитры с переводом на удовл. русск.) http://www.youtube.com/watch?t=196&v=K0cnyqzqgkQ