Ученые о мозге: лучшие лекции TED с русской озвучкой



Лучшие лекции TED с русской озвучкой, в которых ученые рассказывают удивительные вещи о человеческом мозге.

«Любая обезьяна может достать банан, но только люди могут достичь звёзд. Обезьяны живут, соперничают, размножаются и умирают в лесах — вот и весь сказ. Мы же проникаем прямо в сердце Большого взрыва и глубоко вгрызаемся в значение числа Пи. И что, возможно, примечательнее всего — мы всматриваемся вглубь себя, собирая мозаику нашего уникального и чудесного мозга. И это сводит с ума. Как может полуторакилограммовая студенистая масса, которая легко уместится в ладонях, постигать ангелов, размышлять о значении бесконечности и даже задаваться вопросом о своём месте в мироздании? Особый трепет вызывает факт, что каждый мозг, и ваш тоже, создан из атомов, которые родились в недрах бесчисленных, раскинутых повсюду звёзд миллиарды лет назад. Эти частицы путешествовали в пространстве в течение целых эпох и световых лет, пока сила тяжести и случай не свели их здесь и сейчас. Теперь эти атомы представляют собой конгломерат — ваш мозг, который не только размышляет о тех самых звёздах, которые дали ему жизнь, но также о своей способности размышлять и удивляться своей способности удивляться. С пришествием человека, как уже было сказано, вселенная внезапно приобрела самосознание. Безусловно, это величайшая из всех загадок. Невозможно говорить о мозге, не возвышаясь до лирики».

Вилейанур Рамачандран

И это действительно так. «Моноклер» выбрал лучшие лекции TED с русской озвучкой, в которых учёные рассказывают удивительные вещи о человеческом мозге — органе, способном вмещать в себя Вселенную.

Вилейанур Рамачандран: «3 ключа к пониманию вашего мозга»

Доктор медицины и философии, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран — это человек, который знает о мозге больше, чем кто-либо. Он на протяжении многих лет занимается проблемами эволюционного развития мозга, и круг задач, которые он пытается решить, невероятно широк:

«Как мы воспринимаем мир? Что такое сознание? Что представляет собой связь «разум-тело»? Как мы можем объяснить загадочные способности, которые делают человека человеком, такие, как, например, искусство, культура, язык, метафора, творчество, самосознание?»

При этом методы, к которым прибегает учёный, столь же невероятны, сколь и просты: он изучает случаи повреждения мозга и на основе этих клинических отклонений от нормы (например, фантомных болей, синдрома Капрга, синестезии) делает открытия относительно того, как работает здоровый мозг и как его работа влияет на психические способности человека. Как раз на этом фокусирует своё внимание Рамачандран в своём первом выступлении на TED.


Смотрите также Публичные лекции Татьяны Черниговской о мозге и языке


Джил Боулт Тейлор: «Удивительный удар прозрения»

Нейроанатом Джил Боулт Тейлор (Jill Bolte Taylor) рассказывает об ощущениях, испытанных ею во время инсульта (угасание функций мозга, утрата самосознания), и о невероятных мистических переживаниях, которые сопровождали этот процесс.

«Так кто же мы? Мы — движущая сила жизни во вселенной, обладающая ловкостью рук и двумя сознаниями, способными познавать. И ежесекундно мы можем выбирать, кем мы хотим быть в этом мире и как поступать. Прямо здесь, прямо сейчас, я могу шагнуть в сознание моего правого полушария, где мы существуем. Я — движущая сила жизни во вселенной. Я — движущая сила жизни 50 триллионов прекрасных гениально созданных молекул, из которых я состою, в согласии со всем, что меня окружает. Или я могу подключиться к сознанию моего левого полушария, где я стану самостоятельным индивидуумом, целостной сущностью. Отдельной от потока, отдельной от вас. Я — доктор Джил Боулт Тейлор: интеллектуал, нейроанатом. Внутри меня существуют эти ипостаси. Что бы вы выбрали? Что вы выбираете?»

Оливер Сакс: «Что галлюцинации говорят о мышлении» К сожалению, данная лекция  с русской озвучкой была изъята из публичного использования, поэтому мы заменили её на лекцию TED c русскими субтитрами.

Невролог, нейропсихолог и писатель Оливер Сакс рассматривает в своём выступлении малоизвестный, но достаточно широко распространённый синдром Шарля Бонне, при котором у пациентов с расстройством зрения появляются галлюцинации. Невролог вспоминает несколько случаев из практики и рассказывает о биологии этого необычного явления.

«…Считается, что если вы видите или слышите что-то не то, то вы сходите с ума. Но психотические галлюцинации представляют собой нечто совершенное иное. Психотические галлюцинации, голосовые или зрительные, обращены к вам. Они обвиняют вас. Они соблазняют вас. Они унижают вас. Они смеются над вами. Вы взаимодействуете с ними. Они не имеют ничего общего с галлюцинациями Шарля Боннэ. Есть фильм. Вы смотрите фильм, который к вам не имеет никакого отношения. И не имеет отношения к тому, как люди думают».

Вилейанур Рамачандран: «Нейроны, сформировавшие цивилизацию»

Как у человека смогли развиться когнитивные способности и метакогнитивные навыки? Как вообще получилось так, что мы научились подражать, анализировать, стали способны к обучению, а позже и к творчеству? Незаменимый Вилейанур Рамачандран рассказывает о зеркальных нейронах и их роли в эволюции нашего мозга, а, значит, и всей культуры человеческой цивилизации.

«Сегодня я хочу поговорить о мозге человека. Мы проводим исследования на эту тему в Калифорнийском Университете. Представьте себе на минуту такую проблему. Вот – комок плоти весом в полтора килограмма, его можно удержать на ладони. Но этот комок в состоянии почувствовать колоссальность межзвездного пространства, в состоянии придать смысл бесконечности, поставить вопросы о смысле собственного существования, о природе Бога. И это, воистину, самая потрясающая вещь в мире. Это самая большая тайна, которую должен раскрыть человек: как всё это происходит?»

Ребекка Сакс: «Как мозг делает этические суждения»

Все мы умеем отгадывать намерения, убеждения и чувства близких и незнакомцев. Но как нам это удается? Учёный-когнитивист Ребекка Сакс делится со зрителями захватывающими лабораторными исследованиями, раскрывающими механизм работы мозга в момент, когда он думает о мыслях других людей и даёт оценку их действиям.

У нас в мозгу имеется особая система, которая позволяет нам думать о том, что думают окружающие. Эта система требует долгого времени для своего развития в продолжение всего детства и вплоть до раннего юношеского возраста. И даже у взрослых, различия в этом регионе мозга способны прояснить различия в том, как мы думаем и судим об окружающих.


● Подборка статей по нейронауке

— Искусство абсурда: почему мозг любит все непонятное

Мозг и искусство: почему созерцание прекрасного делает нас счастливее

— Нейронаука медитации: можно ли изменить мозг «по щелчку пальцев»

— Преображающая сила музыки: чем мозг музыкантов отличается от обычного


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

5 комментариев

  1. Лекция на TED от проф. Масачусетского технологического института Сеунга С. «Я есть мой коннектом» с субтитрами (900 тыс. просмотров) http://www.ted.com/talks/sebastian_seung

    Лекция Эрика Канделя (Нобелевский лауреат) «Воспоминания сделаны из этого» — две основные системы памяти: Кратковременная память — это модификация существующих белков, ведущих к временным изменениям в прочности связи между нервными клетками. В отличие от долговременной памяти, которая предполагает изменения экспрессии генов, синтез новых белков и рост новых синаптических связей. На 22 мин лекции — визуализация схем предполагаемых биохимических механизмов. (в настройках можно вкл. субтитры с переводом на удовл. русск.) http://www.youtube.com/watch?t=196&v=K0cnyqzqgkQ

  2. Лекция на TED от проф. Масачусетского технологического института Сеунга С. «Я есть мой коннектом» с субтитрами (900 тыс. просмотров) http://www.ted.com/talks/sebastian_seung

  3. Лекция Эрика Канделя (Нобелевский лауреат) «воспоминания сделаны из этого» — две основные системы памяти: Кратковременная память — это модификация существующих белков, ведущих к временным изменениям в прочности связи между нервными клетками. В отличие от долговременной памяти, которая предполагает изменения экспрессии генов, синтез новых белков и рост новых синаптических связей. На 22 мин лекции — визуализация схем предполагаемых биохимических механизмов. (в настройках можно вкл. субтитры с переводом на удовл. русск.) http://www.youtube.com/watch?t=196&v=K0cnyqzqgkQ

  4. Лекция TED нейрофизиолог Сюзана Херкулано-Хузель (Suzana Herculano-Houzel) Федеральный университет Рио-де-Жанейро «Что такого особенного в человеческом мозге?» (с русск субтитрами) https://www.youtube.com/watch?v=_7_XH1CBzGw Оригинал — 2,5 млн просмотров. Ученая известна тем, что впервые на препаратах из 4 мозгов постаралась точно подсчитать количество нейронов — ~ 86 млрд http://www.jneurosci.org/content/25/10/2518.full

  5. вообще-то у людей очень развитое умение обращаться друг с другом на расстоянии, и люди всегда так и обращаются ,хотя они не знают об этом ,это факт 100 % ,а еще прежде чем высказать какую то мысль ;эту мысль бывает слышно в центре груди в форме физического голоса….а еще ,а еще ,а еще для выявлении человеческих возможностей не об’язательно всяких аппаратур…а еще, а еще …а еще…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: