Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Антрополог Вероника Странг рассказывает о том, как игра света и воды стимулирует мозг и влияет на эмоции, какой смысл несет в себе узор туземного боди-арта, может ли свет управлять культурными ритуалами и верованиями, почему в урбанистических и промышленных пространствах мы редко испытываем чувство восхищения и как с помощью света можно вовлекать людей в большее взаимодействие с природой.
Несколько лет назад культурный антрополог Вероника Странг рыбачила во время путешествия по реке Ориноко в Южной Америке. Так как рыба не клевала, она вышла на прогулку вдоль берега реки. Она так вспоминает этот момент:
«Свет, просачивающийся через купол тропического леса, бросил мерцающее зеленое кружево на воду, и внезапно всюду появились ярко-жёлтые бабочки – тысячи их. Их крылья были цвета великолепного яичного желтка и, трепеща на солнце, они наполняли воздух магическими танцами света. Это было похоже на прогулку по чарам».
Странг, динамичная небольшая женщина в начале своих 50-ти, получила многочисленные награды за свою работу, в том числе Международную премию ЮНЕСКО за десятилетия изучения культурного значения воды во всём мире. А из Южной Америки она увезла с собой глубокое любопытство к этому чудесному моменту у реки Ориноко, которое с того момента она направила на новые исследования.
Не так давно Странг занялась выяснением того, может ли завораживающий эффект взаимодействия света и воды управлять культурными ритуалами и верованиями. Как эти практики отличаются в разных культурах и как они могут стимулировать взаимодействие людей с природой?
Имеет ли значение, что в урбанистических и промышленных местностях мы, в основном, полагаемся на искусственное освещение, которое редко вызывает подобное чувство восхищения и не питает связь с миром природы? Стоит ли нам учиться у аборигенов Австралии, которые до сих пор для повседневных нужд используют естественное освещение и делают его центром многих своих религиозных обрядов?
Вероника Странг поговорила обо всех этих вещах с ребятами из журнала Nautilus, а Моноклер перевёл эту небезынтересную беседу.
— Расскажите о том, как свет создает «чудо».
Чудо получается из любого света. Как правило, люди склонны оценивать лишь необычные световые явления, такие как восходы и закаты, лучи из-за облаков, захватывающие цветовые контрасты и радуги. И несмотря на то, что все культуры отличаются, наши общие сенсорные каналы для взаимодействия с миром объясняют, почему мы столь зависим от света. Австралийские аборигены из Квинсленда, где я работала в течение многих лет, не ведут разговоры о красоте света и воды, как это делаем мы, но они сидят и пристально смотрят на водные объекты. И это порождает некоторые идеи о том, что значат вода и свет.
— Например, какие идеи?
Представление о видимости и невидимости является центральным для аборигенного мышления. Существует невидимый и нематериальный мир, который находится в пределах страны, где проживают родовые существа. Там они создают жизнь и свыше излучают энергию в видимый материальный мир. Представление о том, что луч света пробуждает дух, встречается повсюду в их мифологии. Даже слова, которые они используют, чтобы описать духовное проявление предка в человеке можно перевести примерно как «становятся видимыми», «становятся материальными».
Читайте также: «Первобытное мышление»: Люсьен Леви-Брюль о пралогических представлениях древних ➜
— Так что, свет делает предков аборигенов видимыми?
Да, и это обычно происходит через взаимодействие с водой. Основное родовое существо австралийских аборигенов, Радуга-Змея, в некотором смысле состоит из воды, и её мощь излучается светом и блеском. Множество других родовых сил содержатся в местах со священной водой, которые проступают в видимый мир сквозь мерцающую поверхность воды. Аналогичная идея относится к скалам и боди-арту: точки и узоры, нарисованные на пейзаже или на теле, представляют собой эманации исконных сил – их мерцание делает их проявленными. В песнях и рассказах тоже «вещи, которые светят» в буквальном смысле считаются мощными и живыми. Процесс пересказа мифов призван вызвать предков.
— Существуют ли конкретные ритуалы аборигенов, в которых свет и вода взаимодействуют?
Наиболее распространенный и важный ритуал аборигенов Австралии — крещение (у которого то же название, что и у христианского ритуала, хотя он никак не связан с ним), включающее в себя разбрызгивание воды из священных мест на людей из других клановых групп. Родовые существа этого места теперь будут знать их и предоставят им безопасный проход через местность. Существует также ритуал «прохождения через Радугу», когда люди погружаются в тех местах, где живет Радужный Змей, получая таким образом сокровенные знания и значительные полномочия.
Углубляемся в антропологию: Что появилось раньше — большие боги или большие города?
— Как аборигены используют свет в своей повседневной жизни?
Даже во времена, когда GPS-устройства широко доступны, многие австралийские аборигены ориентируются на местности с помощью проницательной интерпретации характеристик естественного света в разное время и в разных местах. Большинство частей Австралии, где они, как правило, живут, довольно плоские и покрыты жидкими открытыми лесами, где может быть несколько ориентиров и отличительных особенностей. Традиционно, кланы тщательно знают каждую часть своих владений, но частично их ориентация в окружающей среде основывалась на движении солнечного света и сияния звёзд. Существует целая аборигенная космология, в которой созвездия описаны в понятных туземцам терминах: вместо «Пояса Ориона» или «Большой Медведицы» есть созвездия, известные им как «Эму», «Змейка» и тому подобные. «Млечный Путь» появляется в родовых историях как «Небесная река».
Многие коренные общины также в значительной степени зависят от рыболовства. Люди часами сидят рядом с водоемами и лиманами, исследуя свет на воде, где меняющиеся узоры могут указывать на трепетание рыбы или присутствие черепах — любимой пищи аборигенов. Или же они могут находиться в поисках больших и опасных крокодилов, известных как «salties», которые часто держат свой путь вверх по течению во время сезона дождей. Таким образом, у аборигенов потребность в свете ощущается снова и снова в повседневной жизни.
Кроме своих исследований по культуре аборигенов, вы также изучаете отношения жителей западных стран к местам и ресурсам. Какую роль свет играет в формировании нашего отношения, скажем, к местному парку?
Существует хорошее доказательство того, что люди, которых трогает природа, как правило, оказываются лучшими защитниками окружающей среды. Как хорошо известно, места с мерцающей водой и светом привлекают внимание. Если вы предложите большому количеству людей соединиться с местом нутром, вероятно, вы повысите уровень их заинтересованности в этом месте. Многие экологические организации зарабатывают на этом: они делают возможным более тесные контакты людей с озерами и реками, а также вдохновляют местные общины заботиться о водоемах и защищать их.
— Есть ли причина, по которой людей завораживает свет и вода?
Во многих культурах, особенно на Западе, зрение превалирует над другими органами чувств. Способность воды отражать свет является особенно мощным сенсорным стимулом. Так что если вы сложите тот факт, что мы ценим визуальный опыт, с тем фактом, что вода со светом могут создавать крупномасштабные, сложные, быстро двигающиеся узоры и эффекты с элементами как порядка, так и беспорядка, представляется разумным предположить, что это частично стимулирует и вовлекает мозг, вызывая то, к чему мы можем применить термин «чудо». По крайней мере, для исследователей это хороший вопрос.
— Есть ли способ измерить эмоциональную реакцию людей на свет и воду?
Плодотворным направлением исследований, я думаю, было бы сравнение этнографических докладов о наблюдениях о воздействии игры света на воде с нейронаучными исследованиями того, как свет влияет на глаза, мозг и тело. Я подозреваю, что мерцание света на воде повторяет то, что происходит в наших головах. Это постоянное нейронное «жужжание» или «мерцание» мыслей может напоминать нам о гипнотическом эффекте сидения рядом со сверкающей гладью воды и наблюдением за тем, как свет искрится на поверхности. Это чисто теоретическое предположение, но когда я беру интервью у людей из культур, как наша, об их опыте с водой, они часто говорят об очень мощном завораживающем и гипнотическом эффекте. Зарождающаяся наука о том, как свет и вода влияют на сознание, заставляет меня лучше понимать, почему коренные народы, такие как австралийские аборигены, имеют практики, которые включают его.
По материалам: «Why Light Inspires Ritual»/Nautilus.
Обложка: © Wikipedia.