Большие боги: зачем нам страх наказаний и вера в фантомные силы?



Какую роль религиозные верования сыграли в развитии цивилизаций, почему возникшие когда-то концепты «больших богов» и «сверхъестественных наказаний» работают до сих и какой эволюционный смысл имеет идея призраков-полицейских — об этом на страницах журнала Nautilus поразмышлял Роберт Хаккет. Мы перевели главное.

Большие боги острова Пасхи

© Arian Zwegers / Flickr.com

Воины Квара (Кауру), родового племени Соломоновых островов, приносят в жертву свиней перед боем. Традиция, принятая среди участников сражения, идёт от веры в героических духов-предков, таких, как могущественный Аорама — жестокий воин из фольклора Кауру. Каждый человек, который приготовился проливать кровь, должен расправиться с одной свиньёй.

Сегодня этот ритуал может показаться нам весьма дорогостоящей и во многом бессмысленной привычкой: зачем делать приношения, когда можно съесть их? Но этот вопрос касается не только Кауру. Зачем молиться? Или даже посещать церкви, мечети, храмы? Или соблюдать праздники и пост? Зачем тратить на всё это время и энергию, которые можно было бы использовать более практически?

Однако не всё так просто. В отличие от пчёл, муравьев и других насекомых, которые образуют высокоорганизованные группы со своими сородичами (близкими родственниками, братьями и сестрами), люди объединяются с чужаками (с генетической точки зрения). А это требует особого рода сплоченности.

На протяжении тысяч лет все люди жили «обществами фуражиров» – небольшими эгалитарными группами охотников-собирателей, в которых все знали друг друга.… Затем они начали увеличиваться в голоцене (эпоху, которая началась около 12000 лет назад), и это расширение продолжается до сих пор.

Апа Норензаян

Вот здесь, по мнению учёных, и вступают в игру религия и ритуалы. Так, профессор социальной психологии и религиоведения из Университета Британской Колумбии Апа Норензаян (Ара Norenzayan) в своей книге «Большие боги» выдвинул гипотезу: цивилизации разрастались вместе с системами верований, а «большие боги» (всесильные и всезнающие божества, регулирующие моральное поведение человека) содействовали сплочённости и позволяли формировать большие группы, тем самым дав толчок развитию более сложных обществ.

Чтобы проверить эту гипотезу, учёные из Новой Зеландии обратились к исследованию австронезийских культур (итогом их кропотливой работы стало создание кросс-культурной базы данных австронезийских сверхъестественных верований и практик Pulotu). Квентин Аткинсон, культурный антрополог из Университета Окленда, принимавший участие в проекте, отмечает:

Тихий океан действительно интересен, потому что это природная лаборатория, состоящая из очень разных островов, которые были полунезависимыми в течение сотен лет.

По мнению Аткинсона, исследование этих культур вполне может быть использовано для проверки гипотез.

Аткинсон вместе с аспирантом Джозефом Ваттом и другими исследователями проанализировал культуры, вошедшие в базу Pulotu, с помощью статистического подхода, так называемого филогенетического метода Байеса, чтобы ответить на следующий вопрос: стимулирует ли «вера в больших богов» процесс усложнения общества или «большие боги», наоборот, появились в результате усложнения общественной структуры?

Путем сопоставительного анализа связанных слов различных языковых групп, команда математически определила дистанцию между культурами Австронезии и создала их родословное древо. Это позволило учёным убедиться, что они сравнивали независимые друг от друга культуры. Затем исследователи проранжировали культуры по шкале сложности политического устройства – от «низкой» сложности местных общин с правителями до «высокой» для племён с многоуровневой структурой главенства.

Исследовав 96 австронезий­ских культур, они обнаружили, что 37 из них свойственны представления о «сверхъестественном наказании», 22 обладают сложным политическим устройством и лишь у шести из них, сгруппированных преимущественно в Юго-Восточной Азии, распространена вера в «больших богов».

Таким образом, в противовес гипотезе Норензаяна, данные команды Аткинсона свидетельствуют, что вера в «больших богов» не влияет на развитие политически сложного устройства, а появляется в результате культурного обмена между сформированными сложными обществами.

При этом исследователи подчёркивают, что на усложнение в большей степени влияет вера в сверхъестественное наказание, которое идёт не столько от больших богов, сколько от «духов предков и неодушевлённых объектов – таких, как карма».

Команда позаимствовала концепцию сверхъестественного наказания у Доминика Джонсона, профессора эволюции и религии в Оксфорде. Джонсон утверждает, что идея призраков-полицейских имеет эволюционный смысл, потому что они дешевле в обслуживании, чем реальные силы, надзирающие за порядком. И когда кто-то совершает преступление, нет необходимости предоставлять доказательства нематериальным силам для начала судебного процесса над подозреваемым; для примитивного человека сверхъестественные силы автоматически знают виновника и, соответственно, правосудие неотвратимо, а это мощный сдерживающий фактор. Джонсон, познакомившись с работой команды над Pulotu, отметил:

Мне понравился метод. Мы не имели до сих пор действительно хорошей этнографической кросс-культурной базы, из которой люди могли бы черпать сведения, имеющие отношения к сверхъестественному наказанию.

Как отмечает Джонсон, в отличие от других баз данных, Pulotu включает в себя темпоральный элемент, который позволяет проследить рост и развитие ветвей дерева австронезийской семьи народов. Это дополнение, как он отмечает, «стало большим шагом вперед».

Норензанян также похвалил включение в модель временного элемента:

Знание о том, что появилось первым, сильно помогает в вопросе того, как явления развивались и какие причинно-следственные связи являются более правдоподобными.

Тем не менее, он считает, что результаты исследования «в целом, соответствуют» его собственной точке зрения: местные духи и кармические силы, на которых основана гипотеза «широкого сверхъестественного наказания», должны рассматриваться, как «предшественники» больших богов, подобно тем, которые встречаются в авраамических религиях. Норензанян также предположил, что, возможно, команда Аткинсона просто нашла группу обществ, в которых концепция «больших богов» развивается медленнее:

Нужно соблюдать осторожность, исследуя одно место, одну историческую область. Культурная эволюция может иметь разный характер в разных местах.

Но какова бы ни была причина, обе стороны согласны в одном: сверхъестественное наказание играет существенную роль в развитии общества. Угрозы мотивируют группы объединяться и сотрудничать, а фантомные силы поощряют и поддерживают общественный порядок.

Даже если свинина остаётся несъеденной.

Оригинал: «Which Comes First, Big Cities or Big Gods?», Nautil.us

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. все в мире работает по одним схемам: съешь кашку и будет конфетка, живи по законам божьим и будет тебе рай

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: