Ростки свободы и деревья традиции: современная китайская живопись

От поиска гармонии и места человека в мире к жизни в «песочнице», проблемам «человекоединиц» и подмене понятий: специалист по истории искусства Анна Селюнина коротко рассказывает, как изменилась художественная традиция Китая и какие вопросы перед нами ставит современная китайская живопись.

 

 «Новая» эстетика Китая

Современная китайская живопись

Слева: Ли Хан «Готовые подняться на гору», 1926г.
Справа: Чжан Линьхай  «Красная серия» №5

Живопись Поднебесной веками поддерживала традицию, которая включала тиражирование образов природы: пейзажей, мира птиц и растений. В основе всего этого лежит принцип Дао — пути. Таков же негласный закон для творчества — философское отношение к жизни. В основе рассуждений китайского художника — наблюдения за течением времени, восхищение окружающим миром, обнаружение гармонии в нем.

Не стоит забывать, что миру свойственны перемены. Основанием к масштабным переменам в живописи Китая стала Великая пролетарская культурная революция. Её цель сводилась к преобразованию просвещения, искусства и культуры, которые на тот момент не соответствовали идеям социализма. Так, новые идеи и ценности сломали плодоносящее дерево традиции. Места сломов принесли свои плоды: незрелые сначала, новые художники превратились в настоящих талантливых современных гениев.

 

Современный художник Китая: о чем он рисует?

Современная китайская живопись

Слева: неизвестный художник.
Справа: Цзэн Фаньчжи, серия Личина №5, 1998

Картина неизвестного художника наполнена символизмом. Несгибаемость, преодоление себя и человеческая гордость в цветках сливы. Панда символизирует Мир и сотрудничество. Задача художника погрузить в размышления о гармонии мира и месте человека в нем. Таким образом повседневность теряет смысл в разговоре о Вечном.

В картинах Фаньчжи, художника-авангардиста, ярко проступает обратная сторона реальности. Он имеет смелость обнажить страхи и бескрылые надежды человека. Бумажный вертолет в руках маленького-взрослого мальчика. Его поделка-игрушка контрастирует с железной птицей, пересекающей океан. Тяжелые руки тянут к земле, лишают крыльев. Образ «человекоединицы» без надежды на лучшее.

Слева: китайская средневековая живопись;
Справа: Чжан Линьхай, серия «Песочница»

Китайская мудрость гласит — мир познается здесь и сейчас. Вселенная — это гармоничная «непереполняемая пустота» без божества и культа. Задача человека здесь — достичь такого же совершенства. В средневековой картине птица — символ трансформации проявленного духа. Люди не осознают, что крылья даны всем и каждый способен достичь Небес.

В современных картинах Линьхая мы видим одновременно сюрреалистическую и «земную» реальность. Стандартная жизнь человека в рамках «песочницы». Принцип существования  общества — следовать проложенному курсу. Пустой стул символизирует отсутствие мотива — это оправдание бездеятельности и тупости. Младенец из плоти и крови выше всего окружающего. Он воплощает жизнь, любовь и боль.

Чжан Сяоган, «Амнезия»

Картина Сяогана объединяет традицию и современность. Напоминает о непостоянстве человеческой памяти. Подмена понятий и единый стандарт не должны позволить забыть о своей уникальности. Искусство способно синтезировать прошлое и настоящее в новых формах. Изменчивость и любопытство свойственны природе человека и никакие политические идеи не в силах остановить этот процесс.

Обложка: Цзэн Фаньчжи «Серия Личина», №10 (фрагмент, 1994 г.) / частное собрание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: