Ростки свободы и деревья традиции: современная китайская живопись

От поиска гармонии и места человека в мире к жизни в «песочнице», проблемам «человекоединиц» и подмене понятий: специалист по истории искусства Анна Селюнина коротко рассказывает, как изменилась художественная традиция Китая и какие вопросы перед нами ставит современная китайская живопись.

 

 «Новая» эстетика Китая

Современная китайская живопись

Слева: Ли Хан «Готовые подняться на гору», 1926г.
Справа: Чжан Линьхай  «Красная серия» №5

Живопись Поднебесной веками поддерживала традицию, которая включала тиражирование образов природы: пейзажей, мира птиц и растений. В основе всего этого лежит принцип Дао — пути. Таков же негласный закон для творчества — философское отношение к жизни. В основе рассуждений китайского художника — наблюдения за течением времени, восхищение окружающим миром, обнаружение гармонии в нем.

Не стоит забывать, что миру свойственны перемены. Основанием к масштабным переменам в живописи Китая стала Великая пролетарская культурная революция. Её цель сводилась к преобразованию просвещения, искусства и культуры, которые на тот момент не соответствовали идеям социализма. Так, новые идеи и ценности сломали плодоносящее дерево традиции. Места сломов принесли свои плоды: незрелые сначала, новые художники превратились в настоящих талантливых современных гениев.

 

Современный художник Китая: о чем он рисует?

Современная китайская живопись

Слева: неизвестный художник.
Справа: Цзэн Фаньчжи, серия Личина №5, 1998

Картина неизвестного художника наполнена символизмом. Несгибаемость, преодоление себя и человеческая гордость в цветках сливы. Панда символизирует Мир и сотрудничество. Задача художника погрузить в размышления о гармонии мира и месте человека в нем. Таким образом повседневность теряет смысл в разговоре о Вечном.

В картинах Фаньчжи, художника-авангардиста, ярко проступает обратная сторона реальности. Он имеет смелость обнажить страхи и бескрылые надежды человека. Бумажный вертолет в руках маленького-взрослого мальчика. Его поделка-игрушка контрастирует с железной птицей, пересекающей океан. Тяжелые руки тянут к земле, лишают крыльев. Образ «человекоединицы» без надежды на лучшее.

Слева: китайская средневековая живопись;
Справа: Чжан Линьхай, серия «Песочница»

Китайская мудрость гласит — мир познается здесь и сейчас. Вселенная — это гармоничная «непереполняемая пустота» без божества и культа. Задача человека здесь — достичь такого же совершенства. В средневековой картине птица — символ трансформации проявленного духа. Люди не осознают, что крылья даны всем и каждый способен достичь Небес.

В современных картинах Линьхая мы видим одновременно сюрреалистическую и «земную» реальность. Стандартная жизнь человека в рамках «песочницы». Принцип существования  общества — следовать проложенному курсу. Пустой стул символизирует отсутствие мотива — это оправдание бездеятельности и тупости. Младенец из плоти и крови выше всего окружающего. Он воплощает жизнь, любовь и боль.

Чжан Сяоган, «Амнезия»

Картина Сяогана объединяет традицию и современность. Напоминает о непостоянстве человеческой памяти. Подмена понятий и единый стандарт не должны позволить забыть о своей уникальности. Искусство способно синтезировать прошлое и настоящее в новых формах. Изменчивость и любопытство свойственны природе человека и никакие политические идеи не в силах остановить этот процесс.

Обложка: Цзэн Фаньчжи «Серия Личина», №10 (фрагмент, 1994 г.) / частное собрание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: