«Самодостаточная личность» — миф, который нуждается в пересмотре?



Доцент кафедры юридической и моральной философии Уорикского университета, доктор наук Кимберли Браунли рассказала на страницах журнала Aeon, почему самодостаточная личность — это культурный миф, оторванный от реальной жизни, и поразмышляла о том, в чём заключается истинная сила человека. Моноклер подготовил для вас перевод.

Великие одиночки завораживают. Генри Дэвид Торо на берегу Уолденского пруда, буддийские монахи в их скитах, литературные герои, такие как Робинзон – все они являются романтическими героями историй про успешное одиночное выживание. Их окружение — пустыня. Их кажущаяся победа является результатом твёрдости характера, изобретательности и самостоятельности.

Одна из причин, по которой такие персонажи привлекают, заключается в том, что, по иронии судьбы, их случаи обнадёживают. Они создают утешительное впечатление, что кто-то может развиваться в изоляции, так как у них это получилось. Это утешение нашло своё лаконичное воплощение в заявлении, сделанном доктором Стокманом в конце книги «Враг народа» (1882 г.) Генрика Ибсена, где местные жители подвергли гонениям героя после того, как он рассказал, что городские туристические водолечебницы заражены. Стокман заявляет:

«Самый сильный человек на свете — тот, кто наиболее одинок».

Великие одиночки воплощают идею свободы от капризов и стрессов общественной жизни. Как человеческие существа мы уязвимы и можем ранить друг друга настроением, наклонностями, идеологией, восприятием, знанием и невежеством. Мы уязвимы для наших общественных соглашений, политики и иерархии. Нам нужно одобрение других людей или их помощь, чтобы получить дополнительные ресурсы. Когда мы молоды и когда мы стары, мы также уязвимы, потому что наша жизнь становится счастливой, лишь когда другие люди заботятся о нас.

Неудивительно, что «Робинзон Крузо» является одним из самых известных романов в истории: есть утешение в самодостаточной независимости отшельника. Но этот романтический образ отшельнической жизни покоится на ошибочных идеях об исключительности отшельников и природе социальной изоляции.


РАЗБИРАЕМСЯ: Философия и психология дауншифтинга: сбавить скорость или сжечь двигатель?


Известные отшельники, как в реальной жизни, так и в художественной литературе, всегда мужчины. Они, как правило, молоды и здоровы. Обычно у них нет ни детей, ни супруги. И они воплощают в себе крепкую осмысленную самодостаточность, с которой немногие смогли бы соревноваться. Но если присмотреться к деталям их историй, мы найдём свидетельства того, что они не являются полностью самодостаточными личностями. Уолденский пруд Торо находится всего в часе ходьбы от города Конкорд (штат Массачусетс), и Торо посещал город регулярно во время пребывания в своём убежище. Кроме того, он всегда держал три стула, приготовленных для гостей (один стул для одиночества, два для дружбы, три для общества), и замечал, что иногда бывало 25 или 30 душ под его крышей.

Буддийские монахи, пока они могут оставаться в молчании в течение нескольких месяцев, в то же самое время поддерживаются и кормятся своими учениками и мирянами. Кроме того, они проходят годы тренировок перед уходом в уединение, большая часть которых сосредоточена на культивировании глубоко социальных состояний сердца и ума, таких как сострадание, любящая доброта и радость, испытываемая от счастья других.

Даже ибсеновский доктор Стокман рисует свою жену и дочь, близких ему, когда он триумфально декларирует, что самый сильный человек — тот, кто наиболее одинок.

Один из реальных отшельников, который, кажется, отличается, — это Ричард Преннеки, отставной военный плотник и натуралист-любитель, который жил один на берегу озера Твин Лейкс (Аляска) в течение почти 30 лет. Он записывал свою жизнь на видеопленку, которую впоследствии использовали, чтобы сделать документальный фильм «Один в дикой природе» (2004). С перерывами Преннеки получал запасы от пилота, облетающего малонаселённую местность, но в зимний период его коттедж в Твин Лейкс часто бывал недоступен, поэтому он оставался в полном одиночестве.

Конечно, Преннеки, как и другие великие одиночки, имел сложный набор приобретенных социальных навыков, которые сделали уединенную жизнь возможной. При этом всё, что его окружало, что было фоном его жизни — это жестокая и богатая дикая приода.

Однако «дикость» является источником не только сенсорной стимуляции, но и межвидового взаимодействия. В естественном мире великие одиночки находят компаньонов. У Преннеки была любимая птица. Он также наблюдал за передвижением многих видов. У Робинзона Крузо были собака, две кошки, несколько коз и попугай, а позже у него появился спутник – человек по имени «Пятница». И еще один персонаж, подобный Крузо, — беглый 12-летний Сэм Грибли, главный герой детской книги Джин Грейгхед Джордж «Моя сторона горы» (1959), берёт птенца сокола из гнезда, обучает его и называет его «Безобразный» (Frightful). Он также заводит полуручную ласку, которую называет Барона.

Такого же рода антропоморфизация происходит в фильме «Изгой» (2000 г.), где Том Хэнкс, который, кажется, лишен любого контакта с животными на необитаемом острове, персонализирует волейбольный мяч, делает для него лицо, называет его «Уилсон» и очень расстраивается, когда тот теряется.

Реальная постоянная изоляция вовсе не романтична. На самом деле, это гораздо хуже, чем стресс, который мы испытываем в обществе. В отличие от успеха военно-обученного Преннеки, неопытный турист Кристофер Маккэндлесс умер от голода на Аляске в 1992-м году. Таким образом, отправляясь в одиночку в дикую природу с небольшим количеством запасов, он стал жертвой фантазий о пустынном отшельнике.

Кроме того, люди, которые уже пережили нежелательную социальную изоляцию (среди них — американские журналисты Джерри Левин и Терри Андерсон, оказавшиеся в заточении в Ливане в качестве политических заключенных со стороны Хизбаллы в 1980-е годы), подтверждают, что это мучительно. Еще один политический заключенный, Шейн Бауэр, который содержался в полной изоляции в течение 26-ти месяцев в Иране, описал черный ужас своего опыта и отчаянное желание восстановить связь с другими людьми, хоть бы даже с его похитителями.

Такие отчеты подтверждаются растущим количеством психологических доказательств (1), свидетельствующих о том, что поддержание социальных контактов, взаимодействие и включение являются принципиально важным минимумом для достойной человеческой жизни и — ещё глубже — для благосостояния людей. По большей части, мы нужны друг другу; мы не можем процветать или даже выжить друг без друга. Эти основные потребности являются основанием для целого ряда прав, которыми мы часто пренебрегаем, — например, правом быть частью сети социальных связей.

В нашей индивидуалистической западной культуре, где романтический образ великого одиночки превалирует, потребуется немало веских аргументов, чтобы показать, что нам необходимо принять иную модель «сильного человека». Мы могли бы начать с мысли, что истинная сила заключается в умении оставаться чуткими к чужой боли и страданиям, в открытости к близости и в соприкосновении с чужими потребностями, пристрастиями, презрениями и надеждами. Самый сильный человек вполне может быть тем, кто позволяет себе быть уязвимым для других и остается полон решимости пережить это и стать лучше. Самый сильный человек на свете – тот, кто наиболее связан с другими.

Ссылки на исследования

1. KIMBERLEY BROWNLEE. A HUMAN RIGHT AGAINST SOCIAL DEPRIVATION/ The Philosophical Quarterly Vol. 63, No. 251 April 2013.

По материалам: Kimberley Brownlee «The self-reliant individual is a myth that needs updating»/Aeon.

Обложка: Жюль Бастьен-Лепаж «Диоген», фрагмент картины (1873).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

7 комментариев

  1. Прекрасная статья, еще бы опечаток в ней не было!

  2. Спасибо, исправили! Надеюсь, ничего не пропустили)

  3. Можно использовать систему Orphus (https://orphus.ru/ru/), чтобы читатели сами отслеживали ошибки в тексте.

  4. Спасибо за совет) Наконец-то дошли руки и до этой проблемы)

  5. Теперь осталось написать про 40-50лвл тетанусов-сычуж

  6. Это ведь известная дилемма дикобразов)

  7. Одиночество является одним из основных факторов стресса в диких условиях. Одним из способов выживания тогда становится создание «эффекта присутствия других людей», как и сделал герой Тома Хэнкса в фильме «Изгой» (почитать об этом можно, например, здесь: https://avtonomsurvival.ru/vyzhivanie/stressory_vyzhivaniya). Каждый сам придумывает для себя, какой именно предмет «одушевить», сделав его временным собеседником

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: