Навязчивые мелодии: 3 способа борьбы с ними

Жвачка, отвлечение и вовлечение: писатель и журналист Харриет Браун, которую на протяжении 30-ти лет преследует синдром навязчивой мелодии, рассказывает о природе этого явления, его механизмах и основных способах борьбы с самозваными саундтреками нашей жизни.

Если вы относитесь к тем 92-м процентам населения, которых преследует «синдром навязчивой мелодии», и вас постоянно одолевают эти неугомонные фрагменты музыки, появляющиеся без приглашения у вас в голове, возможно, вам хотелось бы узнать о способах, которые помогут остановить этот когнитивный зуд. «Синдром навязчивой мелодии» — это, как правило, мягкая форма руминации – без конца повторяющихся навязчивых мыслей, связанных с тревогой и депрессией.

Психологи уже давно пытаются найти способы выдворения этих нежелательных гостей, и теперь исследователи из Университета Рединга в Англии предлагают новый подход: жевать жвачку. Психолог Филипп Биман и его коллеги обнаружили, что студенты, которым пришлось прослушать отрывки навязчивых песен и мелодий и которые после этого жевали жвачку, сообщали о меньшем количестве непроизвольных музыкальных образов, чем те, кто не жевал. Жевание жевательной резинки, как и чтение про себя, разговор с самим собой или напевание мелодий, вовлекает в работу язык, зубы и другие анатомические области, используемые для производства речи, так называемые субвокальные артикуляторы. Эти субвокализации мешают мозгу формировать словесные или музыкальные воспоминания.

Так что для некоторых людей достаточно будет пожевать жвачку, чтобы избежать непрерывных повторений «Марии» из фильма «Звуки музыки». Однако эта техника едва ли поможет при глубоко укоренившихся навязчивых мелодиях. У меня самой есть неприятный опыт «застревания»: в течение 30-ти лет одни и те же девять нот из неизвестной мне песни появляются у меня в голове (эксперты говорят, что это редкий случай). Жевательная резинка не помогла.

Другие стратегии избавления от навязчивых мелодий основываются на том, что британский музыкальный психолог Виктория Уильямсон из университета Шеффилда описывает как «отвлечение и вовлечение». Как она объясняет, наиболее эффективное отвлечение может быть вербальным или музыкальным: повторение мантры, декламирование разных стихов, прослушивание различных песен, даже игра на музыкальных инструментах. Эти способы работают за счет активации компонентов рабочей памяти, участвующих в создании навязчивых мелодий, — некого цикла хранения и повторения, называемого «фонологическая петля».

«Если вы заполните его чем-то другим, использующим ту же схему, у него не хватит ресурсов, чтобы сформировать навязчивую мелодию», — отмечает Уильямсон.

Сосредоточение внимания на конкретной умственной задаче, например, на продумывании недельного расписания, также может прогнать повторяющуюся мелодию. Тем не менее, если задача слишком легка или слишком сложна, наш мозг предпочтет вернуться к надоевшему фрагменту. Задача должна обеспечить лишь необходимое количество когнитивной нагрузки —  профессор психологии из Университета Западного Вашингтона Ира Хайман называет это «эффект Златовласки». Исследователи из Кембриджского университета разработали прекрасное, по их глубокому убеждению, упражнение: мысленную генерацию случайных чисел – по одному в секунду, никогда не повторяя.

Другой распространенный подход заключается в максимальном внимании к навязчивой мелодии.  Вместо того чтобы пытаться не думать о ней, вы сознательно слушаете всю песню от начала до конца, несколько раз подряд. Большинство навязчивых мелодий представляют собой фрагменты, которые и обеспечивают упорную долговечность мелодии. Неполные воспоминания остаются в голове дольше, чем полные. Это явление известно как эффект Зейгарник. Как отмечает Уильямсон, дополняя фрагмент, вы можете управлять песней с помощью вашей сознательной памяти.

Или не можете. Ни отвлечение, ни вовлечение не сработало в моем случае. В конечном счете некоторые эксперты говорят, что лучшая стратегия может заключаться в том, чтобы просто научиться наслаждаться концертами в вашей голове. Я пыталась определить, нарушить и прервать мою навязчивую мелодию в течение трех десятилетий, и мне не повезло. Время от времени она покидает меня на день или два, и я с надеждой думаю, что ей пришел конец; затем я обнаруживаю, что я вновь напеваю те же девять нот. Я решила думать об этом, как о саундтреке к моей жизни. Ведь он мог бы быть и хуже. Я бы могла оказаться тем человеком, чье внутреннее молчание могло бы нарушаться строчками «It’s Friday, Friday, gotta get down on Friday» из песни Ребекки Блэк.

Итак, подведём итог:

  • От 15 до 30 секунд: расчетная длина типичного фрагмента навязчивой мелодии;
  • 92 % людей испытывают синдром навязчивой мелодии по крайней мере один раз в неделю;
  • Среди 99 % населения синдром навязчивой мелодии встречается изредка;

Большинство людей описывают фрагменты навязчивых мелодий как «неопасные», однако:

  • 15 %  находят свою навязчивую мелодию «тревожной»
  • 33 % описывают свой когнитивный зуд как «неприятный».

По материалам: How Do You Solve a Problem Like an Earworm?

Обложка: Hoffnungsschimmer/flickr.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: