«Сейчас или никогда»: как нас ограничивает миф о «последнем шансе»



«Это мой последний шанс» — миф, который бытует в нашей культуре, чего бы это ни касалось: самореализации, работы, любви. Этот миф тесно связан с полярным мышлением и инфантильной формулой «всё или ничего», которая так же слабо связана с реальностью, как и с гармоничным внутренним состоянием. Психолог Екатерина Поликарпова разбирается, кто и как формирует в нас этот миф, как он впоследствии преобразуется в культ успеха и ведет нас к появлению двух иллюзий — иллюзии победы и иллюзии поражения, почему тираны и манипуляторы любят использовать этот миф в своих целях и как зависимость от него связана с неумением справляться с фрустрацией и появлением кучи барьеров, которые ограничивают наше развитие.

Один из самых разрушительных психологических мифов современной культуры. Родом прямиком из самой мифологии — древней; из тех времён, когда последний шанс мог быть действительно последним, и формировалось очарование героями — легендарными сверхлюдьми, которые делали невозможное, безошибочно проходя между смертельными опасностями.

Ставки были высоки. Ошибка — голод — смерть. Ошибка — проигрыш в битве — смерть. Ошибка — бунт — смерть. И так далее. Людям не хотелось умирать, поэтому они очень серьёзно относились к любым проигрышам и неудачам. Культ успеха перетёк, в первую очередь, из культа жизни и смерти. За успехом по пятам следует культ богатства. Иллюзия: “чем я богаче, тем я дальше от бед, невзгод, а следовательно, смерти”. 

Всё это закономерно находит отражение в архетипических сюжетах. Показать, как герой ускользает от опасности в самый последний момент — надёжный приём формирования и закрепления сопереживания персонажу. Такой приём формирует у потребителя мифов, сказок, книг, фильмов — любого сюжетного контента — две основных идеи:

1. Это было так сложно, что даже этот, наделённый различными, подходящими для решения жизненных задач характеристиками, герой едва справился. Эта опасность — серьёзна, с ней невозможно не считаться. Я буду считаться с опасностями, которые меня окружают.

2. Если герой всё-таки справился — значит, существование в этом полном опасностей мире не так безнадёжно. Возможно, у меня тоже получится справиться со своими опасностями, главное — использовать свой последний шанс.


Читайте также Массовая культура: психоаналитический взгляд


Культура транслирует миф о последнем шансе, и он обращается в интроект — усвоенную извне установку, которую мы впоследствии транслируем другим и используем, как свою собственную; не осознавая, что она нам изначально не принадлежит. Последний шанс получить эту работу, последний шанс добиться расположения этой девушки (или этого парня), последний шанс получить что-то — иначе меня ждёт неудача, поражение, депрессия, смерть.

«Последний шанс» — также удобный приём насилия, которым часто пользуются тираны. Тиран милостиво даёт жертве последний шанс, чтобы исправиться, иначе — наказание, которое жертва заслужила (так как не использовала щедрый дар своего хозяина). Сделай всё, чтобы заслужить моё расположение в этот раз, иначе я лишу тебя благ, которые тебе дороги — и ты проиграешь.

С точки зрения психологии, последний шанс у вас может быть только непосредственно перед лицом смерти. И только там, где вы действительно имеете этот шанс от неё ускользнуть. Он действительно последний — в этой жизни. Любая другая цепочка событий работает совершенно иначе и зависит от вашего отношения к проблеме. Привычка думать в рамках последнего шанса — это искусственное создание себе барьеров, которые ограничивают ваше дальнейшее развитие.

Вы не умрёте, если этот человек откажет вам в близости, не умрёте, если вам откажут в этой работе, не умрёте от любой фрустрации, которая сопровождает любой отказ вам. Неумение грамотно проживать фрустрацию поддерживает установку «сейчас или никогда». В восточных единоборствах, философия которых тянется к (полу)религиозным учениям, существует понятие иллюзии победы и иллюзии поражения. 

Иллюзия поражения: «если меня победили, значит, я плохой воин, а победитель — хороший воин». Это ничего не говорит ни о прошлом (как другой достиг этой победы?), ни о настоящем (какими качествами обладает он, и пока не обладаю я?), ни о будущем (как я могу приобрести эти качества?). Иллюзия поражения загоняет в ситуацию неопределённого страдания: вы страдаете не от того, что чего-то не получили, а от того, что не знаете, как это получить. Плохой воин, хороший воин — абстракции, всё или ничего — абстракция, обе призваны нас мотивировать, и обе только загоняют в тупик неопределённости.

Иллюзия победы: «если я победил, значит, я хороший воин, а проигравший — плохой воин». Хороший воин — должность, которой надо соответствовать ежесекундно. Чем больше усилий прикладывает человек к соответствию образу идеального себя, тем сильнее растёт страх поражения. Каждый условный бой начинает казаться решающим, каждое взаимодействие с окружающей действительностью начинает казаться боем. Или я, или меня. Философия жертвы, весь мир которой сводится к самоощущению, что вся Вселенная построена исключительно на борьбе, на победителях и проигравших.


Читайте другой материал автора о современных мифах Миф об эмоциональной (не)зависимости: как быть суверенным в социально ориентированном мире


Обе иллюзии формируют идентичности, из которых сложно выбраться.

Я-Проигравший — неспособный выбраться из вымышленной ямы неудачник. Вымышленной, потому что яма — в голове. Да и вы не падаете, вы просто переходите в новые жизненные условия. У меня есть парень — одни жизненные условия, у меня нет парня — другие. То, что при этом парень вас бросил, и сделал это некрасиво — не влияет на сами окружающие условия. Мир по-прежнему предоставляет столько же возможностей, что и секунду, час, месяц, неделю или год назад. Просто они могут менять форму (как и ваша психика — вследствие эмоциональных окрасок), и в силу этого вы можете не сразу их распознать.

Я-Победитель — неспособный сойти с вымышленного пьедестала перфекционист. Я настолько значим с весом своих побед, что мне нельзя переходить в другую позицию — иначе мои победы будут обесценены. Заложник образа, не осознающий, что нет пьедестала — есть набор обстоятельств, которые он подтянул к себе, чтобы сформировать свой образ. 

Обоих объединяет иллюзия последнего шанса: «У меня так мало, что это — мой последний шанс, иначе я растеряю последнее» — «У меня так много, что любой риск для меня не позволителен — мой каждый следующий шаг опаснее предыдущего». Какова бы ни была ваша внутренняя философия (а она может быть в разных пропорциях при разных обстоятельствах и условиях), последний шанс укрепляет вас в этих двух полярностях: ноль или единица. Однако вообще-то в мире гораздо больше ролей и позиций. 

Последний шанс сейчас существует только в мифах, фильмах и экстремальных ситуациях (которых в жизни среднего обывателя довольно мало). Всё остальное — смена обстоятельств, которую человек умеет, либо не умеет принимать. Для не умеющего обрабатывать свою фрустрацию каждая смена жизненных обстоятельств превращается в катастрофу и подталкивает к депрессии, а то и суициадальным настроениям.

Такая высокая чувствительность — показатель тонко сложенных границ. Или вообще, или в том месте, где человек присваивает иллюзию последнего шанса. Ключевой вопрос: почему я считаю, что это должно принадлежать мне любой ценой? Если вам это настолько важно, что в мирных условиях ваш мозг превращает это в алгоритм «всё или ничего», значит, вы просто недополучили этот компонент в детстве, и не доразвили его сами себе во взрослом возрасте. 

«Последний шанс», «всё или ничего» — говорит детская часть, не взрослая. Травмированная детская часть, для которой нормально использовать манипуляцию («дай, или я уйду в депрессию/умру»), чтобы получить желаемое. Поэтому, когда герой на экране начнёт в очередной раз лить слёзы над «я не получу или не получил то, на что рассчитывал» — задумайтесь, стоит ли вам включаться в чужой мифологический сценарий?

Обложка: «Автопортрет напротив двухцветной стены», Эдвард Мунк (1904 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

3 комментария

  1. Прекрасная статья, спасибо большое!

  2. Ай, даже не видела, что опубликовали. Рада, что вам понравилось)

  3. Очень хорошо!)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: