Искусство насмешки с разницей в пятьсот лет: Иероним Босх и Джордж Кондо

Общество потребления, потеря индивидуальности, культ тела: специалист по истории искусства Анна Селюнина делает короткий экскурс в искусство насмешки над человеческими слабостями сквозь века — на примере средневековых картин Иеронима Босха и работ современного американского художника Джорджа Кондо.

Иероним Босх родился в 1450 году в Нидерландах. Это время, когда Возрождение как бы «прорвало» пелену Средневековья: в обществе накопилась усталость от библейских канонов, поэтому художники стали обращаться к Человеку и природе. Картины многих художников этого периода наполнены любопытством к окружающему миру.

Искусство насмешки: Иероним Босх

Доминик Лампсониус, «Портрет Иеронима Босха» (1600 г.) / © Wikimedia Commons

Судьба Босха была связана со служением Церкви. Положение обязывало соблюдать негласные законы церкви и в живописи. Именно поэтому Босх балансирует в своих работах на грани: между церковью и жизнью обычного человека. Пустота церковного и наполненность обыденного мира смыслами, ирония и горечь узнавания повседневных истин открывают нам в Босхе человека мудрого и тонкого.

Джордж Кондо. Кондо — наш современник, американец. Художник появился на арт-сцене в 1980 году, в эпоху постмодернизма и расцвета поп-культуры, время культа потребления и гротеска. В такой обстановке формировался «феномен Кондо» — современный художник, отвечающий запросам социума.

Джордж Кондо

Джордж Кондо, Сара Ли / The Guardian

Художник искусно использует  эмоции  как основной инструмент  удовлетворения «зрителя-потребителя».

Кондо пишет так, что вы можете считать с полотна откровенную издевку, насмешку. Этим автор и достигает необходимого эффекта — «впечатлить зрителя». Усредненность восприятия обывателя обнажает циничную усмешку автора там, где могла бы быть глубокая ирония. Провокация, рассчитанная на быстрый эмоциональный отклик,  — в этом заключается секрет его популярности.

Сквозная тема работ — общество потребления.

Рассмотрим некоторые из них.

Искусство насмешки: Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Корабль дураков», 1490 г. Лувр, 10-й зал, 2-ой этаж.
Справа: Д. Кондо, «Пещерная живопись», 2008 г.

Босх пишет утлую лодченку, в которой люди заняты едой и развлечениями. Кусок хлеба, подвешенный на веревке в центре, символизирует зависимость, с помощью которой нами успешно манипулируют. Но мы не хотим замечать очевидного, мы уверены и успешны: наш флаг развевается!

Кондо объединяет все черты нашего общества в одном существе, которое, возможно, было когда-то человеком. Веревочка, но уже с морковкой — все тот же мотив зависимости, который остается актуальным спустя пятьсот лет.

Искусство насмешки: И. Босх, "Несение креста", 1516г. ; Д. Кондо, "Иисус"

Слева: И. Босх, «Несение креста», 1516 г. Музей изящных искусств, Гент.
Справа: Д. Кондо, «Иисус»

Иисус в центре работ располагается на темном фоне. Темнота олицетворяет пустоту, безнадежность, страх. Проявление злости и зависти контрастируют со светлым, нравственным началом. Общество не терпит индивидуальности, поэтому мы  ее «распинаем на кресте», либо сжигаем в огне инквизиции.

Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Сад земных наслаждений», фрагмент, 1500 г. Музей Прадо, Мадрид.
Справа: Д. Кондо, «Обнаженный сфинкс»

Тело дает человеку силу, но одновременно является источником нашей слабости. Тело — то, что неотделимо от понятия «Человек». В стремлении удовлетворить только потребности тела человек слабеет. Это мышеловка, говорит нам Босх, дальше дороги нет. Сексом заменяют все  и заполняют им любую пустоту. Отсутствие чувств превращает нас в героев с картин Джорджа Кондо.

Искусство насмешки: Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Аллегория чревоугодия и Любострастия», 1500 г. Картинная галерея Йельского университета.
Справа: Д. Кондо, «Дядя Джо», 2005 г.

На примере этих картин  мы можем наблюдать поразительное постоянство в видении мира людей сквозь века. Взгляд художников — зеркало нашего общества. Поколение, взращённое поп-культурой, мало отличается от обитателей средневековья. Прошлое есть у всех. Оно же и настоящее. Разница в 500 лет между работами лишь убеждает нас в этом.

Обложка: фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500-1510 гг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. Историки повседневности бы удивились

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: