Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Общество потребления, потеря индивидуальности, культ тела: специалист по истории искусства Анна Селюнина делает короткий экскурс в искусство насмешки над человеческими слабостями сквозь века — на примере средневековых картин Иеронима Босха и работ современного американского художника Джорджа Кондо.
Иероним Босх родился в 1450 году в Нидерландах. Это время, когда Возрождение как бы «прорвало» пелену Средневековья: в обществе накопилась усталость от библейских канонов, поэтому художники стали обращаться к Человеку и природе. Картины многих художников этого периода наполнены любопытством к окружающему миру.
Доминик Лампсониус, «Портрет Иеронима Босха» (1600 г.) / © Wikimedia Commons
Судьба Босха была связана со служением Церкви. Положение обязывало соблюдать негласные законы церкви и в живописи. Именно поэтому Босх балансирует в своих работах на грани: между церковью и жизнью обычного человека. Пустота церковного и наполненность обыденного мира смыслами, ирония и горечь узнавания повседневных истин открывают нам в Босхе человека мудрого и тонкого.
Джордж Кондо. Кондо — наш современник, американец. Художник появился на арт-сцене в 1980 году, в эпоху постмодернизма и расцвета поп-культуры, время культа потребления и гротеска. В такой обстановке формировался «феномен Кондо» — современный художник, отвечающий запросам социума.
Джордж Кондо, Сара Ли / The Guardian
Художник искусно использует эмоции как основной инструмент удовлетворения «зрителя-потребителя».
Кондо пишет так, что вы можете считать с полотна откровенную издевку, насмешку. Этим автор и достигает необходимого эффекта — «впечатлить зрителя». Усредненность восприятия обывателя обнажает циничную усмешку автора там, где могла бы быть глубокая ирония. Провокация, рассчитанная на быстрый эмоциональный отклик, — в этом заключается секрет его популярности.
Сквозная тема работ — общество потребления.
Рассмотрим некоторые из них.
Босх пишет утлую лодченку, в которой люди заняты едой и развлечениями. Кусок хлеба, подвешенный на веревке в центре, символизирует зависимость, с помощью которой нами успешно манипулируют. Но мы не хотим замечать очевидного, мы уверены и успешны: наш флаг развевается!
Кондо объединяет все черты нашего общества в одном существе, которое, возможно, было когда-то человеком. Веревочка, но уже с морковкой — все тот же мотив зависимости, который остается актуальным спустя пятьсот лет.
Иисус в центре работ располагается на темном фоне. Темнота олицетворяет пустоту, безнадежность, страх. Проявление злости и зависти контрастируют со светлым, нравственным началом. Общество не терпит индивидуальности, поэтому мы ее «распинаем на кресте», либо сжигаем в огне инквизиции.
Тело дает человеку силу, но одновременно является источником нашей слабости. Тело — то, что неотделимо от понятия «Человек». В стремлении удовлетворить только потребности тела человек слабеет. Это мышеловка, говорит нам Босх, дальше дороги нет. Сексом заменяют все и заполняют им любую пустоту. Отсутствие чувств превращает нас в героев с картин Джорджа Кондо.
На примере этих картин мы можем наблюдать поразительное постоянство в видении мира людей сквозь века. Взгляд художников — зеркало нашего общества. Поколение, взращённое поп-культурой, мало отличается от обитателей средневековья. Прошлое есть у всех. Оно же и настоящее. Разница в 500 лет между работами лишь убеждает нас в этом.
Обложка: фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500-1510 гг.
Историки повседневности бы удивились