Искусство насмешки с разницей в пятьсот лет: Иероним Босх и Джордж Кондо

Общество потребления, потеря индивидуальности, культ тела: специалист по истории искусства Анна Селюнина делает короткий экскурс в искусство насмешки над человеческими слабостями сквозь века — на примере средневековых картин Иеронима Босха и работ современного американского художника Джорджа Кондо.

Иероним Босх родился в 1450 году в Нидерландах. Это время, когда Возрождение как бы «прорвало» пелену Средневековья: в обществе накопилась усталость от библейских канонов, поэтому художники стали обращаться к Человеку и природе. Картины многих художников этого периода наполнены любопытством к окружающему миру.

Искусство насмешки: Иероним Босх

Доминик Лампсониус, «Портрет Иеронима Босха» (1600 г.) / © Wikimedia Commons

Судьба Босха была связана со служением Церкви. Положение обязывало соблюдать негласные законы церкви и в живописи. Именно поэтому Босх балансирует в своих работах на грани: между церковью и жизнью обычного человека. Пустота церковного и наполненность обыденного мира смыслами, ирония и горечь узнавания повседневных истин открывают нам в Босхе человека мудрого и тонкого.

Джордж Кондо. Кондо — наш современник, американец. Художник появился на арт-сцене в 1980 году, в эпоху постмодернизма и расцвета поп-культуры, время культа потребления и гротеска. В такой обстановке формировался «феномен Кондо» — современный художник, отвечающий запросам социума.

Джордж Кондо

Джордж Кондо, Сара Ли / The Guardian

Художник искусно использует  эмоции  как основной инструмент  удовлетворения «зрителя-потребителя».

Кондо пишет так, что вы можете считать с полотна откровенную издевку, насмешку. Этим автор и достигает необходимого эффекта — «впечатлить зрителя». Усредненность восприятия обывателя обнажает циничную усмешку автора там, где могла бы быть глубокая ирония. Провокация, рассчитанная на быстрый эмоциональный отклик,  — в этом заключается секрет его популярности.

Сквозная тема работ — общество потребления.

Рассмотрим некоторые из них.

Искусство насмешки: Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Корабль дураков», 1490 г. Лувр, 10-й зал, 2-ой этаж.
Справа: Д. Кондо, «Пещерная живопись», 2008 г.

Босх пишет утлую лодченку, в которой люди заняты едой и развлечениями. Кусок хлеба, подвешенный на веревке в центре, символизирует зависимость, с помощью которой нами успешно манипулируют. Но мы не хотим замечать очевидного, мы уверены и успешны: наш флаг развевается!

Кондо объединяет все черты нашего общества в одном существе, которое, возможно, было когда-то человеком. Веревочка, но уже с морковкой — все тот же мотив зависимости, который остается актуальным спустя пятьсот лет.

Искусство насмешки: И. Босх, "Несение креста", 1516г. ; Д. Кондо, "Иисус"

Слева: И. Босх, «Несение креста», 1516 г. Музей изящных искусств, Гент.
Справа: Д. Кондо, «Иисус»

Иисус в центре работ располагается на темном фоне. Темнота олицетворяет пустоту, безнадежность, страх. Проявление злости и зависти контрастируют со светлым, нравственным началом. Общество не терпит индивидуальности, поэтому мы  ее «распинаем на кресте», либо сжигаем в огне инквизиции.

Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Сад земных наслаждений», фрагмент, 1500 г. Музей Прадо, Мадрид.
Справа: Д. Кондо, «Обнаженный сфинкс»

Тело дает человеку силу, но одновременно является источником нашей слабости. Тело — то, что неотделимо от понятия «Человек». В стремлении удовлетворить только потребности тела человек слабеет. Это мышеловка, говорит нам Босх, дальше дороги нет. Сексом заменяют все  и заполняют им любую пустоту. Отсутствие чувств превращает нас в героев с картин Джорджа Кондо.

Искусство насмешки: Босх и Кондо

Слева: И. Босх, «Аллегория чревоугодия и Любострастия», 1500 г. Картинная галерея Йельского университета.
Справа: Д. Кондо, «Дядя Джо», 2005 г.

На примере этих картин  мы можем наблюдать поразительное постоянство в видении мира людей сквозь века. Взгляд художников — зеркало нашего общества. Поколение, взращённое поп-культурой, мало отличается от обитателей средневековья. Прошлое есть у всех. Оно же и настоящее. Разница в 500 лет между работами лишь убеждает нас в этом.

Обложка: фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500-1510 гг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

  • Витя Пепелов

    Историки повседневности бы удивились

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: