Эжен Делакруа о том, что одиночество — благо, необходимое для развития

Штудируем дневник Эжена Делакруа и публикуем фрагменты, в которых молодой художник объясняет, почему одиночество — благо для творца, и подсказывает, как преодолеть социальное отвлечение.

«Почти невозможно писать, будучи одной» — сетовала Сьюзен Зонтаг в своём дневнике, а знаменитый русский режиссёр Андрей Тарковский предостерегал молодых: «Люди, которые скучают сами с собой, находятся в опасности». Эти два полярных мнения существовали с давних времён, но в последнее время мы настолько стали избегать скуки, бояться остаться наедине с самими собой, что попросту разучились испытывать одиночество. Казалось бы — невелика потеря, но после великих откровений философов XX века, которые видели в одиночестве путь к нахождению своего истинного «Я», после осознания, что одиночество — необходимая составляющая творчества и созерцания, наша безмерная страсть к побегу в социальные сети и отгораживанию себя от внешнего мира гаджетами кажется если не жалкой, то крайне тупиковой.

Великий французский художник и старательный мемуарист («Дневник Делакруа» насчитывает более восьмисот страниц и охватывает все годы его сознательной жизни) Эжен Делакруа исследовал этот парадокс с выразительной утончённостью за два столетия до современной эпидемии компульсивной социальности и аллергии на одиночество. Когда он приблизился к своему двадцать шестому дню рождения, Делакруа сформулировал проблему, к которой впоследствии сам будет не раз возращаться и которая предстанет во всей своей красе перед жителями XXI века, утрачивающими способность к диалогу с собой: проблему выбора между обаянием социальной жизни и «плодородным одиночеством», необходимым для души и для творчества. Публикуем фрагменты из дневника Делакруа, в которых он размышляет о благе одиночества, и ни на что не намекаем: выбор по-прежнему остаётся за вами.

 

Воскресенье, 4 января (1824 г.)

«Несчастный, можно ли создать что-нибудь великое, вечно соприкасаясь со всей этой пошлостью? Думать о великом Микеланджело, питать себя великими и строгими красотами, которые насыщают душу! А я все отрываюсь от их изучения ради пустых развлечений. Ищи одиночества! Если твоя жизнь будет размеренной, здоровье не пострадает от твоего затворничества».

 

Среда, 31 марта (1824)

«Надо мало есть за обедом и работать по вечерам одному. Я думаю, что бывать время от времени в большом свете или просто в свете менее вредно для развития и умственной работы, что бы по этому поводу ни разглагольствовали так называемые артисты, нежели выдерживать их собственные посещения. Все их разговоры донельзя вульгарны; от них надо спасаться в одиночество, но жить следует в воздержании, как Платон. Это — средство сосредоточить свой энтузиазм на чем-либо одном, когда ежеминутно отвлекаешься куда-то в сторону и постоянно нуждаешься в обществе других. Дюфрен безусловно прав: то, что переживаешь наедине с самим собой, остается крепким и непорочным. Как бы ни было велико удовольствие делиться своими переживаниями с другом, надо объяснять слишком много оттенков; может быть, каждый их и чувствует, однако на свой лад, а это ослабляет у каждого впечатление. Раз он мне советует, да я и сам признаю необходимость побывать в Италии одному и жить одному, когда я там устроюсь, начнем теперь же привыкать к этому: отсюда проистекут и другие счастливые перемены. Вернется память, настоящее разумение и порядок…».

 

Воскресенье, 4 апреля

«Все убеждает меня в необходимости еще более замкнуться в моем уединении. Самые лучшие и наиболее драгоценные мгновения моей жизни уходят на развлечения, которые, по существу, приносят только скуку. Возможность или ожидание этих развлечений начинает подрывать и тот небольшой остаток сил, который еще уцелел у меня от скверно проведенного накануне дня. Память, ни на чем не упражняясь, гибнет или слабеет. Я тешу свою потребность действовать бесполезными проектами. Тысячи ценных мыслей остаются бесплодными, ибо лишены продолжения. Они меня пожирают, они разоряют меня. Враг засел в крепости, в самом сердце; он на все накладывает руку.

 

Думай о благах, которые ты получишь вместо этой пустоты, ежеминутно уводящей тебя от самого себя: о внутреннем удовлетворении и ясной памяти, о хладнокровии, которое достигается правильной жизнью, о здоровье, которое не будет расшатываться постоянными уступками преходящим возбуждениям, в которые втягивает тебя чужое общество, о законченных работах, о постоянном труде».

Исчерпывающе.

Источник: Дневник Делакруа : [В 2 т.] : пер. с фр. / Эжен Делакруа ; пер. Т.М. Пахомова ; ил. Эжен Делакруа . – М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1961 . 

Обложка: Эжен Делакруа «Автопортрет» (фрагмент), 1940 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: