«Старший Брат смотрит на тебя!»: Arzamas выпускает аудиоспектакль по «1984» Оруэлла, но мы рекомендуем еще кое-что

Become a Patron!

Arzamas выпускает аудиоверсию самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984», прослушивание которой мы рекомендуем дополнить просмотром видеоверсии спектакля «Мы» Большого театра кукол.

Когда в 2016 году «Моноклер» выпускал статью Азбука тоталитаризма Джорджа Оруэлла. Перечитывая «1984», мы пытались сделать ее простым и понятным пособием для изучения азов тоталитарного режима и на примере романа Оруэлла описать его ключевые методы и практики. Но опыт художественного переосмысления идей писателей-антиутопистов может дать не меньше почвы для размышлений, поэтому рассказываем о двух актуальных постановках, доступных онлайн.

Проект Arzamas записал и выпустил первую часть аудиоспектакля по роману Джорджа Оруэлла «1984» (в переводе Виктора Голышева), режиссером которой стал Дмитрий Николаев. Он известен своими радиоспектаклями на «Радио России» и радио «Культура», в том числе по произведениям Стругацких, Достоевского, Ионеско и других классиков.

«Как правильно переписывать историю, почему 2 × 2 = 5, кто такие пролы и что такое новояз, а также двухминутка ненависти, злосекс и мыслепреступления» © Arzamas

«1984» — первый аудиоспектакль проекта Arzamas. Как и роман Оруэлла, он состоит из трех частей. Первая доступна по подписке на сайте Arzamas (149 р./мес). А вот так звучит трейлер:

Но «1984» — далеко не единственная антиуптопия, столь напоминающая реалии современности и нашедшая свое современное воплощение. В «Большом театре кукол» (г. Санкт-Петербург) с 2009 года идёт уникальный спектакль по роману-антиутопии «Мы» Евгения Замятина (реж. Руслан Кудашев), пропитанный мрачной атмосферой Единого государства, приправленной нервной музыкой группы «Аукцыон» и композициями Чайковского и Баха. Написанный в 20-м году XX века, роман о жизни и жителях Единого государства во многом вдохновил Оруэлла на создание своей версии несвободного будущего, а спектакль Руслана Кудашева, кроме социальной проблематики текста, подсвечивает его философский и психологический подтекст.

«Спектакль «Мы» – это первый опыт освоения в театре кукол самого знаменитого романа–антиутопии Евгения Замятина. Роман был написан в 1920 году, а сегодня входит в сборник «Десять лучших романов XX века». В основе постановки этюды актеров с гапитами – «скелетами» тростевой куклы. «Самой невыразительной» кукле наконец-то нашлось место – она воплощает на сцене однородное, безликое «мы». Кажется, этой кукле комфортно в замятинском Едином Государстве, но каково в нем человеческой душе? Спектакль, как и книгу, пронизывает тема любви одного нумера к другому, D-503 к I-330, любви, неожиданно разрушающей геометрически выверенный и прежде абсолютно счастливый мир героя».

(если трейлер не открывается в вашем браузере, посмотрите его на Youtube)

Еще в 2019 году БТК выложил запись спектакля на своей странице ВКонтакте, так что вы свободно можете познакомиться с этим шедевром в любое время.

Под занавес вспомним строки из дневника главного героя «1984» Уинстона, которые он адресовал будущему поколению:

«Будущему или прошлому – времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, времени, где правда есть правда и былое не превращается в небыль. От эпохи одинаковых, эпохи одиноких, от эпохи Старшего Брата, от эпохи двоемыслия – привет!».

Сравнение нашего положения с положениями героев романов «Мы» и «1984» уже стало общим местом, хотя оно едва ли может чем-то нам помочь, однако чтение этих произведений, просмотр или прослушивание постановок по ним может быть напоминанием простой истины, озвученной тем же Уинстоном:

«…если ты чувствуешь,что оставаться человеком стоит — пусть это ничего не дает, — ты все равно их победил».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: