Заразительность вдохновения, или что делает слова сильными

Почему одни тексты вдохновляют нас, а другие нет? Речи некоторых людей воодушевляют, а других — не находят в нас отклика? Как найти вдохновение и научиться вдохновлять других? Научный руководитель Института воображения при Центре позитивной психологии Пенсильванского университета, психолог Скотт Барри Кауфман рассказывает, как ученые исследуют вдохновение, насколько оно заразительно и почему для создания хороших текстов и речей нужна искренность, а не оригинальность.

«Центральным, заключительным, непреложным фактом является то, что вдохновенные слова создают жизнь в нас, потому что они сами по себе являются живыми» — Сесил Морис Боура, «Вдохновение и поэзия»

Заразительно ли вдохновение? Могут ли вдохновенные произведения искусства вдохновить аудиторию? В гуманитарных науках существует давняя традиция, предполагающая, что так и происходит. Когда-то Платон утверждал, что вдохновение передается аудитории благодаря Музе. Примечательно, однако, что эта идея недавно была проверена с научной точки зрения.

В недавнем исследовании Тодд Траш и его коллеги провели первую в истории проверку «заразительности вдохновения», используя поэзию в качестве проводника. Они смотрели на определённые качества текста и качества читателя. Получилась очень основательная научная работа, учитывающая 36,020 взаимодействий между всеми переменными! Вот основные выводы:

— Чем увереннее писатели в частном порядке сообщали, что они испытывали вдохновение во время написания текста, тем более вдохновляющим оказывался текст для средних читателей, как они отмечали. И это несмотря на то, что не было никакого фактического контакта между читателем и писателем, кроме самого текста. Как отмечают исследователи,

«Эта находка свидетельствует о силе написанных слов, которые могут быть средствами для обмена достижениями вершин человеческого опыта среди людей, разделенных временем или расстоянием».

— Чем больше писатели были вдохновлены, тем сильнее люди из независимой группы оценивали стихи как «пронзительные», «приятные», «оригинальные» и «очищающие». Тем не менее, только «пронзительность» и «приятность» оказали положительное влияние на вдохновение среднего читателя. На самом деле, «оригинальность» оказала негативное влияние на вдохновение читателей. Неясно, почему оригинальность оказала негативное влияние на передачу вдохновения, но одна из версий сводится к тому, что оригинальность затрудняет восприятие и приводит к тому, что читатель начинает чувствовать разделение между собой и писателем.

— Читатели, более открытые новому опыту, оказались более терпимы к новому и «очищающему». Чем сильнее читатель был открыт новому опыту, тем чувствительнее он был к передаче вдохновения и тем меньше оригинальность и величественность текста препятствовала передаче.

— Читательское вдохновение не было единственным результатом писательского вдохновения. Вдохновение писателя также вызывало у читателей чувство трепета и озноб.  Эти чувства порабощения были переданы в частности через «пронзительность» текста и его возвышающую/очищающую силу. Это интересно, учитывая, что и пронзительность, и возвышающая сила текста пересекаются с истиной и красотой. Как отмечают исследователи,

«Эти найденные связи между телесными реакциями читателя и глубоким чувством мотивации писателя отражают резонирующую силу представлений о том, что истинно и ложно в человеческой природе».

В то время как стихи, написанные авторами, прилагающими больше усилий, также оказывались более вдохновляющими для читателей, эти усилия не порождали никаких других эмоций у читателя, таких как трепет или озноб.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Творчество на ходу: приложения для писателей


Эти открытия заразительности вдохновения могут иметь далеко идущие последствия. Во-первых, они дают пищу для размышлений начинающим писателям. Многие авторы рассматривают писательство как слишком сложное дело, потому что считается, что настоящая писательский труд требует тяжелой монотонной работы  и полной оригинальности. Действительно, такое положение дел устрашает.

Тем не менее, полученные данные свидетельствуют о том, что хорошее письмо больше похоже на хороший рассказ, выражение своего внутреннего состояния. Пожалуй, самый полезный способ для начинающих писателей — рассматривать свое словотворчество как естественное средство, помогающее схватить, выделить, обрисовать внутреннее состояние и выразить его. Эти идеи могут также быть ценными и вдохновляющими для читателей — чтобы проверить, как они воспринимают оригинальные тексты и тексты, написанные с огромными усилиями. Как когда-то выразился Лев Толстой,

«В словесном искусстве людей обучают тому, чтобы они умели, не желая ничего сказать, написать во много страниц сочинение на тему, о которой они никогда не думали, и написать так, чтобы это было похоже на сочинение авторов, признанных знаменитыми. Этому учат в гимназиях»

Мне очень нравится метафора «себя как автора», которую используют исследователи:

«Автор сталкивается лицом к лицу с пустой страницей, не зная, что сказать,  и самостоятельно борется с ненаписанным будущим… Найденный под влиянием вдохновения голос и авторское Я, наконец, звучат значительно и достоверно».

Вдохновенное творчество говорит из настоящих глубин личности, пишущей что-то, и несёт глубокую истину, резонирующую с мыслями многих из нас. Писатель не должен рассматривать писательство как отдельный вид деятельности — но как выражение своей глубинной самости и экзистенциальных переживаний.

Заразительность вдохновения также свойственна духовным и священным текстам, академической подаче и межличностному общению. Нас часто вдохновляют люди, которые говорят то, что мы сами хотели сказать, но у нас не было слов, чтобы выразить это. Заразительность вдохновения также может играть определенную роль в происхождении и эволюции культуры.

Совершенно очевидно, что художник не может быть отделен от мастерства. Я надеюсь увидеть больше исследований в этих направлениях. Последнее слово я оставлю за исследователями:

«Вдохновенный художник принимает участие в размахе истории, создавая не только полезный текст, но и такой, который просвещает, вдохновляет и поднимает дыбом волосы на телах грядущих поколений мыслителей».

Источник: Is Inspiration Contagious?/Scientific American.

На обложке: Эрнест Хемингуэй/© Роберт Капа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: