Спиритические сеансы от Артура Конан Дойла

Новый год уже успел порадовать нас свежим эпизодом сериала о Шерлоке Холмсе, а сейчас во всю развернулись святки – рождественские гадания, самым изощренным из которых является «вызов духов». Оказывается, и сам Сэр Артур Конан Дойл, подаривший миру великого сыщика, знал толк в мистических практиках. Сегодня мы расскажем о спиритических опытах великого писателя и поделимся самыми интересными наблюдениями, описанными им в «Истории спиритуализма» (1926 г.).

Несомненно, из всех даров провидения
самый милосердный и драгоценный — это
наше незнание того, что нас ждёт впереди.

Артур Конан Дойл, «Пестрая лента»

Артур Конан Дойл, "История спиритизма"

Sir Arthur Conan Doyle with psychic extra, c.1922. Gelatin silver photograph, Barlow Collection, British Library London

Сколь драгоценным ни был бы дар незнания, но, наверное, каждый смертный хоть раз желал приоткрыть завесу будущего, узнать свою судьбу, предсказать, что суждено и «на роду написано». Например, традиция святочных гаданий полна сотней «способов связи с потусторонним миром» — с использованием валенок, луковиц, зеркал, расчесок и всего, что только можно найти в хозяйстве. Наиболее искушенные читатели знакомы с «вызовом духов» — призывом умерших с помощью медиума, через которого души «сообщают знания» через заранее обусловленную систему знаков – стуки, движения тарелки или с помощью подвешенной иголки над начертанным алфавитным кругом. В пионерских лагерях это занятие было одним из самых интересных, а наиболее популярными для таких экстравагантных бесед были поэты и писатели — Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Пушкин, Лев Толстой, великие «вожди» — Петр I, Сталин и Ленин, и – самая зловещая – Пиковая Дама. Кто хоть раз участвовал в подобных мероприятиях, часто с холодком вспоминают всю процедуру, а полученные от духа  ответы на многие злободневные вопросы еще больше усиливают благоговейный ужас перед «нечистой силой» и заставляют трепетать перед тайной загробной жизни.

Хотите — верьте, хотите — нет, но подобные «забавы» чуть более ста лет назад считались делом отнюдь не праздным. В 19 веке в Европе, особенно в Англии, спиритические сеансы были чрезвычайно популярны, а поучаствовать в них стремился весь цвет европейского общества — ведущие политики, ученые, религиозные деятели, писатели. Одним из постоянных участников спиритических сеансов был сэр Артур Конан Дойл. Вот такой парадокс: писатель, подаривший миру одного из самых убежденных скептиков и материалистов — Шерлока Холмса — считал материалистов узко мыслящими и был одним из ведущих адептов спиритизма. Сначала он просто выступал в качестве наблюдателя спиритических сеансов, а к концу своих дней стал опытным медиумом и на досуге регулярно вызывал духов в кругу семьи. Спиритизм сэр Артур считал величайшим из знаний и видел в нем путь к избавлению человечества от мрака незнания и заблуждений. Об этом тонком явлении великий писатель прочел множество лекций по всему миру, написал несколько книг, любопытными зарисовками одной из таких — «Истории спиритизма» (The History of Spiritualism) — мы с вами сегодня делимся.

 

В двух словах о терминах

Как заботливо подсказывает нам Википедия, спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — дух) — религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов. Однако в России тонкости перевода как всегда смешали оттенки этих понятий. И в русском языке под спиритизмом в широком смысле понимается и спиритуализм как учение, религия и философия, а в узком – сами спиритические сеансы и практики во всем их разнообразии Далее в настоящей статье мы будем использовать спиритизм и спиритуализм как синонимы.. К таким практикам относятся не только собственно «вызов духов» в обыденном понимании и ведение с ними бесед через систему знаков. Другим видом спиритизма считается автоматическое письмо – когда медиум – человек, который наладил контакт с духом, впадает в особое состояние, транс, и становится «орудием» духа, записывая текст, который «диктует» некто. Другой практикой является письмо на грифельных досках – когда дух мелом «сам» записывает послания на досках. К прочим спиритическим практикам относятся и искусство левитации, материализация духа с появлением человекоподобных существ или их частей в виде, например, рук или лиц, во время сеанса. Вот неполный перечень «чудес», которые подарил миру спиритуализм.

Первый опыт

Спиритический сеанс

Типичный спиритический сеанс

Вообще Конан Дойл пишет, что спиритизм — это движение, которое, как считают многие, со времен явления Христа стало наиболее крупным событием в истории человечества (1). Говоря об истории этого загадочного явления, автор отмечает, что спиритизм так же древен, как и само человечество. Однако само учение имеет точную дату рождения, а именно 31 марта 1848 года. В этот день произошло «явление спиритизма народу» — во всем многообразии и при бесчисленных свидетелях — в пригороде Нью-Йорка, Гайдсвилле, в доме фермера господина Фокса.

Несколько лет жителей дома преследовали странные стуки, шаги и шорохи, имевшие неизвестное происхождение. Однако именно 31 марта 1848 года дочери мистера Фокса, Кейт и Маргарет, решили обратиться к неизвестному существу – в ответ на удары они стали щелкать пальцами. Одна из девочек произнесла: «Мистер Топотун, делай как я!» и начала хлопать в ладоши. В ответ раздались столько же хлопков. Далее к общению подключилась мать девочек – госпожа Фокс. Приводим ее рассказ:

Я задала следующий вопрос: «Может ли человек делать эти удары и настолько точно отвечать на вопросы?» Ответа не прозвучало. Я спросила: «Если ты дух, то стукни два раза». Раздались два удара. Следующий вопрос: «Если ты дух убитого, то стукни два раза». Тут же прозвучало два удара, причем таких, что весь дом задрожал. «Тебя убили в этом доме?» Ответ положительный. «Твой убийца еще жив?» Снова два удара. Я спрашивала еще и еще и узнала вот что: дух принадлежал мужчине тридцати одного года, которого убили в нашем доме и закопали в погребе: у мужчины была семья – жена, пятеро детей: три дочери и два сына; на момент его смерти все были живы, но жена уже умерла. «Если я позову соседей, вы продолжите стучать?»- спросила я. Два удара означало согласие. …

На следующий день, в субботу, доме было уже полно людей. Говорят, около трехсот человек (2).

Местные жители образовали целую комиссию, целью которой было выяснить все обстоятельства произошедшего. И выяснили. Издание Boston Journal, которое к спиритизму не имеет никакого отношения, в номере от 23 ноября 1904 года опубликовало такое сообщение:

Рочестер, штат Нью-Йорк, 2 ноября 1904 года

Кости мужчины, издававшего звуки, которые сестры Фокс услышали в 1848 году, найдены в том доме, где их семья проживала в то время. Все сомнения отпали — находка подтвердила, что сестры рассказывали правду о своем общении с духом.

Сестры Фокс были первыми, кто вступил в контакт с духом мужчины, убитого в их доме, — он сообщил о том, как произошло убийство и что его могила находится в погребе дома.
Обнаружение скелета целиком соответствует тем показаниям, которые 11 апреля 1848 года сделала Маргарет Фокс» (3).

После этого удивительного случая спиритизм произвёл на западе настоящий фурор, наиболее значительные случаи которого увлекательно и с подробными свидетельствами очевидцев приводит Сэр Артур Конан Дойл в своей книге.

 

Спиритизм и сильные мира сего

После первого случая общения с духами популярность спиритизма быстро набирала обороты. Среди поклонников нового учения было немало людей уважаемых, богатых и знаменитых. Многие, как и Конан Дойл, практиковали спиритизм, и, по свидетельствам, даже открытия и произведения некоторых авторов были созданы при помощи духов. Еще со школы всем известно, что периодическая система элементов Дмитрия Менделеева (1834-1907) приснилась ему в готовом виде. «Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, — и только в одном месте потребовалась поправка» (4).

Что же до писателей, которые создали свои произведения посредством спиритической практики «автоматического письма», то одним из ярких примеров является Чарльз Диккенс. Вот что пишут о нем Валерия и Владимир Дубковские:

Диккенс неоднократно признавался в том, что все свои романы написал под диктовку невидимого соавтора. Фактически все его творчество было ярким примером неинструментальной транскоммуникации. Интересно то, что после смерти Диккенса в 1870 году эта коммуникация не прервалась, а изменилась — теперь уже сам Диккенс выступил в роли «небесного соавтора». Его дух поступил точно так же, как души многих других творческих личностей, умерших с неоконченными делами. Такие души сразу после адаптации в новом измерении включаются в активную деятельность, продолжая свои земные дела. Для этого они начинают активные поиски земных каналов для передачи информации в наш материальный мир.

Диккенс совершил переход в Тонкий Мир, успев написать только половину романа «Тайна Эдвина Друда». В 1872 простой работник типографии Т. П. Джеймс из города Браттлборо, штат Вермонт, неожиданно стал получать «автоматические послания» от покойного Диккенса с продолжением романа. К июлю 1873 года Джеймс полностью записал окончание романа. После публикации полной версии даже самые скептически настроенные критики были вынуждены признать, что текст полностью соответствует стилю и словарю Диккенса (5).

В книге «История спиритулизма» встречаются сведения, что Авраам Линкольн советовался с духами относительно дня опубликования «декларации независимости». Так что, по убеждению сэра Конан Дойла, история США не обошлась без вмешательства потусторонней силы.

 

Спиритизм и скепсис

"История спиритуализма" Артура Конан Дойла. На фото: Сэр Артур Конан Дойл и Гарри Гудини

На фото: Сэр Артур Конан Дойл и Гарри Гудини

Общение с духами вызывало недоумение, подозрение и – часто – презрение в XIX веке не меньше, чем сегодня. Как только обнаруживался очередной медиум и человек «со способностями», кроме толп любопытных, искренне верящих в потусторонний мир и ищущих ответы на свои вопросы, к нему устремлялись вереницы скептиков, материалистов и разоблачителей, которые искали ответы на вопросы своего пытливого ума и пытались уличить медиума в мошенничестве. С этой целью создавались специальные комиссии, общества, комитеты. В их состав входили виднейшие ученые из разных областей знаний – медики, психологии, юристы, криминалисты, историки, лингвисты. Опыты и эксперименты проводились прямо во время сеансов, все действия тщательно протоколировались и детально описывались. Каким только испытаниям не подвергались страдальцы медиумы-спиритисты: их связывали, заковывали в цепи, сажали в деревянный ящик, раздевали догола и проводили бесчисленные манипуляции, чтобы исключить любую возможность подтасовать результаты сеансов. Итоги таких разоблачений были различными. Бывало, что самые отчаянные скептики посыпали голову пеплом и признавали существование «необъяснимых явлений». Однако чаще всего доклады таких обществ завершались констатацией собственного научного бессилия и невозможности объяснить причины происходящих явлений, но при полном отрицании любого их «потустороннего» источника.

На протяжении трех десятков лет отношение официальной науки к Спиритизму было таким же необъективным и неразумным, каким когда-то было отношение Церкви к Галилею, и существуй «научная инквизиция» — Спиритизм непременно подвергся бы этому наказанию (6).

Многие медиумы охотно шли на эксперименты, поскольку считали, что их миссия – раскрыть глаза человечеству. Однако, осознав тщетность любых попыток доказать существование мистических явлений и права спиритизма на существование, стали давать повод для подозрений, действительно «усиливая эффект» спиритических сеансов различными манипуляциями и махинациями. А свои просветительские «мессы» перед широкой аудиторией в доказательство спиритизма часто старались совместить с «элементами шоу», не упуская возможность заработать.

Чезаре Ломброзо – великий психиатр и основатель криминологии как науки, труды которого до сих пор являются базовыми для изучения в уголовно-правовой сфере, приглашался в качестве авторитетного эксперта во многие комиссии по разоблачению мистиков. Фиксируя факты обмана, когда они имели место, Ломброзо был полностью убежден в истинности происходящего и к концу жизни стал ярым сторонником спиритизма. Вот что он пишет об Эвсапии, одной из популярнейших медиумов своего времени:

Она нередко исполняла сложнейшие трюки. Если ее удерживали за руки, она могла высвободить одну и передвинуть расположенный близко предмет или кого-то коснуться; могла незаметно приподнять ногой ножку стула; поправляя прическу, могла незаметно вырвать волосок и опустить его на весы, чтобы привести их в движение. Однажды перед сеансом Фейфофер заметил ее в саду, где она собирала цветы, чтобы после в темной комнате незаметно подбросить их, словно «послание загробного мира»…

Тем не менее, когда ее обвиняли в жульничестве, она искренне огорчалась! Эти обвинения не всегда были справедливы. Теперь достоверно установлено, что она и в самом деле может выпускать псевдоконечности и действовать ими, как обычными руками и ногами. До этого долго считалось, что это ее обычные руки и ноги, которые она, отвлекая наблюдателей, незаметно высвобождала (7).

Одна из неприятнейших для Конан Дойла историй связана с именем великого иллюзиониста, скептика и разоблачителя шарлатанов Гарри Гудини. Писатель и иллюзионист были большими друзьями. Сэр Артур, желая доказать другу реальность спиритических практик, пригласил его однажды на сеанс к себе домой. Во время сеанса была вызвана мать Гудини, которая передала через медиума – жену писателя — письмо, адресованное сыну Гарри. Гудини был потрясен и полностью обезоружен. Конан Дойл не сомневался, что убедил друга и приобрел соратника по новому убеждению. Каково же было его удивление, когда спустя каких-то несколько дней Гудини опубликовал в газете New York Sun заявление, в котором утверждал, что за 25 лет своей профессиональной деятельности не нашел никаких доказательств истинности спиритических явлений. Оскорбленный, Конан Дойл написал другу следующее письмо:

Мой дорогой Гудини: Мне выслали New York Sun с вашей статьей и без сомнения хотели, чтобы я на нее ответил, но я не имею никакого желания устраивать спарринг с другом на публике, так что я оставил ее без ответа. Но тем не менее, я чувствую большое сожаление от этого. У вас есть права в этом мире придерживаться своего собственного мнения, но когда вы говорили, что не имеете никаких доказательств существования {этого явления}, вы сказали то, с чем я не могу сопоставить то, что я видел своими собственными глазами. Я знаю на многих примерах истинность медиумизма моей жены, и я видел то, что случилось с вами, и какой эффект это на вас произвело в тот момент (8).

Гудини ответил, что не мог объяснить, почему не верит в происходящее во время сеанса, но Конан Дойла не убедил. В дальнейшем Гарри Гудини совершил ряд разоблачений мошенничеств медиумов, бывших в фаворе у Конан Дойла. Это стало последней каплей во взаимоотношениях друзей — более они не общались.

***

Работа Артура Конан Дойла «История спиритизма» увлекает и озадачивает не меньше, чем его остросюжетные детективы. Ну что – прониклись? Как бы то ни было, так хочется верить в слова великого писателя, что «так называемые чудеса, от которых честные мыслители приходят в недоумение, на самом деле существуют» (9). Хотя бы в Новый год и Рождество…

Желаем вам настоящих чудес под Старый Новый год!

Обложка: Getty Images.

Источники:

1. Конан Дойл А. История спиритизма.//Перевод Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015С. 7.

2. Конан Дойл А. История спиритизма.//Перевод Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015С. 32.

3. Конан Дойл А. История спиритизма.//Перевод Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015С. 38.

4. Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли (сборник).

5. Нектар для души. Книга о судьбе, счастье и смысле жизни/Владимир Дубковский, Валерия Дубковская. — Москва: ACT, 2014.

6. Конан Дойл А. История спиритизма.//Перевод Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015 С. 68.

7. LambrosoC. AfterDeath – What?, 1909./Цит. по: Историяспиритизма. С. 124.

8. Цит. по: Dunning B. Harry Houdini and Sir Arthur Conan Doyle. Режим доступа: https://skeptoid.com/episodes/4430

9. Конан Дойл А. История спиритизма.//Перевод Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015. С. 75.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: