Путешествия во времени: феномен новой эры

Как давно идея преодоления времени начала волновать человечество? Разбираемся вместе с книгой «Путешествия во времени», которая исследуют более чем столетнюю историю этого феномена.

Сегодня человеческий разум запросто путешествует во времени — в мечтах, произведениях искусства и некоторых научных теориях. Вообще такие путешествия представляются нам прежде всего как давняя литературная традиция, уходящая корнями в незапамятную мифологию. Мы думаем, что путешествие во времени — ровесник богов и драконов. Это не так. Наши предки придумали бессмертие и перерождение, но машина времени была выше их понимания. Это феномен новой эры: когда Герберт Уэллс изобрел машину времени, он изобрел вместе с ней и новый образ мыслей. Книга издательства МИФ «Путешествия во времени» исследует более чем столетнюю историю этого феномена, объединив под обложкой достижения мысли ученых, писателей, режиссеров и журналистов.

 

Место и время

В средние века никто не стал бы возиться с будущим. Оно было неотличимо от настоящего. А вот моряки тогда открывали далекие места и странные народы, поэтому отдаленное место прекрасно подходило для воплощения любой, самой живой фантазии автора. Лемюэль Гулливер не путешествовал во времени. Ему достаточно было посетить «Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию». Уильям Шекспир, воображение которого, кажется, не имело границ и который свободно путешествовал по волшебным островам и зачарованным лесам, ни разу не придумал другое время.

 

Велосипед времени

Конец XIX века. Молодой человек по фамилии Уэллс мечтает стать писателем. Он живет в ногу со временем — и верит в свободную любовь, социализм и …велосипеды. Разъезжая на своем замечательном аппарате с трубчатым остовом и надувными шинами, он в какой-то момент видит рекламу приспособления под названием «домашний велосипед Хакера»: это конструкция с резиновыми колесами и педалями, которые можно вращать для тренировки и при этом никуда не передвигаться. То есть никуда не ехать в пространстве. Колеса крутятся — а время идет.

 

Уэллс vs Минковский

В начале XX века Альберт Эйнштейн еще только учился в мюнхенской гимназии. Оставалось совсем немного времени до 1908 г., когда немецкий математик Герман Минковский Герман Минковский (1864–1909) – немецкий математик и физик, автор геометрической теории чисел, пространства Минковского и геометрической четырехмерной модели теории относительности, кроме того, занимавшийся математической физикой, преимущественно в области электричества, а также вопросами гидродинамики и теории капиллярности. Прим. ред.  озвучил свою революционную идею: «Начиная с настоящего момента пространство само по себе и время само по себе обречены растаять до состояния теней, и только союз этих двух сущностей сохранит какую-то независимую реальность».

Герберт Уэллс додумался до этого первым, но, в отличие от Минковского, не пытался объединить все в одну теорию. Ему просто нужно было придумать какой-нибудь правдоподобный сюжетный ход для фантастического рассказа.

Математики уже догадывались, что три евклидовых измерения — не все, что есть на свете, и не конец игры, а только начало. Уже известен Август Мебиус, создавший свой знаменитый трехмерный «крендель» из двумерной поверхности, и Феликс Клейн, чья бутылка с петлями намекала на четвертое измерение (бутылка, в которую нельзя налить жидкость: она будет выливаться, не заполняя бутылку, поскольку внутренняя поверхность одновременно и внешняя). Были уже Гаусс, Риман и Лобачевский, мыслившие, что называется, вне рамок.

 

Непредсказуемая реальность

Какое-то время в Викторианской Англии четвертое измерение служило своеобразным убежищем для всего загадочного и духовного — для всего, что, казалось, маячит где-то на краю поля зрения. Рай вполне мог находиться в четвертом измерении. В конце концов, даже астрономы со своими телескопами его не видят.

«Мы стоим на пороге Четвертого Измерения!» — заявил в 1893 г. журналист Уильям Стид. Это место, «отблески которого мы видим время от времени в тех явлениях, что совершенно не объяснимы никакими законами трехмерного пространства». К примеру, ясновидение. И телепатия. Свой отчет Стид подал в Физическое исследовательское общество для дальнейшего изучения.

А девятнадцать лет спустя он поднялся на борт «Титаника» и утонул в Атлантическом океане.

 

Никакой мистики

По сравнению с ним Уэллс выглядит максимально трезвомыслящим и даже простым. Нет никакой мистики, четвертое измерение — это не театр теней. Это не рай, но это и не ад. Это время.

Что такое время? Не что иное, как еще одно направление, перпендикулярное к остальным. Только и всего. Просто никто до сих пор не сумел этого понять. «Вследствие прирожденной ограниченности нашего ума… мы склонны не замечать этого,— хладнокровно объясняет он. — Нет никакой разницы между временем и любым из трех измерений пространства, за исключением того, что именно вдоль него движется наше сознание».

Через удивительно короткое время этому представлению о времени суждено было стать общепринятым и классикой теоретической физики.


Подборка по теме

— 5 парадоксальных историй о путешествиях во времени: подборка от Nautil.us

— От чего зависит восприятие времени: загадки искажения


Подготовлено по книге «Путешествия во времени»
Обложка: Репродукция картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти», Альфонсо Ресендиз / Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: