Ассоциативная память: в помощь Homo Multitaskingus

Ученый-бихевиорист Тодд Роджерс размышляет о рассеянности современного многозадачного человека и рассказывает о том, как работает наша ассоциативная память и почему необычные визуальные сигналы, правильно размещенные в пространстве, работают лучше любых программ-напоминалок.

Ежегодно разные организации тратят миллионы долларов, пытаясь сделать своих сотрудников менее забывчивыми. Компании выделяют значительные средства на программное обеспечение и системы планирования. Администраторы используют разные знаки для привлечения внимания сотрудников и рассылают электронные письма, напоминающие коллегам о заполнении расписаний, регистрации в программах поощрения или подготовках ко встречам. И, конечно, люди сами воюют со своей забывчивостью.

Но наш опыт показал, что многие дорогие цифровые и бумажные средства борьбы с рассеянностью, широко используемые для решения проблемы забывания, могут быть заменены простой игрушкой. Возможно, объяснение кроется в необычности. Анализируя недостатки нашей собственной памяти, мы задавались вопросом, способно ли соединение намерения, которое легко забывается (например, возвращение библиотечной книги), с привлекающим внимание сигналом, например, игрушкой в форме пришельца, который будет появляться в соответствующее время, улучшить запоминание. В новой статье, недавно вышедшей в Psychological Science, мы рассказываем, что это действительно возможно.

Простой трюк, который мы называем «напоминание через ассоциацию», легко использовать в самых разных ситуациях: менеджеры могут прибегать к нему для улучшения работы персонала, маркетологи для увеличения продаж, а очень занятые профессионалы — чтобы не забывать кормить золотую рыбку или проведать больного друга. Напоминание через ассоциацию связывает наши намерения и цели (важные вещи, о которых мы должны вспомнить в будущем) с подсказкой, которая способна появляться тогда, когда мы в ней будем нуждаться.

Возьмем случай с кафе, когда оно пытается напомнить своим клиентам о купонах, которые можно использовать во время своего следующего визита. В рамках нашего исследования мы пробовали выяснить, может ли подход «напоминание через ассоциацию» помочь в решении этой проблемы. Для этого мы отправили своих ассистентов поработать на кофешоп в Кембридже (штат Массачусетс) в течение семи часов во вторник. Кафе было занято, а наши ассистенты распространяли на улице купоны, обещая людям по 1 доллару с каждой их покупки в четверг (через два дня). Всего раздали купоны примерно 500 клиентам. Каждый купон был прикреплен к флаеру. Половина покупателей получила листовки с надписью «Когда вы увидите кассовый аппарат в четверг, вспомните про этот купон». Другая половина получила такой же флаер плюс дополнительный флаер с изображением красочного инопланетянина и текстом о том, что в четверг на кассе будет сидеть пришелец, который напомнит им использовать этот купон.

Инопланетянин сделал свою работу: через два дня 24% клиентов, которым рассказывали об пришельце, помнили о возможности использовать свой купон, в то время как только 17% тех, кто получил обычный флаер с напоминанием о кассовом аппарате, сделали то же. И это на 41% больше доли тех клиентов, которые вообще не воспользовались купоном!

Почему инопланетянин эффективнее кассового аппарата? Чтобы напоминание через ассоциацию работало хорошо, оно должно быть своеобразным — быть как бы не к месту, включать то, что бросается в глаза. Например, чтобы напомнить себе отправить стопку счетов утром, положите на них теннисный мяч. Если вы хотите не забыть поставить прививку от гриппа осенью в местной поликлинике, попробуйте сказать себе, что вы пойдете туда, когда начнутся приготовления к Хэллоуину. А чтобы напомнить сотрудникам заполнить лист для регистрации на праздничную вечеринку, поместите его рядом с новым большим стеклянным шаром на столе регистратора и передайте коллегам, чтобы они зарегистрировались, когда увидят в офисе новый декоративный предмет.

Переместившись из кафе в нашу исследовательскую лабораторию, мы обнаружили, что отличительные визуальные сигналы могут работать даже лучше, чем письменные напоминания. Например, в одном онлайн-эксперименте участникам, которые планировали сделать благотворительное пожертвование, мы говорили, что им напомнят об этом либо с помощью письменного напоминания, либо с помощью изображения инопланетянина. Когда пришло время, 92% тех, кто видел пришельца, вспоминали о пожертвовании, по сравнению с 78% тех, кто видел письменное напоминание, и 71% тех, кто не получал напоминания вовсе.

Напоминание через ассоциацию могло бы значительно облегчить людям достижение их целей, сохраняя при этом их собственные ресурсы и ресурсы их организации. К сожалению, многие недооценивают потребность в таких подсказках. В одном из наших экспериментов мы предоставили участникам возможность заплатить небольшую сумму денег (0,03 цента), чтобы позже они могли получить сигнал (рисунок слона), напоминающий им сделать шаг, необходимый для получения бонусов в размере 60 центов. Только 53% решили заплатить за напоминание. Те, кто заплатил за напоминание, чаще обращались за выплатой бонуса и в результате получали больше денег (за вычетом платы за напоминание), чем те, кто отказался от такой услуги.

Этот трюк с памятью, в котором участвуют инопланетяне и слоны, может показаться странным, но он действительно способен сохранить для вас или вашей организации больше времени и денег и даже улучшить ваше самочувствие. Чтобы убедиться в этом, попробуйте использовать напоминания через ассоциации, чтобы «подтолкнуть» людей к выполнению важных, но легко забываемых задач — от обновления различных форм отчетности до планирования ежегодного медосмотра. Кто бы мог подумать, что игрушка в форме инопланетянина может обладать такой силой?

Источник: A New Way to Remember: The Power of Quirky Memory Jogs / Scientific American.

Обложка: кадр из сериала «Шерлок» / BBS One.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Обозреватель:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: