Ассоциативная память: в помощь Homo Multitaskingus



Ученый-бихевиорист Тодд Роджерс размышляет о рассеянности современного многозадачного человека и рассказывает о том, как работает наша ассоциативная память и почему необычные визуальные сигналы, правильно размещенные в пространстве, работают лучше любых программ-напоминалок.

Ежегодно разные организации тратят миллионы долларов, пытаясь сделать своих сотрудников менее забывчивыми. Компании выделяют значительные средства на программное обеспечение и системы планирования. Администраторы используют разные знаки для привлечения внимания сотрудников и рассылают электронные письма, напоминающие коллегам о заполнении расписаний, регистрации в программах поощрения или подготовках ко встречам. И, конечно, люди сами воюют со своей забывчивостью.

Но наш опыт показал, что многие дорогие цифровые и бумажные средства борьбы с рассеянностью, широко используемые для решения проблемы забывания, могут быть заменены простой игрушкой. Возможно, объяснение кроется в необычности. Анализируя недостатки нашей собственной памяти, мы задавались вопросом, способно ли соединение намерения, которое легко забывается (например, возвращение библиотечной книги), с привлекающим внимание сигналом, например, игрушкой в форме пришельца, который будет появляться в соответствующее время, улучшить запоминание. В новой статье, недавно вышедшей в Psychological Science, мы рассказываем, что это действительно возможно.

Простой трюк, который мы называем «напоминание через ассоциацию», легко использовать в самых разных ситуациях: менеджеры могут прибегать к нему для улучшения работы персонала, маркетологи для увеличения продаж, а очень занятые профессионалы — чтобы не забывать кормить золотую рыбку или проведать больного друга. Напоминание через ассоциацию связывает наши намерения и цели (важные вещи, о которых мы должны вспомнить в будущем) с подсказкой, которая способна появляться тогда, когда мы в ней будем нуждаться.

Возьмем случай с кафе, когда оно пытается напомнить своим клиентам о купонах, которые можно использовать во время своего следующего визита. В рамках нашего исследования мы пробовали выяснить, может ли подход «напоминание через ассоциацию» помочь в решении этой проблемы. Для этого мы отправили своих ассистентов поработать на кофешоп в Кембридже (штат Массачусетс) в течение семи часов во вторник. Кафе было занято, а наши ассистенты распространяли на улице купоны, обещая людям по 1 доллару с каждой их покупки в четверг (через два дня). Всего раздали купоны примерно 500 клиентам. Каждый купон был прикреплен к флаеру. Половина покупателей получила листовки с надписью «Когда вы увидите кассовый аппарат в четверг, вспомните про этот купон». Другая половина получила такой же флаер плюс дополнительный флаер с изображением красочного инопланетянина и текстом о том, что в четверг на кассе будет сидеть пришелец, который напомнит им использовать этот купон.

Инопланетянин сделал свою работу: через два дня 24% клиентов, которым рассказывали об пришельце, помнили о возможности использовать свой купон, в то время как только 17% тех, кто получил обычный флаер с напоминанием о кассовом аппарате, сделали то же. И это на 41% больше доли тех клиентов, которые вообще не воспользовались купоном!

Почему инопланетянин эффективнее кассового аппарата? Чтобы напоминание через ассоциацию работало хорошо, оно должно быть своеобразным — быть как бы не к месту, включать то, что бросается в глаза. Например, чтобы напомнить себе отправить стопку счетов утром, положите на них теннисный мяч. Если вы хотите не забыть поставить прививку от гриппа осенью в местной поликлинике, попробуйте сказать себе, что вы пойдете туда, когда начнутся приготовления к Хэллоуину. А чтобы напомнить сотрудникам заполнить лист для регистрации на праздничную вечеринку, поместите его рядом с новым большим стеклянным шаром на столе регистратора и передайте коллегам, чтобы они зарегистрировались, когда увидят в офисе новый декоративный предмет.

Переместившись из кафе в нашу исследовательскую лабораторию, мы обнаружили, что отличительные визуальные сигналы могут работать даже лучше, чем письменные напоминания. Например, в одном онлайн-эксперименте участникам, которые планировали сделать благотворительное пожертвование, мы говорили, что им напомнят об этом либо с помощью письменного напоминания, либо с помощью изображения инопланетянина. Когда пришло время, 92% тех, кто видел пришельца, вспоминали о пожертвовании, по сравнению с 78% тех, кто видел письменное напоминание, и 71% тех, кто не получал напоминания вовсе.

Напоминание через ассоциацию могло бы значительно облегчить людям достижение их целей, сохраняя при этом их собственные ресурсы и ресурсы их организации. К сожалению, многие недооценивают потребность в таких подсказках. В одном из наших экспериментов мы предоставили участникам возможность заплатить небольшую сумму денег (0,03 цента), чтобы позже они могли получить сигнал (рисунок слона), напоминающий им сделать шаг, необходимый для получения бонусов в размере 60 центов. Только 53% решили заплатить за напоминание. Те, кто заплатил за напоминание, чаще обращались за выплатой бонуса и в результате получали больше денег (за вычетом платы за напоминание), чем те, кто отказался от такой услуги.

Этот трюк с памятью, в котором участвуют инопланетяне и слоны, может показаться странным, но он действительно способен сохранить для вас или вашей организации больше времени и денег и даже улучшить ваше самочувствие. Чтобы убедиться в этом, попробуйте использовать напоминания через ассоциации, чтобы «подтолкнуть» людей к выполнению важных, но легко забываемых задач — от обновления различных форм отчетности до планирования ежегодного медосмотра. Кто бы мог подумать, что игрушка в форме инопланетянина может обладать такой силой?

Источник: A New Way to Remember: The Power of Quirky Memory Jogs / Scientific American
Обложка: кадр из сериала «Шерлок» / BBC One

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. That inigsht’s just what I’ve been looking for. Thanks!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: