«Ключ к себе. Управляем гневом»: как помочь подростку справляться с негативными эмоциями

Become a Patron!

Какие бывают стадии гнева? Как он искажает реальность? И почему важно учить детей не бороться с гневом, а управлять им? Выбрали отрывок из рабочей тетради для подростков «Ключ к себе. Управляем гневом», где максимально простым языком даются ответы на эти вопросы и которую полезно полистать не только подросткам, но и их родителям.

Правда ли, что гнев разрушает? Должны ли мы учить детей бороться со злостью и другими негативными чувствами? «Нет», — уверенно отвечает психолог Рашелл Ломан в своей книге «Ключ к себе. Управляем гневом». Проявлять гнев — нормально. Ненормально, когда гнев начинает разрушительно влиять на жизнь, мешая принимать важные решения и рвать отношения с окружающими. 

«Назначение этой рабочей тетради — помочь подростку справиться с негативными мыслями, не теряя контроля над собой и не испытывая чувства вины, — комментирует шеф-редактор издательства МИФ Светлана Мотылькова. — В нее входят упражнения на основе терапии ACT (терапии принятия и ответственности). Эта тетрадь — часть серии «Ключ к себе. Простые практики самопомощи» (также в серии «Справляемся со стрессом»«Даем отпор грусти и депрессии»«Берем эмоции под контроль» и др.). Тетради серии основаны на методах терапии с доказанной эффективностью, а их авторы — профессиональные психологи и консультанты. По сути, это альтернатива походу к психологу по доступной цене». 

Выбрали отрывок из книги, посвященный стадиям гнева и принятию решений в состоянии злости.

Стадии гнева

Что надо знать? 

Гнев накапливается постепенно. Поняв, как он развивается в твоем случае, ты сможешь научиться быстро замечать, что выходишь из себя, и обезвреживать эмоции, прежде чем они возьмут над тобой верх.

Следующая история иллюстрирует стадии гнева. Читая ее, подумай, через какие этапы ты проходишь, когда начинаешь сердиться.

Стадия 1. Какой-то раздражитель инициирует гнев                

Алекс собирался на важный футбольный матч. Он посмотрел на часы и увидел, что уже пятнадцать минут шестого. Через четверть часа надо быть на стадионе, родители должны были его подвезти, а дома до сих пор никого нет. Куда они подевались? Он позвонил по телефону, но никто не ответил. С каждой минутой Алекс нервничал все больше и больше.

Какой у Алекса раздражитель? Правильно, «страх опоздать»!

Стадия 2. Чтобы оправдать свой гнев, ты подпитываешь себя иррациональной и искаженной информацией

Алекс с нетерпением ждал возвращения родителей и непрерывно думал: «Пока я доберусь до стадиона, игра уже закончится, и меня выгонят из команды!»

Гнев искажает реальность. Обрати внимание, что Алекс верит в собственные мысли, и это подталкивает его обвинять, преувеличивать и видеть ситуацию в черных красках. 

Стадия 3. Ты реагируешь, исходя из вызванных гневом мыслей и чувств

Без двадцати шесть папа подъехал к гаражу и посигналил. Алекс вылетел из дома — сердце колотилось, он был просто вне себя. Он распахнул дверь, бросил назад форму, запрыгнул на сиденье пассажира, хлопнул дверью и крикнул: «Поехали живо! Если меня вышвырнут из команды, это ты будешь виноват!»

Алекс позволил стрессу подпитывать гнев. Он не стал учитывать возможные причины опоздания: например, у отца могли быть проблемы с машиной или он застрял в большой пробке из-за дорожного происшествия. Когда ты сердишься, эмоции легко могут тебя ослепить и помешать увидеть другие варианты.

Что надо сделать?

Зародившись, гнев Алекса прошел через несколько стадий и вылился в полноценную вспышку. Теперь напиши новое окончание этой истории. Подумай о следующих вопросах. Как Алекс мог бы поработать со своими раздражителями и справиться с иррациональными и искаженными мыслями? Как он будет играть на поле под влиянием злости? А если приедет на стадион спокойный и уравновешенный?

…и еще кое-что!

Вспомни момент, когда ты был в ярости. Опиши стадии развития своего гнева. 

    • Стадия 1. Что-то вызывает гнев. Какие раздражители его инициировали?
    • Стадия 2. Мышление искажается. Что ты говорил себе, чтобы оправдать свой гнев? Может быть, ты сваливал вину на других или перепрыгивал к ошибочным выводам, не зная всех фактов?
    • Стадия 3. Ты реагируешь на искаженные мысли и чувства. Как искаженные мысли воплощались в твоем поведении?

Часто говорят, что человек «задним умом крепок». Эта поговорка значит, что если бы он мог отправиться в прошлое и знал то, что знает теперь, он поступил бы по-другому. Посмотри на свою ситуацию и расскажи, что бы ты сделал иначе, если бы знал об этапах развития гнева.


Читайте также

«Гнев – это кратковременное помешательство»: стоики знали, как обуздать его

Экзистенциальная терапия: что нам могут дать страх, гнев, печаль


Взвешивай варианты

Что надо знать?

Одни жизненные решения принять легко, другие не очень, но, если они подпитываются гневом, последствия могут быть плохими в любом случае: сложно думать трезво, когда тебя обуревают эмоции. Если ты сердишься, важно тщательно взвешивать варианты, чтобы потом не жалеть о своих поступках.

В жизни тебе придется принимать много разных решений. Среди них будут и маленькие, например что надеть на свидание и какое кино посмотреть, и большие, и даже те, которые могут изменить твою судьбу, — например, сесть в машину с выпившим другом за рулем, выскользнуть на вечеринку без ведома родителей или ввязаться в драку в школе с человеком, который тебе не нравится.

Гнев может затуманить твою оценку и сильно затруднить принятие хороших решений. Чтобы выбирать лучшие варианты и избегать негативных последствий, надо научиться взвешивать все за и против.

Что надо сделать?

История Эвана

Несколько друзей сказали Эвану, что Коди хочет подраться с ним после уроков. Коди нарывался с самого начала школьного года. Эван уже два месяца старался не обра- щать на него внимания, но после последней выходки терпение лопнуло. С него было довольно. Он так разозлился, что ему хотелось только заткнуть Коди глотку. И все же, несмотря на гнев, он не был уверен, что драка — правильное решение.

Прежде чем сделать то, о чем он потом будет жалеть, Эван решил остановиться и обдумать возможные варианты, взвесив все за и против. Список получился такой:

  • Заткнуть Коди раз и навсегда будет очень приятно.
  • Меня выгонят из школы.
  • Коди перестанет трепать обо мне языком.
  • Учителя будут ко мне хуже относиться.
  • Полиция может меня обвинить в нападении с отягчающими обстоятельствами, и я попаду в суд.
  • Кто-то может серьезно пострадать.
  • Я очень разочарую родителей.
  • Другие увидят, что со мной лучше не связываться.

Можешь придумать еще какие-то аргументы за и против драки?

Помоги Эвану взвесить варианты и решить, стоит или не стоит драться с Коди. Для этого определи, являются ли пункты выше аргументами в пользу такого решения, и запиши их в соответствующем столбце таблицы.

Управление гневом

Посмотри еще раз на все эти за и против и скажи, какое решение, по-твоему, должен принять Эван. Объясни, почему это самый хороший вариант.

…и еще кое-что!

Подумай, какое решение тебе в настоящее время нужно принять (необязательно связанное с гневом). Потренируйся оценивать все возможные варианты, расписывая их плюсы и минусы. Можешь скопировать форму ниже (до заполнения) или создать собственную на компьютере или смартфоне.

Управление гневом

Продумывай все за и против имеющихся вариантов каждый раз, когда тебе нужно принять решение.

Обложка: кадр из х/ф «Заводной апельсин» (реж. Стэнли Кубрик, 1971 г.) / Warner Bros.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: