Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными.
Искусственный рай, идеологизированная реальность, беспристрастное небо: в очередном ликбезе по искусству Анна Селюнина анализирует творчество одного из основателей соц-арта Эрика Булатова, картины которого так же двойственны, как и окружающая нас действительность.
…Пусть всегда будет солнце,
пусть всегда будет небо…
Авангардист Эрик Владимирович Булатов — единственный русский художник, чьи работы выставлялись в Лувре и в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду. В 1988 году он был признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Сам Булатов относится к такому положению дел с долей иронии, между тем его картины пользуются неизменным успехом на ведущих аукционах мира.
Его произведения синтезируют плакатные надписи с реалистично выполненными фрагментами окружающего мира. Фразы в картинах выхвачены из контекста современной действительности, тем самым они дают наблюдателю простор для творческого воображения. Порой картины вызывают диаметрально разный эмоциональный отклик. Одни пробуждают внутреннего ребенка, взгляд которого наполнен любопытством и желанием понять то, что изображено. Другие возвращают в прошлое и заставляют вглядываться в себя. «Как идут дела» и «Тучи растут» внешне очень схожи, но совершенно различные по смыслу. В первой картине тучи на фоне голубого неба над городом рождают ощущение весны, надежды и радости. Человеческий мирок незначителен по сравнению с пространством Вселенной, огромное голубое небо нам явно на это намекает. Ждет, что мы вглядимся в него и увидим, как мелочны наши заботы по сравнению с его величавой бесконечностью. «Тучи растут», наоборот, таит в себе тревогу и чувство опасности. Наступление грозы как наказания, если рассматривать картину в библейском контексте. Люди не живут в гармонии с собой и миром. Навязанные идеологические догмы и культы вождей могут создать лишь искусственный рай.
Взгляд Булатова — это взгляд реалиста. Понятным языком он умело рассказывает о двойственности окружающей действительности без полупрозрачных намеков. Цвет играет важную роль: с его помощью можно понять настроение автора, его мысли о добре и зле, увидеть ностальгии по уходящему и желание перемен. В двух последних картина («Слава КПСС», «Вид Москвы из Мадрида») художник сравнивает идеологизированную реальность и реальность естественную. Обе противостоят друг другу, и от этого наше сознание находится в замешательстве в этом пространстве. Раскрывая изнанку образа мыслей, он становится отражением национального типа сознания. Поэтому его картины точно так же нуждаются в зрителе, как зритель в них. В зыбком и изменчивом мире картина — это надежда и опора. Взаимодействуя, можно понять не только ее, но и жизнь, которую проживаешь здесь и сейчас.
Обложка: «Свобода есть свобода», Эрик Булатов / Cea +/ Flickr.
Эрик Булатов это не только надписи.