Изнанка нации в картинах Эрика Булатова

Искусственный рай, идеологизированная реальность, беспристрастное небо: в очередном ликбезе по искусству Анна Селюнина анализирует творчество одного из основателей соц-арта Эрика Булатова, картины которого так же двойственны, как и окружающая нас действительность.

…Пусть всегда будет солнце,

 пусть всегда будет небо…

 

Эрик Булатов, «Наше время пришло», «Перестройка»

Эрик Булатов, «Наше время пришло», «Перестройка»

Авангардист Эрик Владимирович Булатов — единственный русский художник, чьи работы выставлялись в Лувре и в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду. В 1988 году он был признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Сам Булатов относится к такому положению дел с долей иронии, между тем его картины пользуются неизменным успехом на ведущих аукционах мира.

Эрик Булатов, «Как идут облака-как идут дела», «Тучи растут»

Эрик Булатов, «Как идут облака-как идут дела», «Тучи растут»

Его произведения синтезируют плакатные надписи с реалистично выполненными фрагментами окружающего мира. Фразы в картинах выхвачены из контекста современной действительности, тем самым они дают наблюдателю простор для творческого воображения. Порой картины вызывают диаметрально разный эмоциональный отклик. Одни пробуждают внутреннего ребенка, взгляд которого наполнен любопытством и желанием понять то, что изображено. Другие возвращают в прошлое и заставляют вглядываться в себя. «Как идут дела» и «Тучи растут» внешне очень схожи, но совершенно различные по смыслу. В первой картине тучи на фоне голубого неба над городом рождают ощущение весны, надежды и радости. Человеческий мирок незначителен по сравнению с  пространством Вселенной, огромное голубое небо нам явно на это намекает. Ждет, что мы вглядимся в него и увидим, как мелочны наши заботы по сравнению с его величавой бесконечностью. «Тучи растут», наоборот, таит в себе тревогу и чувство опасности. Наступление грозы как наказания, если рассматривать картину в библейском контексте. Люди не живут в гармонии с собой и миром. Навязанные идеологические догмы  и культы вождей могут создать лишь искусственный рай.

Эрик Булатов, «Слава КПСС», «Вид Москвы из Мадрида»

Эрик Булатов, «Слава КПСС», «Вид Москвы из Мадрида»

Взгляд Булатова — это взгляд реалиста. Понятным языком он умело рассказывает о двойственности окружающей действительности без полупрозрачных намеков. Цвет играет важную роль: с его помощью можно понять настроение автора, его мысли о добре и зле, увидеть ностальгии по уходящему и желание перемен. В двух последних картина («Слава КПСС», «Вид Москвы из Мадрида») художник сравнивает идеологизированную реальность и реальность естественную. Обе противостоят друг другу, и от этого наше сознание находится в замешательстве в этом пространстве. Раскрывая изнанку образа мыслей, он становится отражением национального типа сознания. Поэтому его картины точно так же нуждаются в зрителе, как зритель в них. В зыбком и изменчивом мире картина — это надежда и опора. Взаимодействуя, можно понять не только ее, но и жизнь, которую проживаешь здесь и сейчас.

Обложка: «Свобода есть свобода», Эрик Булатов / Cea +/ Flickr.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обозреватель:

Один комментарий

  1. Эрик Булатов это не только надписи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: